Список, который я не смог составить ( 11 фото )
- 29.07.2019
- 2 544
После того, как я опубликовал аннотированный список ста лучших фильма по версии ЮНЕСКО 1978 года, мне часто приходила мысль продолжить тему и перечислить фильмы, которые всенепременно должны были быть в списке, но не попали в негшо по разным причинам.
Например, считалось избыточным давать несколько фильмов одного режиссёра, даже если они зашкаливающе гениальны, если они типологически совпадают с уже имеющимися. Или, к примеру, если у фильма уж очень одиозная репутация – он тоже оказывался вне списка. Ну, и другие причины, более веские. Например, фильм был забыт или неизвестен в 1978 году – ведь тогда ни видео ни открытых архивов не было, и старое кино выходило к зрителю лишь через узенькую щёлочку фестивальных и музейных ретроспектив.
В общем, я садился и начинал...
Чего в этом списке не хватает? Ну, конечно же, «Лоуренса Аравийского» Дэвида Лина! В Золотой сотне есть, разумеется, фильм Лина, но это «Короткая встреча», взятая, как чисто английская версия «лирического нуара», да к тому же по сценарию Ноэля Коуарда. Но! «Лоуренс» лучше. Вдобавок, он сильно опередил своё время. Значит, ставим в дополнение к списку «Лоуренса Аравийского». Но разве «Мост через реку Квай» того же Дэвида Лина хуже? Нет. Кроме того, это лучшая роль Алека Гиннеса. Так. Теперь у нас уже два фильма Лина. Но этот режиссёр ещё сделал совершенно поразительную и тоже сильно опередившую своё время «Дочь Райана», фильм, ничуть не менее совершенный, чем, скажем, «Смерть в Венеции». Так? Именно так. А кроме того, Дэвид Лин автор изумительно стильных и глубоких экранизаций Диккенса, таких, как «Большие ожидания» и «Дэвид Копперфильд», составивших в кинематографе целую эпоху. Можно ли о них забыть? Нет, невозможно.
И как мы теперь выглядим? Целая куча фильмов Лина в числе «лучшего из лучшего». Немного глупо выглядит... Ладно, ограничимся «Лоуренсом Аравийским».
Идём дальше. Вот у нас фон Штрогейм с «Алчностью». Но сам режиссёр считал (и справедливо) своим лучшим фильмом «Королеву Келли», от которой до нас дошли только обрывки. Надо брать? Надо, обязательно. Даже эти руины поражают красотой и масштабностью.
Или вот Всеволод Пудовкин. «Мать», разумеется, в списке наличествует, но нет «Потомка Чингиз-Хана» по сценарию Осипа Брика. А разве может быть Золотая Сотня без этого фильма? Нет, не может. И это чуть ли не единственное моё категорическое разногласие с легендарным списком. Я могу смириться с отсутствием «Падения Санкт-Петербурга» или «Механики головного мозга», но не с пропуском «Потомка Чингиз-Хана».
Потом я вспоминал Луиса Бунюэля, и список опять начинал плыть. Ведь в «лучшем из лучшего» всенепременно должны были быть не только «Андалузкий пес», «Золотой век», «Ангел-Истребитель» (которого, впрочем, можно безболезненно заменить на «Преступную жизнь Арчибальда де ля Круса») и «Виридиана», но и «Забытые», «Назарин», «Тристана», «Скромное обаяние буржуазии». Что из этого можно вычеркнуть? Ничего. Рука не поднимется. С Висконти и того хуже. Практически всё, снятое после «Рокко и его братьев», должно быть в списке величайших достижений кинематографа, да и «Чувство» тоже...
Другими словами, список бесконечен. Составить его нельзя.
Но можно бросить несколько названий, которые ну позарез должны быть в Золотой сотне.
Во-первых, это уже упоминавшиеся «Потомок Чингиз-Хана» и «Королева Келли». Затем, «Страница безумия» Кинугасы, которая в момент составления списка попросту не была известна большинству киноведов – копию фильма только-только нашли и едва успели отреставрировать. Потом «Наполеон» Абеля Ганса. Этот фильм в 1978 году не был восстановлен, не был приведён в приемлемое состояние, оставаясь «легендарным фильмом-невидимкой». Восстановили его уже в XXI веке.
