Почему Россия не спешит с политической интеграцией на постсоветском пространстве ( 1 фото )

Это интересно

Ахмет Бурханов


Центральноазиатский ракурс

Тема политической интеграции на постсоветском пространстве обсуждается в СМИ со времени распада СССР, пока еще остается только теорией и не продвинулся даже между Союзными государствами России и Белоруссии и отодвигается все дальше за горизонт. И это интеграционное торможение исходит из постсоветских республик вопреки здравому смыслу, несмотря на закрытость внешних рынков для их продукции кроме российских рынков сбыта за исключением экспорта сырьевых ресурсов.

Скоро тридцать лет распаду СССР, до сих пор в постсоветском пространстве, за некоторым исключением Белоруссии, Киргизии, и Узбекистана все еще борется с советским наследием, хотя энергетика, инфраструктуры, школы, больницы, университеты и города унаследованы от ненавистного режима. Вес российский период в истории с древних времен подается золотым веком и великим прошлым в национальной истории.

Любые интеграционные проекты и союзы с РФ интерпретируется как имперские амбиции России, назад в "колониальное прошлое, в то время кабальные договора с западными и китайскими корпорациями считается благом и привлечением инвестиции. По всему периметру России постсоветского пространства поддерживается образ "отсталый, коварной имперской России" в то же время является аксиомой цивилизованность и развитость демократической Европы и США, технологичность Японии и Южной Кореи.

Политическая интеграция России с бывшими республиками СССР на сегодняшней ситуации не представляется возможным за исключением Белоруссии. Главной причиной тому является сильная зависимость правящих элит постсоветских стран от внешнего влияния. Украина отдельная история, а ситуация в Молдове, Грузии и Армении в экономическом плане сегодня не актуальна из-за их мало значимости и несамостоятельности.

В Центральной Азии другая ситуация, огромная территория богатые ресурсами, большая численность население и протяженность границы с Россией и Китаем придает региону стратегическое значение для всех противоборствующих сторон и большие геополитические риски для региона. Финансовая уязвимость от США (счета недвижимость активы на западных банках), соседство и близкое отношение с Россией и Китаем обуславливает их многовекторность, с разными ускорениями.

Казахстан: конец многовекторности.

Казахстан из всех стран региона наиболее богатый ресурсами выделяется ярко выраженный мновекторностью - с одной стороны финансовая зависимость правящей элиты от "коллективного запада", с другой стороны заметное влияние китайских компании и военно-политическое влияние России. Создания биологической лаборатории Пентагона в Алматы и учебного центра НАТО и объявления о возможной военной базе США на Каспии (получивший жесткое реагирование Ирана и России), арест казахстанских активов показывает возможности США расшатывать власть в Казахстане.

Вопреки устоявшему мнению маятник интеграционных процессов в общественном сознании в Казахстане движется в противоположную сторону от России в отличие от Узбекистана и Киргизии, где крен в сторону сближение с Россией во всех сферах. Знаковый пример: Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев назвал историческим соглашение правительства страны и госкорпорации "Росатом", предусматривающее проект строительства АЭС в республике, сообщает Podrobno.uz., соответственно разъясняется обществу, что даст Узбекистану атомная энергетика.

В Казахстане все происходит наоборот, любой проект с Россией, в том числе предполагаемое строительство АЭС пища для оппозиционеров, подается как второй Чернобыль или "прогиб под Россией", и общественное мнение настраивается отрицательно в отношении к России. Вот уже с конца 90-х проект АЭС вновь возникает и в очередной раз откладывается, есть мнение, что элиты в каждый раз оглядывается за океан. То, что Россия занимает 67% мирового рынка строительства АЭС и в 12 странах мира строит атомную электростанцию, в том числе в ведущих странах мира, как Китай, Индия, Турция и в Европе с общей стоимостью 130 млрд., об этом не пишет в Казахстане.

