9 советских актрис, сыгравших в кино героинь намного моложе или старше себя ( 19 фото )
- 09.07.2019
- 1 700
Современные актеры без труда перевоплощаются до неузнаваемости благодаря мастерству гримеров и компьютерным технологиям, а в прошлом столетии с этой задачей справиться было намного сложнее. Многим актрисам приходилось играть роли героинь, которые были намного моложе или старше их самих, в ту эпоху, когда возможности киноиндустрии еще не были настолько разнообразны, как в наше время. Удалось ли известным советским актрисам удачно справиться с этой задачей – судить вам.
Янина Жеймо
Янина Жеймо в фильме *Золушка*, 1947
Кадр из фильма *Золушка*, 1947
В 1947 г. вышел фильм «Золушка», в котором главную роль сыграла Янина Жеймо. На тот момент актрисе было уже 38 лет. Играть юных героинь было для нее несложной задачей – еще в 14 лет из-за гормонального сбоя Янина перестала расти и всю жизнь переживала из-за роста 148 см, а также из-за того, что одежду и обувь ей приходилось искать в детских магазинах. Однако в профессии это не стало помехой – благодаря своей миниатюрности Янина быстро нашла свое амплуа: «Моя внешность – структура лица, маленький рост – определили амплуа: всю жизнь я играла девчонок-подростков. Был успех, очень большой». Роль Золушки стала творческой вершиной ее актерской биографии и одной из последних работ в кино. В 1957 г. она вместе с мужем, польским режиссером Леоном Жанно, уехала к нему на родину и последние 30 лет жизни провела в Польше. Больше в кино она не снималась.
Янина Жеймо в фильме *Золушка*, 1947
Надежда Румянцева
Надежда Румянцева в фильме *Девчата*, 1961
Героинь намного моложе себя часто приходилось играть и миниатюрной Надежде Румянцевой – благодаря своему типажу она часто получала роли девочек-подростков. На момент съемок в фильме «Девчата» ей уже исполнился 31 год, и она была лет на 10 старше и своих конкуренток, претендовавших на роль Тоси, и своей героини – вчерашней выпускницы кулинарного училища. Амплуа травести закрепилось за актрисой еще со времен работы в Центральном детском театре. Румянцева понимала, что с внешностью «вечной девочки» вряд ли может претендовать на роли романтических героинь, тем не менее ей удалось воплотить на экране одну из самых трогательных в советском кинематографе историй любви в фильме «Девчата».
Надежда Румянцева в роли Тоси
Ирина Скобцева
Ирина Скобцева в фильме *Война и мир*, 1965-1967
В фильме «Война и мир» роль 22-летней Элен Курагиной исполнила 38-летняя Ирина Скобцева. Впрочем, в этой экранизации ни один из актеров не соответствовал по возрасту своим героям: 20-летняя Людмила Савельева сыграла 13-летнюю Наташу Ростову, 40-летний Вячеслав Тихонов исполнил роль 30-летнего Андрея Болконского, а сам режиссер в свои 45 лет воплотил на экране образ 20-летнего Пьера Безухова.
Ирина Скобцева в фильме *Война и мир*, 1965-1967
Алиса Фрейндлих
Алиса Фрейндлих в фильме *Служебный роман*, 1977
По сценарию, главной героине фильма «Служебный роман» было 36 лет, актрисе Алисе Фрейндлих на тот момент было 43 года, а на экране она выглядела на все 55! Мастерский грим, ужасная прическа, бесформенный коричневый костюм и старые очки, позаимствованные у отца оператора, вмиг преобразили актрису. По словам Рязанова, Фрейндлих проявила немалое мужество, ведь ей пришлось «обезобразить себя до такой степени, чтобы прозвище Мымра не казалось зрителям преувеличением».
Кадры из фильма *Служебный роман*, 1977
Вера Алентова и Ирина Муравьева
Ирина Муравьева и Вера Алентова в фильме *Москва слезам не верит*, 1979
Кадр из фильма *Москва слезам не верит*, 1979
В легендарном фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» Вере Алентовой и Ирине Муравьевой нужно было сыграть своих героинь сначала в возрасте 19 лет, а затем – спустя 20 лет. На тот момент Алентовой было 37 лет, а Муравьевой – 30. Гримеры и костюмеры потрудились на славу – чтобы «омолодить» актрис, они использовали специальный «осветляющий» киногрим, да и сами актрисы прекрасно справились со своей задачей. А спустя еще 2 года Ирина Муравьева снова сыграла героиню, которая была намного моложе ее самой – 17-летнюю Нину Соломатину в фильме «Карнавал». Режиссер Татьяна Лиознова говорила: «Все понимали, что сыграть юную девицу для Муравьёвой не составит труда. Это был просто вопрос актёрской техники». Правда, для этой роли ей пришлось похудеть и научиться кататься на роликах. Интересно то, что сама Муравьева была очень недовольна обеими работами – в первой ее возмущало хамство и грубость ее героини, а во второй – то, что она, по ее мнению, с хвостиками и веснушками выглядела в кадре очень нелепо.
Ирина Муравьева в фильме *Карнавал*, 1981
Наталья Гундарева и Марина Неелова
Марина Неелова и Наталья Гундарева в фильме *Осенний марафон*, 1979
Марина Неелова в фильме *Осенний марафон*, 1979
В фильме «Осенний марафон» Марине Нееловой досталась роль молодой любовницы главного героя, но на самом деле она была старше на год его «старой» жены, роль которой исполнила 31-летняя Наталья Гундарева. На экране она действительно выглядела намного старше своих лет, ей и до этого часто доставались возрастные роли. В Щукинском училище до сих пор ходит такая байка: на 2-м курсе на экзамене по мастерству Гундарева настолько ярко сыграла возрастную роль Домны Платоновны в «Воительнице» Лескова, что ректор Борис Захава воскликнул: «Гундаревой уже нечему учиться – пора на сцену. Я уже сейчас готов выдать ей диплом!» Педагоги по сцендвижению и хореографии предупреждали ее о том, что полнота может ограничить ее актерские возможности, но Гундарева по этому поводу не переживала – в актерской профессии ей это действительно не помешало, хотя, возможно, стало одной из причин того, что она часто получала возрастные роли. Но несмотря на полноту, актриса была очень пластична.
Кадр из фильма *Осенний марафон*, 1979
Наталья Тенякова
Наталья Тенякова в фильме *Любовь и голуби*, 1982
Кадр из фильма *Любовь и голуби*, 1982
В фильме «Любовь и голуби» роль бабы Шуры досталась 40-летней актрисе Наталье Теняковой, которая была на 10 лет моложе актрисы Нины Дорошиной, сыгравшей главную роль. В старушку ее преображали с помощью грима и накладных «утолстителей», сделанных из ваты и марли, а манеру речи актриса позаимствовала у деревенской жительницы, рядом с домом которой снимала дачу. Режиссер Владимир Меньшов рассказывал: «У меня были настоящие старики, пожилые актёры, а потом, когда мы стали двигаться в сторону театра, то поняли, что будут играть люди нестарые». Об этих съемках Тенякова вспоминала с ужасом: «Потом все лицо было измятым. Знаете, что такое пластический грим? Когда его снимаешь, на лице еще долго остается отпечаток – хоть утюгом разглаживай!». Роль дяди Мити сыграл муж Теняковой, актер Сергей Юрский, которому на тот момент было 48 лет.
Наталья Тенякова в фильме *Любовь и голуби*, 1982
Материал взят: Тут