Кроме этого, «Третья Мещанская (Любовь втроём)» Абрама Роома и «Ящик Пандоры» Вильгельма Пабста с несравненной Луизой Брукс в главной роли. Когда к юбилею Роома «Третью Мещанскую» показапи мировым киноведам, которые про этот фильм читали в книжках, но воотчию не видели, они офигели, и с тех пор шедевр Роома всегда в списках «маст си». А фильм Пабста, это же квинтэссенция европейского кино 20-х годов. Да и вообще, Пабст велик, он сам целая эпоха. Пусть он не так велик, как Дэвид Лин, но без «Трегрошовой оперы» и «Ящика» все искусство ХХ века было бы другим.
Из американских комедий 30-х годов я бы выделил «Суматоху в раю» Эрнста Любича, потому что Золотая Сотня без Любича выглядит нелепо. Точно так же нелепо выглядит Сотня без Анри Клузо, но тут вопрос – что из него взять? Раннего Клузо или позднего? Может быть, легендарного «Ворона»? Может, «Истину», единственный фильм, где Бриджит Бардо раскрылась как большая актриса с огромным потенциалом?
Ну, а Пьер Паоло Пазолини? В списке нет ни «Евангелия по Матфею», ни «Мама Рома», ни «Декамерона» ни даже «Свинарника»! Да разве так можно! Два фильма Рене Клера, но ни одного Пазолини. Прокол, очевидный прокол...
Не говоря уже о том, что из послевоенного советского кинематографа взяты только «Андрей Рублев» и «Тени забытых предков», фильмы, безусловно, замечательные, а «Тени» так просто гениальные, однако и «Летят журавли» Калатозова, и «Долгие проводы» Киры Муратовой, и «Двадцать дней без войны» Германа должны были бы... Ах да, «Проводы» и «Без войны» почти неизвестны на Западе. Их старались не показывать иностранным кинокритикам.
И вот так мы бредём по каменистой тропе воспоминаний, подбирая бриллианты, валяющиеся на обочине...
Например, считалось избыточным давать несколько фильмов одного режиссёра, даже если они зашкаливающе гениальны, если они типологически совпадают с уже имеющимися. Или, к примеру, если у фильма уж очень одиозная репутация – он тоже оказывался вне списка. Ну, и другие причины, более веские. Например, фильм был забыт или неизвестен в 1978 году – ведь тогда ни видео ни открытых архивов не было, и старое кино выходило к зрителю лишь через узенькую щёлочку фестивальных и музейных ретроспектив.
В общем, я садился и начинал...
Чего в этом списке не хватает? Ну, конечно же, «Лоуренса Аравийского» Дэвида Лина! В Золотой сотне есть, разумеется, фильм Лина, но это «Короткая встреча», взятая, как чисто английская версия «лирического нуара», да к тому же по сценарию Ноэля Коуарда. Но! «Лоуренс» лучше. Вдобавок, он сильно опередил своё время. Значит, ставим в дополнение к списку «Лоуренса Аравийского». Но разве «Мост через реку Квай» того же Дэвида Лина хуже? Нет. Кроме того, это лучшая роль Алека Гиннеса. Так. Теперь у нас уже два фильма Лина. Но этот режиссёр ещё сделал совершенно поразительную и тоже сильно опередившую своё время «Дочь Райана», фильм, ничуть не менее совершенный, чем, скажем, «Смерть в Венеции». Так? Именно так. А кроме того, Дэвид Лин автор изумительно стильных и глубоких экранизаций Диккенса, таких, как «Большие ожидания» и «Дэвид Копперфильд», составивших в кинематографе целую эпоху. Можно ли о них забыть? Нет, невозможно.
И как мы теперь выглядим? Целая куча фильмов Лина в числе «лучшего из лучшего». Немного глупо выглядит... Ладно, ограничимся «Лоуренсом Аравийским».
