Сколько стоит рука топ-менеджера СГК ( 2 фото )
- 11.04.2019
- 347
На недавнем новосибирском форуме «Городские технологии 2019» гендиректор СГК Степан Солженицын несколько раз обещал отдать правую руку любому. Разумеется, не даром, а за информацию о состоянии трех тысяч километров тепловых сетей столицы Сибири. Поскольку покупателей не нашлось, Степан Александрович спрятал неликвидную руку в карман и сделал новосибирцам новое предложение.
Мол, уважаемые дамы и господа, купите себе тепловую безопасность в складчину за 16.7 миллиарда рублей. Чтобы забыть наконец о многочисленных авариях на теплотрассах и зимовать спокойно.
Тепло или кошелек? - в Сибири это серьезный, почти гамлетовский вопрос. Давайте вместе разберемся, стоят ли обещания Степана Солженицына таких денег, и сможет ли он вообще их сдержать.
Здорова ли рука Степана Александровича?
Если в свое время сделка «полцарства за коня» считалась обычной, то обмен «рука за информацию о теплосетях» стал бы очень выгодным для нас. Если точно знать, в каком состоянии городские теплосети, то можно правильно рассчитать стоимость ремонта, срочность восстановления тех или иных участков и не переплачивать энергетикам. Те пугают общественность процентами износа сетей. Хотя, как заметил известный и информированный общественник Виктор Козодой, цифра износа 70 процентов звучит без изменения уже лет двадцать. Она мало соотносится с реальным состоянием труб, подтвердил на городском форуме и гендиректор СГК Степан Солженицын.
Процент нужен бухгалтерам для расчета амортизационных отчислений на ремонт.
Экс-директор «Новосибирскэнерго» Виталий Томилов вспоминает, что многое зависело не только от качества ремонта труб, но и от уровня грунтовых вод, ливневой канализации и других факторов. Например, на улице Промышленной теплотрасса сгнивала за несколько лет, потому что лежала в воде. Томилов даже предлагал пускать теплотрассы снаружи, как делают в Кемерово и Барнауле, но ему не разрешили это делать по эстетическим соображениям.
Как ни грустно констатировать, но и в 21 веке для новосибирских энергетиков главным и практически единственным способом диагностики состояния труб является краш-тест.
Его проводят в конце отопительного сезона, поднимая давление выше нормативного, чтобы наиболее проржавевшие участки прорвало. В то время, когда космические корабли уже более полувека бороздят просторы вселенной, «фонтанная диагностика» теплотрасс остается в России приоритетной. Недалеко ушла по дороге прогресса и СГК.
На городском форуме она с гордостью показала свою первую птицу - квадрокоптер с тепловизором, которая видит сквозь землю прохудившиеся трубы.
В прошлом году птица, видимо, в основном «вила гнездо» в офисе компании, так как налетала всего 16 километров.
А другим прогрессивным методом - акустическим было обследовано целых 3(!) километра. С такими темпами на диагностику потребуется несколько веков. Чтобы завершить ее еще при жизни нынешнего молодого поколения новосибирцев, Степан Солженицын пообещал ускорить обследование сетей. Лет за десять успеют сделать.
Вот поэтому покупка «кота в мешке» является гораздо более предсказуемой сделкой, чем обещания Степана Солженицына привести сети в относительный порядок за 6 лет, вложив в ремонт 16.7 миллиарда рублей.
Никто не поручится за то, что и этих денег хватит.
В маленьком Рубцовске СГК потратила на ремонт 2 миллиарда рублей, но количество аварий в расчете на 100 км сетей изменилось незначительно и превышает новосибирский уровень в 2.4 раза. В относительно бедном Бийске СГК почти ничего не делала для ремонта сетей, они вряд ли находятся в более приличном состоянии, чем новосибирские.
А вот число аварий, по словам Солженицына, в расчете на каждые 100 км в два раза ниже, чем у нас. Такой же загадочной выглядит картина в Барнауле. Местная власть от отчаяния приняла все условия СГК (проще говоря, встала на колени перед энергомонополистом), а уровень аварийности на теплотрассах был и остается в два раза ниже, чем в Новосибирске.
Эти данные приводил в своем докладе на городском форуме сам Степан Солженицын, пытаясь убедить городскую элиту в необходимости скорейшего перехода от государственного регулирования тарифов к рыночному по так называемому методу «альткотельной». При этом цифры с диаграмм подмигивали собравшимся так лукаво, что хотелось взять в руки калькулятор и все перепроверить.
