ЖКХ-арт: патология вкуса, или новое слово в современном искусстве? ( 14 фото )
- 11.04.2019
- 474
Кто никогда не видел лебедей из шин, мухоморы из старых мисок и привязанных к деревьям плюшевых медвежат, то никогда не жил на постсоветском пространстве. Эти инфернальные объекты давно заполонили дворы домов в спальных районов и вызывают у их жителей и случайных гостей совсем неоднозначные эмоции. Не так давно у этого явления появилось собственное название — ЖКХ-арт. Что это за «искусство» и как его правильно воспринимать?
Противоречивому и малоизученному явлению посвятила свою книгу московский дизайнер и студентка НИУ ВШЭ Полина Соколова. Свою совершенно серьезную научную работу девушка назвала «Как воспринимать ЖКХ-арт?». В этом труде исследователь ищет ответы на многие вопросы, которые позволят понять и… простить людей, превращающие наши дворы в филиал «Сада земных наслаждений» Иеронима, нашего всего, Босха.
С Полиной Соколовой пообщались журналисты портала «Мослента» и узнали в ходе беседы немало интересного о необычном культурном явлении, его истоках и перспективах развития. Так что такое ЖКХ-арт и как нам жить рядом с людьми, которые пытаются насильно превратить нашу жизнь в праздник, таким необычным образом?
Господь прекрасен Ты Твоё лицо ищу
Полина родилась и выросла в небольшом подмосковном городке Воскресенске, расположенном в 100 км от столицы. Город этот скучен, сер и не может предложить своим жителям ни достойной работы, ни культурных развлечений. Для жителей провинции единственным способом украсить свою жизнь стало дворовое творчество, которое не требовало ни капиталовложений, ни особого чувства вкуса и стиля.
Время разбрасывать камни и время раскрашивать камни
Дизайнер Соколова достаточно точно сформулировала что такое ЖКХ-арт и добавить к ее словам, на наш взгляд, абсолютно нечего:
«ЖКХ-арт — это народный способ украсить и благоустроить дворовое пространство с помощью подручных материалов, возникающий в силу того, что местные ЖКХ-службы украшательством и благоустройством заниматься категорически не хотят».
Вот так, а вовсе не то, что вы об этом думали. Но «арт» — это, прежде всего, искусство. Могут ли претендовать чебурашки из кастрюль и гирлянды из пивных банок на гордое звание арт-объектов? Автор книги ответила и на этот вопрос. По ее мнению, ЖКХ-арт не является искусством до тех пор, пока их не станут всерьез воспринимать критики и пока сами создатели дворовых «галерей» не начнут относиться к своим детищам как к произведениям.
Простенько и со вкусом
На сегодняшний день этого пока не произошло, поэтому явление можно охарактеризовать просто как культурный феномен, зародившийся на постсоветском пространстве. Полина не ставит дворы в стиле ЖКХ-арт в один ряд с похожими объектами в других странах: мексиканским островом погибших кукол, финским парком Вейо Рёнккёнена и двором Бодана Литнянского во Франции. Эксперт считает, что мы имеем дело с совершенно другим феноменом, истоки которого кроются в советском прошлом.
С точки зрения ЖКХ-арта эта композиция совершенна — здесь сполна всего
Важным отличием отечественного ЖКХ-арта и зарубежного творчества автор исследования считает происхождение объектов. Если во всем мире предпочитают использовать готовые предметы, например кукол, автомобили или бытовые приборы, то у нас все изготавливается в буквальном смысле на колене и из самого что ни на есть очевидного хлама и мусора.
Дворничка из преисподней. Масштаб 1:1. Бывает и такое
Лебеди из покрышек, эмалированные тазики-грибы и скульптурные композиции из ПЭТ-тары встречаются только у нас. Говоря простыми словами, отечественный ЖКХ-арт — это творчество в самом его безжалостном экстремальном проявлении, когда нечто собирается в буквальном смысле этого слова из «г….на и палок». Это связано, в первую очередь, с тем, что у людей ничего нет, кроме желания как-то украсить свою жизнь.
Некоторые арт-объекты уже имеют свою аудиторию
Полина Соколова пока еще не видит конкретных жанров и может лишь разделить объекты по материалам, из которых они изготовлены: старая посуда, шины, упаковка, старые игрушки. Но зато дизайнер описывает в своей книге типологию изделий ЖКХ-арта.
Иногда игрушки возвращаются… И не ждите тогда пощады
Автор делит произведения на следующие типы: предтечи-клумбы (изделия из шин и упаковки), шинное искусство (скульптуры из старых покрышек), мягкое царство (отдельные мягкие игрушки и композиции из них), Homo Insipiens (проявление неразумного и непонятого), храмы души (религиозные объекты и тотемы), городские групповые ансамбли (когда творчество охватывает несколько дворов или целый квартал) и, собственно, ЖКХ-арт как зарождающееся, но пока еще не признанное экспертами искусство.
Правильные ли это пчелы?
Дала определение Полина и авторам произведений, оккупировавших наши дворы. По ее мнению, таким артом занимаются те, у кого нет работы и полно свободного времени. При этом мотивация у таких людей различная — кто-то пытается уйти от одиночества, кто-то ищет самореализации, а кто-то на самом деле, считает, что занят настоящим искусством.
Четкость этой композиции зашкаливает
Ответила Полина и на вопрос о том, где находятся истоки ЖКХ-арта. По ее словам, распространенное на постсоветском пространстве насилие над чувством прекрасного зародилось в глубокой древности и берет начало от идолопоклонничества. Со временем явление потеряло языческие корни, получило уклон в христианство, а советская эпоха выхолостила его полностью, оставив лишь декоративность, так называемый «советский ЖКХ-арт».
Заложник ЖКХ-арта. Или жертва?
Первые произведения ЖКХ-арта появились не вчера, а в 60-70 годы XX столетия. В это время появилось множество новостроек с большими, пустующими дворами. Люди, пришедшие в «каменные джунгли» из уютного частного сектора или компактных обжитых дворов дореволюционной и довоенной застройки, стремились создать уют и красоту, не пренебрегая никакими способами и материалами.
Такой вот Спас на Покрышках
Разумеется, в те времена возможности для такого украшательства были сильно ограничены, так как индустрия упаковки почти полностью отсутствовала, а автомобильные шины еще не заполонили свалки и пустыри. Следующим поколениям все созданное усилиями новоселов казалось убогим и мещанским и поэтому первые образцы ЖКХ-арта безжалостно уничтожались.
Главное — не наткнуться ночью
Сегодня отношение к ЖКХ-арту неоднозначно — у одних он вызывает культурный шок и неприятие, у других — интерес и одобрение. По мнению Полины Соколовой, современная молодежь гораздо доброжелательнее относится к такому дворовому творчеству и оно постепенно перестает ассоциироваться у новых поколений с нищетой, убогостью и безвкусицей.
Скоро это станет полноправным искусством
Хочется добавить немного и от себя. Не означает ли одобрение молодежью ЖКХ-арта прогрессирующую деградацию и вырождение современного общества? Люди, не знающие кто такой Репин и Васнецов, замещают эту пустоту чебурашками с помойки, а современные «эксперты» пытаются притянуть к этому безвкусному аду несчастное современное искусство, которое еще и не то стерпит.
Материал взят: Тут