Когда разгорается геополитическая борьба сверхдержав, многовекторность перестает работать и реверансы "ку с двойным приседанием" не устраивает противоборствующих сторон дальше турбулентность власти или в лучшем случае транзит, что происходить сейчас в Казахстане. К тому же подпитываемое извне и изнутри, националистическое движение расшатывает государственность, особенно при не прозрачности транзита власти. Просматривается опасные параллели с Украиной образца 2013 г.

Границы Казахстана с Россией, как и границы с Украиной, Белоруссией проходят по открытой местности по степи, при этом является самой протяженной сухопутной границей в мире и крайне уязвимой для защиты от вероятных противников сравнимой с легко вскрываемой веной. География это данность и судьба Родины, как национальность с рождения и изменить это нельзя. Пример Украины и Грузии наглядно показывает, что геополитическое столкновение сверхдержав рвет на части страну, сменившую историческую ориентацию и ее обратно собрать не получится.

Узбекистан: новый курс - за стратегический союз с Россией.

В Узбекистане со времени Каримова действует властная вертикаль, способная принимать самостоятельное решение, невзирая, на внешних партнеров, при этом сохраняя многовекторность, когда это выгодно. Быстрое выдворение военной базы США, филиала фонда Сороса и зарубежных некоммерческих организации из Узбекистана яркий тому пример.

Сегодня новые власти в Узбекистане проводит прагматичную экономическую и инвестиционную политику, сочетая независимость с экономической выгодой, активно присутствует в экономике республики российские, корейские и китайские компании. В нефтегазовой сфере работает Лукойл, и Газпром с начало 2000-Х годов.

Вместе с этим есть достаточны проблемы в Узбекистане, которые тормозят экономическое развития и наиболее острые из них: дефицит энергетических мощностей, зависимость от импорта нефти и зерна отрицательно влияет на торговый баланс. Кроме того, не преодолен унаследованные экономические трудности, не завершены реформы банковской структуры, налоговой системы, дефицит технических управленцев, а также сохраняется излишняя административная регулирования бизнеса.

Преимуществом Узбекистана является, национально ориентированная элита, наличие не подверженной внешнему давлению президентской власти, способная отстоят интересы государства. Проводимая экономическая и административная реформа базируется в принципах сочетание сильной власти с консенсусом в обществе и взаимозависимости благополучие государство с благополучием население. Провозглашен главный геополитический вектора развития - стратегический союз с Россией, как определяющий будущий успех страны. Обширные проекты в сфере культуры и образования и подписанные контракты с российскими компаниями на 23 млрд., и благожелательное отношение узбекского общество к союзническому отношению с Россией является тому подтверждением.

Киргизия: если назначили - бороться нельзя, покровительствовать

В Киргизии характерная ситуация, как и в других в небольших республиках - все про всех знает, у кого какой бизнес, если по должности назначили бороться, то это означает покровительствовать. Известный пример: Проблема контрабанды китайских товаров на реэкспорт в Россию и Казахстан не раз обсуждались в ЕАЭС, в том числе на высшем уровне в России. И всем известна, что за счет контрабанды живет киргизская элита.

Главного покровителя контрабанды знает президент страны, и он ему прямой подчиненный, его знает в Казахстане и в России, и ничего, контрабанда продолжается вот уже несколько лет. Экономический ущерб ЕАЭС 1 млрд. долларов, в том числе России 800 млн. А дальше на дальних рубежах еще страшнее, расположен Таджикистан и "нейтральный" Туркменистан, там "наркотрафик из Афгана" наверное, также вовлечены те, кто призваны бороться, вот такие дыры ("железном занавесе") на границах бывшей империи.

Стратегия России - "игра в долгую". Взгляд из Казахстана

Теперь о сегодняшней нелиберальной России, которые многие у нас не знает. Россия, являясь локомотивом евразийской интеграции, встретил мощное, но ожидаемое сопротивление со стороны США на постсоветском пространстве. После украинских событий интеграционные процессы в рамках ЕАЭС замедлен, и дальнейший ход действий показывает, что Россия принял вызов, и изменила стратегию борьбы, перешла на поле геополитических противников.