В огороде бузина, а в Новосибирске альткотельная
На городском форуме Степан Солженицын со смирением буддийского монаха повторял, словно мантру, «СГК не монополист и не собирается им становиться». И в это хотелось верить, так тепло и искренне звучал голос топ-менеджера. Но тут же на память приходила схема теплоснабжения Новосибирска, написанная по заказу СГК, где предусмотрено увеличение доли этой компании на рынке продажи тепла с 67 до 77 процентов за ближайшие несколько лет. Способ один – уничтожение конкурентов, в том числе отключение от сетей и экологически чистых газовых котельных. Начали с муниципальных, взятых в концессию в 2017 году. Если и это Солженицын не считает стремлением к монополизму, то значит антимонопольное законодательство РФ ему придется переписать на свой лад.
Недавно чиновники мэрии обсуждали итоги выполнения компанией СИБЭКО (ею владеет СГК) договоренностей об инвестициях в развитие муниципальных котельных.
Концессионное соглашение за 2018 год выполнено на 1(!) процент, фактически идет уничтожение муниципального энергетического хозяйства, которое является конкурентом ТЭЦ СГК.
Когда для городских чиновников запахло жареным, так как за халатное отношение к имуществу стоимостью миллиард рублей можно пересесть из кресел на нары, Степан Солженицын попытался оправдать действия своей компании исключительно заботой о безопасности горожан. Дескать, мы решили по собственному усмотрению отказаться от выполнения концессионного соглашения и потратить деньги на ускоренный ремонт городских теплотрасс.
Но и здесь его собственная презентация выдала его с головой. При Абызове, которого обвиняют в незаконном выводе 4 миллиардов рублей со счетов «СИБЭКО», тем не менее в ремонт теплотрасс Новосибирска вкладывали в среднем по 570 миллионов рублей ежегодно. А СГК, трубя о невиданных ранее темпах подготовки города к зиме, в 2018 году вложила в теплотрассы 479 миллионов, то есть на 16 процентов меньше. О том, как СГК душит Новосибирск в объятиях, вы можете подробно прочитать в нашем предыдущем материале.
Второй «мантрой» Солженицына была такая: «Воля горожан и местной власти при переходе к альткотельной для нас закон. Как решите, так и будет». Думаю, не по чину нам, простым журналистам-расследователям, спорить с топ-менеджером, прошедшим Гарвард и выучку в компании McKinsey. Поэтому дадим слово наиболее авторитетному в России эксперту в области энергетики Валерию Стенникову, члену-корреспонденту РАН, директору Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН.
По его убеждению, «предлагаемая концепция «альткотельной» направлена не на потребителя, ради которого все должно делаться, а на улучшение положения теплоснабжающих компаний и некоего формируемого ими теплового рынка, на котором участие потребителей (не говоря уже о равном их присутствии) не предусмотрено.
При переходе на «альткотельную» предлагается создать единые теплоснабжающие организации (ЕТО) (в Новосибирске на базе четырех угольных ТЭЦ компании СГК – прим. авторов). При этом ЕТО получает все полномочия по управлению функционированием и развитием теплоснабжающих систем городов. Введение монопольной структуры ЕТО устраняет органы государственной власти и органы местного самоуправления от управления теплоснабжением, очень важной и социально напряженной сферой, во многом определяющей энергетическую безопасность России. Основная социальная функция государства полностью перекладывается на частные компании».
А сколько нам придется платить за те 16.7 миллиарда рублей, которые планирует вложить СГК в сети Новосибирска в ближайшие 6 лет?
Степан Солженицын считает, что достаточно в течение 10 лет увеличивать тариф на тепло на 2-6 процентов быстрее уровня инфляции (то есть на 7-11 процентов в год). Тогда тариф на тепло может вырасти в два раза уже через шесть лет. И это при условии, что на 16.7 миллиарда рублей удастся подлатать сети. Если нет, то платить придется больше, ведь ценообразование станет рыночным. И не ясно, сколько вложит СГК в ремонт сетей через 6 лет, когда закончатся обещанные 16.7 миллиарда.
Зато СГК точно знает, что мы должны будем ей платить с каждым годом все больше.
Непонятно, сколько заплатят новосибирцы Степану Солженицыну за его правую руку. Может статься, дороже того коня, за которого давали полцарства.
Подробнее: http://polit-center.org