Средневековые диалоги о животных ( 12 фото )
- 27.04.2019
- 787
Средневековые авторы «одухотворяли» представителей фауны, но приписывали им не самые лучшие качества.
Боязнь братьев наших меньших
Бог сотворил человека и окружающую его природу. Божья милость распространялась на всех его созданий. Роду людскому изначально полагалось жить с животными в гармонии и согласии. Библейская традиция знала историю о грехопадении одного из представителей фауны, который подтолкнул человека поддаться искушению. Змей стал символом зла. Позднее, благодаря стараниям средневековых мыслителей, эту негативную роль стали играть и другие опасные хищники. Яркий пример — волк. Апостол Павел считал, что животные, безусловно, божьи твари, но они бездушны. Бог наделил человека властью над животным миром: для службы роду людскому зверям достаточно и чувств с инстинктами. Об этом свидетельствует деятельность св. Франциска Ассизского, который поучал волка, наводивший ужас и страх на жителей города Губбио.
Средневековые авторы часто занимались «одухотворением» представителей фауны, но приписывали им как правило не самые лучшие качества. Эта была форма сатиры и юмора, в которой трудяги пера и пергамена иллюстрировали не столько пороки общества, а уничижительное отношение к животным. Мы можем наблюдать подобное и по сей день, когда в словесной перепалке используем ругательства или клички, основанные на названиях зверей. Средневековье видело петухов самодовольными, гусей — глупыми, свиней — грязными и прожорливыми, козлов и баранов — упёртыми и похотливыми, волков и кошек — злыми и коварными.
Особое место в этой «бранной» плеяде занимает осёл. Он, конечно, хоть и возил Христа и в Египет, и в Иерусалим, а также был важным помощником в хозяйстве крестьянина, но ему не удалось избежать неприятных характеристик. Уродливый и крикливый, тупой и ленивый, прожорливый и упрямый — таким рисовали образ осла в литературе. Да и в общественной жизни Средневековья он не был в почёте: на осле возили голых любовников или прелюбодеев. У ландскнехтов существовало особое наказание — трусов и отступников сажали на деревянную фигуру осла и прогоняли через строй палок.
Конечно, основой всего был страх людей перед миром зверей. Он не был необоснованным: в быту случались столкновения с дикими зверями, когда те нападали на стада, очищали сараи и амбары, портили урожай. Рептилии и насекомые кусались, грызуны переносили инфекции, да и домашние животные вели себя не всегда смирно.
Главной «страшилкой» средневековой фауны был волк. Коварство и хитрость, смелость и прозорливость сочетались в фигуре этого санитара леса. Его жертвами могли стать не только травоядные, но и люди, которые блуждали по лесам, охраняли стада и сбивались с дорог. Вплоть до XVIII века во французских землях существовало большое количество актов и законов, которые одобряли истребление волков.
Страх присутствовал всегда, но откровенное непонимание и отвращение у людей той эпохи вызывали насекомые, рептилии и рыбы. Человек, как известно, млекопитающее и он может найти сходства в физиологических процессах у животных. Все эпидемии и болезни до начала прогрессивного развития науки связывали с укусами ползучих гадов и беспозвоночных.
Поклонение или любопытство?
Средневековая Европа в разные века была полем мультикультурных столкновений. Нельзя отрицать влияние античности, германских и кельтских традиций, а также роли Великого переселения народов в этом процессе. Иранские и тюркские племена в V-VII вв. также внесли свою лепту. Христианство столкнулось с мощным пластом верований, в которых роль фауны и флоры была сакральной. Тотемные животные гермацев или кельтов были связаны с волевыми качествами, которые пригодились бы в охоте. Кто отказался бы от силы медведя, неистовства вепря и хитрости волка? Зооморфные практики были просто необходимы для распространения вероучения: орёл, бык, рыба и лев фигурировали в апостольских и божественных символах.
Любопытство людского рода к животному миру не всегда находило такой отклик. Зачастую это было похоже на простое восхищение красотой и изяществом отдельных существ. Отсюда и изображения на барельефах и украшениях из драгоценных металлов в виде фигур животных и т. д.
Были звери, о которых простые люди могли знать только по рассказам. А у рассказчиков было огромное поле для деятельности: животным приписывались невероятные свойства и внешние характеристики. Слоны в представлении людей несведущих слыли верными и мудрыми, верблюды были выносливы и верны, а львы — великодушны и благородны. И, конечно же, единорог — чистый и сдержанный, но его никто и никогда не видел. Человек в данном случае видел в живом существе определённый символ.
Но если говорить о практичности и привязанности, то тут на ум приходят два млекопитающих — собака и лошадь. Их функции и сакральное значение вполне понятно: это надежные товарищи, которые помогают человеку в быту. Верные и послушные, надежные и смелые.
Как же их понять?
Такие великие мыслители эпохи, как Исидор Севильский, Брунетто Латини и Хильдегарда Бингенская полагали, что животные делятся на две категории: опасные и те, которые служат. Примерно к XIV веку к фауне стали относиться более внимательно, но это было связано с культурными трансформациями. Маститые герцоги и князья увидели в содержании зверинцев способ развлечения гостей.
Простой народ наблюдал за ними и подмечал интересные особенности. Как ведёт себя лошадь, какой корм лучше для работоспособности быка, какой породы собака лучше подходит для охраны стада — об этом знали жители обычной деревеньки. Люди не смогли принять и познать повадки только одного зверя — кошки.
Более понятным языком в XII-XIII вв. о животных говорили энциклопедисты своими «бестиариями», которые были доступны всем грамотным людям.
Правда, оставались заблуждения и незаполненные знаниями лакуны в отношении фауны. К примеру, люди долгое время полагали, что собака не уживается с кошкой, так как они олицетворяют мужчину и женщину, что лосось — это самец форели, пчелы — начинают трудиться на рассвете, а медведь — добрый и милый, потому что ест мёд. Экзотические звери вызывали у европейских путешественников удивление и их рассказы создавали мифические образы — драконов, единорогов, сирен, вервольфов.
Но тем не менее, существовали практики, которые подтверждали неоднозначное отношение к животному миру. Средневековье знало настоящие судебные процессы над животными: с арестами, обвинениями и защитой, приговорами и казнями через повешение. Мышей судили за съеденные запасы, барсуков за разорение виноградников, свиней за убийства людей. Знаменитый случай в Нормандии с «фалезской свиньёй»: в 1386 году в городе Фалез изуродованную свинью, одетую в человеческие одеяния, тащили по городу и в конце концов повесили за то, что она съела маленького ребёнка. Известны были процессы над майскими жуками и саранчой, причём в судебных протоколах сохранились записи о признании подсудимыми вины.
Материал взят: Тут