Россия на данном этапе, не имея ресурсной возможности и нужного стремление для тесной интеграции со среднеазиатскими республиками, данный регион рассматривает в категории исключительной зоны геополитического влияния для обеспечения безопасности внешних рубежей. Вместе с тем в России понимает вопрос постсоветской интеграции, которую либо осуществит Россия, либо она будет осуществлена помимо него, в виде лимитрофного "кордона" на ее границах.

Для понимания стратегию России осуществим краткий обзор последних лет ее действий

и противодействий, которые наглядно показывает ее геополитическую борьбу на перспективу и сегодня никто не может отрицать, что Россия изменился и меняет мир.

С 2014 по 2017 г., Россия находился в условиях жестких экономических санкции коллективного запада, и все ее окружение, включая страны Ближнего Востока, Турции, Китай и ряд постсоветских стран явно предполагали поражение России. Принудить Россию долгое время оборонятся (загнать в угол) и заставить сдаться была большой очередной стратегической ошибкой запада, в этих условиях контрнаступление России был неизбежен.

У России в последний момент всегда срабатывает заложенный исторический инстинкт самосохранения, враги и друзья ее не раз "хоронили", а Россия в который раз усиливается.

Задолго до конфликта происходил перевооружение российской армии незаметно для внешнего мира на фоне коррупционных скандалов и других информационных завес, параллельно наращивался энергетические мощности "под видом бензоколонки" подогреваемой либеральной общественности. Западные санкции к России, способствовало достичь продовольственной безопасности и начать модернизацию экономики, а контр санкции принесло убытки Европейскому союзу.

Я бы добавил в число союзников России кроме армии и флота других неодушевленных "союзников" - нефтегазовую промышленность являющимся экономической опорой и движущей силой и сельское хозяйство способной прокормить всего населения. Без нефти армия превращается в пехоту неприкрытых стрелков, а без газа и нефти рухнет современная экономика. Энергетическая и продовольственная независимость наряду с армией и флотом при наличии воли народа является гарантом суверенитета и залогом непобедимости России.

В России тихо без шума проводиться масштабные реформы во всех сферах жизни, запускается параллельная экономика в виде национальных проектов, вкладывается

колоссальные суммы на инфраструктурные, социальные и другие значимые проекты. Бизнес элиты России все больше переформатируется государством заточенной соблюсти бизнес интересы с державными интересами как способ существование независимо от их юрисдикции.

В западном мире с тревогой наблюдает, как усеченная Россия превращается в сверхдержаву без участия "постсоветских братьев", продолжает вытеснять США на Ближнем Востоке, продает высокотехнологичные вооружения по всему миру. Теперь Россия влияет на мировые цены нефти и в Венесуэле "на заднем дворе" США защищает свои геополитические интересы. Она также возвращается в Африку через военно-техническое сотрудничество, российские компании заключает контракты на десятки млрд. долларов, разрабатывает алмазные, горнорудные и нефтяные месторождение, строят "Северный поток 2", "Турецкий поток" и технологические объекты.

В долгосрочном плане Россия всегда возвращается, откуда ушли, отказ от империи всегда была губительна для страны и в очередной раз сыграли с ними злую шутку, имперское сознание российского народа живет вместе со страной как способ выживание. И это обстоятельства как бы ее не называли, является благой, для постсоветских стран, ибо ни какие другие центры силы взаимовыгодный проект развития предлагать не может кроме формальных атрибутов государственности.

Время геополитического выбора всегда неминуем, в этих условиях особенно для постсоветской элиты выбор совсем небольшой. Добиваться полноценной интеграции с Россией на взаимовыгодных условиях либо оставаться сырьевым придатком и рынком сбыта китайских и других производителей. Однако новая Россия как никогда прагматична, что против желания никого спасать не станет и осуществлять масштабные инвестиционные проекты без политической воли партнеров не будет, к тому же быть "старшим братом" больше не желает.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация