Шедевры Гауди в Барселоне ( 11 фото )
- 03.04.2019
- 846
Великий Антонио Гауди навсегда изменил архитектурный облик Барселоны. С его именем связано развитие в Испании популярного на стыке XIX и XX веков стиля модерн. Он спроектировал более десятка зданий и сооружений, однако самые известные его постройки непосредственно связаны с каталонской столицей.
Немного о самом архитекторе: всю свою долгую жизнь – он умер за две недели до своего 74-ого дня рождения – Гауди страдал от ревматизма, обрёкшего его на одиночество: он никогда не был женат и практически не имел друзей. Однако Гауди повезло заручиться покровительством промышленника и мецената Эусебио Гуэля, который и стал его ближайшим другом. Впоследствии архитектор спроектировал для своего патрона немало зданий, включая и знаменитый парк с фантастическими фигурами, носящий и сейчас его имя.
Главный памятник, созданный Гауди, это, разумеется, известный во всём мире храм Святого Семейства (Саграда Фамилия), пользующийся огромный популярностью благодаря своему необычному внешнему виду. Гигантские вычурные башни церкви служат своеобразным ориентиром в Барселоне, а роскошные фасады поражают воображение. Строительство храма началось ещё в 1882 году и продолжается и поныне.
Кстати, многие другие богатые предприниматели Барселоны, помимо Гуэля, заказывали у Гауди постройку своих домов. На его услуги могло уйти целое состояние, но конечный результат доказывал, что стоил затраченных денег. Особняки Каса Мила и Каса Батльо, знаменитые своими необычными фасадами, заслуженно считаются шедеврами каталонского модерна. Также Гауди любил экспериментировать с техникой «ломаной» мозаики, состоящей из стеклянных и керамических плиток.
Барселону часто называют городом Гауди, и это не лишено правды. При наличии свободного времени, можно насладиться тихой прогулкой по каталонской столице, следуя за тенью великого архитектора. Кроме самих великолепных зданий, стоит также обратить внимание на вычурные уличные украшения: резные скамейки, изящные фонари и многое другое.
Дворец Гуэль
Дворец Гуэль
Дворец Гуэль – одно из самых ранних творений Антонио Гауди, построенное ещё в 1885-1890 годы. Этот монументальный особняк предназначался для покровителя великого архитектора – промышленника и мецената Эусебио Гуэля. Он и его семья долгое время жили в этом потрясающем здании.
На фасаде особенно выделяются лоджии, размещённые на разных ярусах. Самый длинный крытый балкон расположен непосредственно над параболической аркадой ворот, предназначенных для проезда карет и колесниц.
Дворец состоит из нескольких этажей, при этом подъём из подвалов и конюшен осуществляется либо по просторному пандусу, либо по крутой винтовой лестнице. Сердцем здания является его центральный зал с огромным потолком. Сейчас в этом помещении проходят концерты, при этом оркестр и орган располагаются на уровень выше зрителей, что создаёт потрясающую акустику. На верхних этажах размещаются спальни, принадлежавшие семье Гуэль, а на чердаке, где раньше жили слуги, проходят временные экспозиции.
Многочисленные залы дворца Гуэль роскошно украшены. Здесь можно увидеть изящные аркадные галереи, поддерживающие своды, и роскошные витражи, изображающие сцены из пьес Шекспира. Особого внимания заслуживают двери и потолки, выполненные в восточном стиле и украшенные резными деревянными панелями с инкрустациями, кованым железом и многими другими декоративными элементами. Кстати, во дворце сохранилось множество предметов мебели, спроектированных также самим Гауди, к примеру, роскошные камины и столы.
Дворец Гуэль завершается крышей с 15-метровым шпилем – типичным для архитектуры Гауди. Ещё одной яркой деталью являются многочисленные дымоходы и печные трубы, украшенные мозаикой из стекла и керамики и обладающие неповторимым обликом.
Сейчас дворец Гуэль, расположенный на знаменитой пешеходной улице Рамбла, открыт для туристического посещения.
Адрес: Carrer Nou de la Rambla, 3-5
Дом Кальвет
Дом Кальвет
По сравнению с другими работами Гауди, дом (каса) Кальвет может показаться слишком «обыденным». Архитектор практически не экспериментирует со стилем и элементами декора. Возможно, это связано с тем, что здание построено в элитном районе старинной застройки, и выделяться из общего стиля было бы не совсем уместно.
В экстерьере дома можно заметить элементы декора, типичные для эпохи барокко - изумительные небольшие окна, каждое из которых дополнительно украшено крошечным полукруглым или прямоугольным балкончиком с изящной решёткой из кованого железа.
Необычным во внешнем виде дома Кальвет является его двойной фронтон, из полукруглого завершения которого вырастают вычурные скульптуры святых. Стоит ещё обратить внимание на забавные колонны необычной формы, разместившиеся на первом этаже.
Как и дом Мила, построенный на пару лет позже, этот особняк использовался как доходный дом с торговыми помещениями на первом этаже, личными апартаментами владельца на втором и квартирами, сдающимися внаём, на следующих ярусах здания.
Интерьер дома Кальвет не сильно отличается от других зданий Гауди. Здесь можно увидеть кручёные тонкие колонны, потрясающую роспись, яркие керамические плитки, украшения из кованого железа и старинную мебель. Сейчас в этом здании открыт элитный ресторан. Кстати, именно эта постройка Гауди получила в 1900 году звание лучшего здания года.
Адрес: Carrer de Casp, 48.
Дом Батльо
Дом Батльо
Дом (Каса) Батльо считается одним из шедевров архитектуры эпохи модерн. Любопытно, что он также ознаменовал переходный период в творческом пути Антонио Гауди. Именно во время работы с этим особняком он окончательно создаёт свой собственный, неповторимый стиль.
Каса Батльо был построен другим архитектором ещё в 1875 году, однако в 1904-1906 годах подвёргся полной перестройке под руководством Гауди. Сам дом состоит из 8 этажей, исключая подвал, а его общая высота достигает 32 метров.
Сейчас в этом здании выделяется его потрясающий фасад, в котором нет ни одной прямой линии. Первый этаж представлен в форме параболических аркад – типичного элемента архитектуры Гауди. Дальше идут изящные волнистые балкончики с тонкими колоннами.
Ещё одно открытие Гауди – световой внутренний дворик. Архитектор играет со светотенью, изменяя цвет керамической облицовки здания от снежно-белого до лазурно-синего. Также уменьшается размер окон – от огромных на нижнем этаже до крошечного чердачного.
Существует теория, что дом Батльо изображает легендарного дракона, поверженного святым Георгием – покровителем Барселоны. Его меч, вонзённый в тело чудовища, представлен в виде изящной башенки в форме креста, а дымоходы на крыше, яркие керамические украшения и тонкие колонны балконов на фасаде напоминают о чешуе и костях змея.
Сейчас для туристического посещения открыт вестибюль особняка, украшенный овальными витражными окнами, и любопытная мансарда. Её отличительная черта – 60 аркадных пролётов, символизирующих скелет дракона.
По бокам от дома Батльо разместились два других любопытных особняка в стиле модерн, при этом внешний вид всех трёх зданий сильно контрастирует между собой. Этот архитектурный ансамбль получил название «Квартала несогласных».
Адрес: Passeig de Gràcia, 43
Дом Мила
Дом Мила
Дом (Каса) Мила считается апофеозом позднего творчества Антонио Гауди. Это последнее светское сооружение, над которым он работал, оставшиеся почти 15 лет своей жизни он посвятил храму Святого Семейства.
Дом Мила сочетал в себе все инновации стиля модерн: вместо несущих стен здесь использованы железные несущие колонны. Более того, межкомнатные перегородки в квартирах могли быть убраны или добавлены самими жильцами.
Стоит отметить монументальный фасад особняка, за который его неодобрительно прозвали каменоломней. В нём нет прямых линий, а все неправильной формы окна окаймлены мощными балконными решётками из кованого железа.
Дом состоит из 9 этажей, включая подземный гараж, специально переделанный Гауди, чтобы туда мог въехать роскошный роллс-ройс. Особо выделяются три небольших внутренних дворика – патио, и терраса на самой крыше.
Крыша этого дома заслуживает отдельного рассказа: Гауди любил экспериментировать с внешним видом печных труб и дымоходов, превращая их в обособленные элементы декора. В случае с домом Мила, архитектор заходит ещё дальше – крыша этого особняка украшена настоящей армией, так как все трубы, лестничные выходы, дымоходы и даже специально построенные башенки скульптурно изображают сказочное войско.
Эти скульптуры выполнены из битой керамики, мрамора, гальки и даже стекла. Существует легенда, что одну из подобных скульптур Гауди добавил к дому уже после его торжественного открытия, а материалом ему послужили осколки многочисленных бутылок из-под шампанского.
