Сталин под лупой. Самый странный аксессуар для ТВ 50-х ( 2 фото + 1 гиф )
- 03.06.2019
- 647
Сегодня требования к телевизору простые: он должен быть не менее метра и показывать в 4K. Но когда-то всё было по-другому — наши бабушки и дедушки сидели у громоздкого ящика, который выводил картинку на крошечный экран. Чтобы разглядеть хоть что-то, приходилось идти на ухищрения — так появилась специальная лупа для телевизора. Рассказываем о самом странном аксессуаре 50-х годов.
Большая коробка, маленький экран
Первые коммерческие ЭЛТ-телевизоры сделала немецкая фирма Telefunken в 1934-м, а два года спустя появились аналоги английского и французского производства. Это были гигантские деревянные коробки, которые весили по 35-45 килограмм и занимали почти метровое пространство. Но главное — у них был крошечный экран.
Как вам диагонали по 3, 5, 7 дюймов? В телевизоре. С ЭЛТ-экраном — которому было бесконечно далеко до разрешений нынешних смартфонов.
А ещё они стоили совершенно безумных денег. Самую дешёвую 12-дюймовую версию отдавали за 445 — около восьми тысяч долларов по нынешним меркам. Неудивительно, что ТВ был признаком оглушительной роскоши — в 1946-м только полпроцента семей из США имели дома такой гаджет.
Но к концу 40-х и началу 50-х телеприёмники стали чаще появляться в квартирах. Смотреть на магический ящик сбегалась вся улица. Однако на 7-дюймовом экране ничего не разглядишь даже в полном одиночестве — что уж тут говорить о групповом просмотре. Нужна была какая-то хитрость, которая бы позволила увеличить красоту.
Как сделать экран больше
И находчивые предприниматели начали продавать лупы. Их производили из стекла и пластика, а внутреннюю полость заполняли дистиллированной водой, но поскольку та со временем испарялась, иногда заливали масло или глицерин. Делали на любой вкус: большие, маленькие, квадратные, круглые, прямоугольные. «Трёхкратное увеличение, защита от бликов, простой и быстрый монтаж» — гласила реклама аксессуаров Superview Magnifiers в 1949-м.
А для особых эстетов даже придумали разные расцветки.
Можно было придать чёрно-белому изображению немного желтизны или, скажем, лиловости — кому что нравилось. Иной раз иллюзия цвета срабатывала как надо: когда через синий фильтр показывали, например, самолётные сцены. Крепили эти штуки прямо на корпус, либо они могли стоять на ножках или приделываться к полке шкафа. У тех же Superview Magnifiers была «тромбонная» модификация — раздвижная конструкция фиксировалась на верхней крышке аппарата.
Лупа по-нашему
Изобретение дошло и до советского зрителя. В конце 40-х начался выпуск первых серийных ЭЛТ-телевизоров СССР «КВН-49» — аббревиатуру тут же расшифровали как «купил, включил, не работает». Низкую надёжность компенсировал небольшой по тем временам вес — всего 30 килограммов! — да экран размером семь дюймов. Аппарат поставлялся без «увеличителей», но отдельно продавали линзу с жидкостью. Их делали разные компании, поэтому у советского человека даже был выбор: ленинградский машиностроительный завод штамповал прямоугольные, а московский «Стеклопродукт» — круглые. Неслыханный ассортимент для послевоенного СССР.
Популярность увеличителей пошла на спад с появлением кинескопов покрупнее — уже в середине 50-х США захлестнула волна 17-20 дюймовых гаджетов. Однако в Союзе лупами пользовались до 60-х, а различные варианты «КВН» выходили вплоть до 1962 года. Прозрачный пузырь с жидкостью долго оставался решением для тех, кто не мог позволить себе более современную технику.
Сегодня такие линзы — музейная диковинка. А ведь когда-то без них не обходился ни один семейный вечер. Ничего — через 50 лет и наши двухметровые ЖК-панели будут смотреться столь же нелепо.
Большая коробка, маленький экран
Первые коммерческие ЭЛТ-телевизоры сделала немецкая фирма Telefunken в 1934-м, а два года спустя появились аналоги английского и французского производства. Это были гигантские деревянные коробки, которые весили по 35-45 килограмм и занимали почти метровое пространство. Но главное — у них был крошечный экран.
Как вам диагонали по 3, 5, 7 дюймов? В телевизоре. С ЭЛТ-экраном — которому было бесконечно далеко до разрешений нынешних смартфонов.
А ещё они стоили совершенно безумных денег. Самую дешёвую 12-дюймовую версию отдавали за 445 — около восьми тысяч долларов по нынешним меркам. Неудивительно, что ТВ был признаком оглушительной роскоши — в 1946-м только полпроцента семей из США имели дома такой гаджет.
Но к концу 40-х и началу 50-х телеприёмники стали чаще появляться в квартирах. Смотреть на магический ящик сбегалась вся улица. Однако на 7-дюймовом экране ничего не разглядишь даже в полном одиночестве — что уж тут говорить о групповом просмотре. Нужна была какая-то хитрость, которая бы позволила увеличить красоту.
Как сделать экран больше
И находчивые предприниматели начали продавать лупы. Их производили из стекла и пластика, а внутреннюю полость заполняли дистиллированной водой, но поскольку та со временем испарялась, иногда заливали масло или глицерин. Делали на любой вкус: большие, маленькие, квадратные, круглые, прямоугольные. «Трёхкратное увеличение, защита от бликов, простой и быстрый монтаж» — гласила реклама аксессуаров Superview Magnifiers в 1949-м.
А для особых эстетов даже придумали разные расцветки.
Можно было придать чёрно-белому изображению немного желтизны или, скажем, лиловости — кому что нравилось. Иной раз иллюзия цвета срабатывала как надо: когда через синий фильтр показывали, например, самолётные сцены. Крепили эти штуки прямо на корпус, либо они могли стоять на ножках или приделываться к полке шкафа. У тех же Superview Magnifiers была «тромбонная» модификация — раздвижная конструкция фиксировалась на верхней крышке аппарата.
Лупа по-нашему
Изобретение дошло и до советского зрителя. В конце 40-х начался выпуск первых серийных ЭЛТ-телевизоров СССР «КВН-49» — аббревиатуру тут же расшифровали как «купил, включил, не работает». Низкую надёжность компенсировал небольшой по тем временам вес — всего 30 килограммов! — да экран размером семь дюймов. Аппарат поставлялся без «увеличителей», но отдельно продавали линзу с жидкостью. Их делали разные компании, поэтому у советского человека даже был выбор: ленинградский машиностроительный завод штамповал прямоугольные, а московский «Стеклопродукт» — круглые. Неслыханный ассортимент для послевоенного СССР.
Популярность увеличителей пошла на спад с появлением кинескопов покрупнее — уже в середине 50-х США захлестнула волна 17-20 дюймовых гаджетов. Однако в Союзе лупами пользовались до 60-х, а различные варианты «КВН» выходили вплоть до 1962 года. Прозрачный пузырь с жидкостью долго оставался решением для тех, кто не мог позволить себе более современную технику.
Сегодня такие линзы — музейная диковинка. А ведь когда-то без них не обходился ни один семейный вечер. Ничего — через 50 лет и наши двухметровые ЖК-панели будут смотреться столь же нелепо.
Материал взят: Тут