Идём дальше. Вот у нас фон Штрогейм с «Алчностью». Но сам режиссёр считал (и справедливо) своим лучшим фильмом «Королеву Келли», от которой до нас дошли только обрывки. Надо брать? Надо, обязательно. Даже эти руины поражают красотой и масштабностью.
Или вот Всеволод Пудовкин. «Мать», разумеется, в списке наличествует, но нет «Потомка Чингиз-Хана» по сценарию Осипа Брика. А разве может быть Золотая Сотня без этого фильма? Нет, не может. И это чуть ли не единственное моё категорическое разногласие с легендарным списком. Я могу смириться с отсутствием «Падения Санкт-Петербурга» или «Механики головного мозга», но не с пропуском «Потомка Чингиз-Хана».
Потом я вспоминал Луиса Бунюэля, и список опять начинал плыть. Ведь в «лучшем из лучшего» всенепременно должны были быть не только «Андалузкий пес», «Золотой век», «Ангел-Истребитель» (которого, впрочем, можно безболезненно заменить на «Преступную жизнь Арчибальда де ля Круса») и «Виридиана», но и «Забытые», «Назарин», «Тристана», «Скромное обаяние буржуазии». Что из этого можно вычеркнуть? Ничего. Рука не поднимется. С Висконти и того хуже. Практически всё, снятое после «Рокко и его братьев», должно быть в списке величайших достижений кинематографа, да и «Чувство» тоже...
Другими словами, список бесконечен. Составить его нельзя.
Но можно бросить несколько названий, которые ну позарез должны быть в Золотой сотне.
Во-первых, это уже упоминавшиеся «Потомок Чингиз-Хана» и «Королева Келли». Затем, «Страница безумия» Кинугасы, которая в момент составления списка попросту не была известна большинству киноведов – копию фильма только-только нашли и едва успели отреставрировать. Потом «Наполеон» Абеля Ганса. Этот фильм в 1978 году не был восстановлен, не был приведён в приемлемое состояние, оставаясь «легендарным фильмом-невидимкой». Восстановили его уже в XXI веке.
Кроме этого, «Третья Мещанская (Любовь втроём)» Абрама Роома и «Ящик Пандоры» Вильгельма Пабста с несравненной Луизой Брукс в главной роли. Когда к юбилею Роома «Третью Мещанскую» показапи мировым киноведам, которые про этот фильм читали в книжках, но воотчию не видели, они офигели, и с тех пор шедевр Роома всегда в списках «маст си». А фильм Пабста, это же квинтэссенция европейского кино 20-х годов. Да и вообще, Пабст велик, он сам целая эпоха. Пусть он не так велик, как Дэвид Лин, но без «Трегрошовой оперы» и «Ящика» все искусство ХХ века было бы другим.
Из американских комедий 30-х годов я бы выделил «Суматоху в раю» Эрнста Любича, потому что Золотая Сотня без Любича выглядит нелепо. Точно так же нелепо выглядит Сотня без Анри Клузо, но тут вопрос – что из него взять? Раннего Клузо или позднего? Может быть, легендарного «Ворона»? Может, «Истину», единственный фильм, где Бриджит Бардо раскрылась как большая актриса с огромным потенциалом?
Ну, а Пьер Паоло Пазолини? В списке нет ни «Евангелия по Матфею», ни «Мама Рома», ни «Декамерона» ни даже «Свинарника»! Да разве так можно! Два фильма Рене Клера, но ни одного Пазолини. Прокол, очевидный прокол...
Не говоря уже о том, что из послевоенного советского кинематографа взяты только «Андрей Рублев» и «Тени забытых предков», фильмы, безусловно, замечательные, а «Тени» так просто гениальные, однако и «Летят журавли» Калатозова, и «Долгие проводы» Киры Муратовой, и «Двадцать дней без войны» Германа должны были бы... Ах да, «Проводы» и «Без войны» почти неизвестны на Западе. Их старались не показывать иностранным кинокритикам.
И вот так мы бредём по каменистой тропе воспоминаний, подбирая бриллианты, валяющиеся на обочине...
Материал взят: Тут