Первоначально Каса Мила использовался в качестве доходного дома: на нижнем этаже размещались торговые помещения и конторы, чуть выше – апартаменты его владельца, а верхние ярусы сдавались внаём. Сейчас особняк частично открыт для туристического посещения. Стоит посетить первый этаж с роскошной росписью и мощными колоннами, а также ознакомиться с планировкой типичной квартиры начала XX века. В отдельных комнатах сохранилась изысканная мебель той эпохи, возможно, даже спроектированная самим Гауди. Через патио проходит лестница, заставленная цветами и комнатными растениями. Неповторимое впечатление производит мансарда дома, потолок которой поддерживается 270 параболическими сводчатыми аркадами. Здесь проходит выставка, посвящённая творчеству великого архитектора.
Каса Мила – первый дом авторства Гауди, вошедший в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Такая же «участь» постигла и два других известных особняка – дворец Гуэль и дом Батльо, расположенный на противоположной стороне улицы.
Адрес: Carrer de Provença, 261-265
Храм Святого Семейства (Саграда Фамилия)
Храм Святого Семейства
Храм Святого Семейства, также известный как Саграда Фамилия, считается венцом творения Антонио Гауди и символом Барселоны. Архитектор отдал этой грандиозной постройке более сорока лет своей жизни, однако здание так и осталось недостроенным. Стоит отметить, что строительство происходит исключительно на средства, пожертвованные прихожанами, что также затрудняет ведение работ.
Немного истории: начало строительства храма Святого Семейства началось ещё в 1882 году, однако вскоре заказчикам пришлось сменить архитектора, и за работу приступил Антонио Гауди. Закончив крипту, начатую ещё своим предшественником, Гауди полностью переделал план сооружения. Будучи набожным католиком, он намеревался превратить эту церковь в визуальный образ триумфа Иисуса Христа и Церкви.
При жизни Гауди был построен монументальный фасад Рождества и портал Девы Марии Розария. Архитектор придерживался неоготического стиля, однако добавлял совершенно необычайные элементы декора. К примеру, он придал огромное значение водосточным трубам, превратив их в изображения местной флоры и фауны. А фасад Рождества, повествующий об избранных Евангельских событиях, украшен огромными фигурами святых, выполненных в полный рост.
Внешний вид фасада Страстей, построенного в середине XX века, кардинально отличается от вычурного фасада Рождества, столь типичного для архитектуры Гауди. В нём преобладают элементы распространившегося в тот момент стиля конструктивизма и даже кубизма. Фасад представлен резкими геометрическими переходами и мощными колоннами, напоминающими скелет. Сам Гауди не хотел начинать работу с этой части храма, чтобы не отпугнуть горожан.
Знаменитые огромные башни храма, освящённые в честь апостолов, были закончены уже в 1977 году. Они выполнены в форме веретена, и по всему их периметру проделаны отверстия, открывающие взору крутую винтовую лестницу. Верхушки башен украшены знаменитыми керамическими наличниками – излюбленным элементом декора Гауди, изображающими гроздья винограда, что напоминает о таинстве Причастия.
В дальнейшем планируется возвести последний фасад храма, посвящённый Славе Господней, а также достроить ещё 10 башен. Крупнейшей из них должна стать центральная 170-метровая башня Иисуса Христа, окружённая «башенками», символизирующими евангелистов и дополненная колокольней Девы Марии. Когда строительство будет завершено, Храм Святого Семейства станет самым высоким зданием в мире.
Антонио Гауди знал, что никогда не успеет закончить своё эпохальное творение. Однако он всё продумал, и все текущие работы ведутся непосредственно по его планам и чертежам. То же относится и к интерьеру церкви, подчиняющемуся строгим законам геометрии.
Внутри храм Святого Семейства представлен в виде так называемого «леса древовидных колонн», выступающего в роли несущей опоры всей огромной постройки. Помимо этой уникальной конструкции, стоит обратить внимание на потрясающе украшенные гиперболические потолки и купола храма, а также на изысканные витражи. Внутреннее убранство было закончено только в XXI веке, а в 2010 году совершилось торжественное освящение храма.
Сейчас церковь Саграда Фамилия открыта для туристического посещения. Билет стоит довольно дорого, однако все вырученные средства уходят на завершение строительства. Летом стоит приобретать билет заблаговременно, существует возможность покупки по интернету. Туристы приглашаются внутрь самого храма, также разрешается спуститься в крипту, где похоронен великий архитектор. Несколько башен оборудовано специальным лифтом, а для самостоятельно подъёма придётся преодолеть 300 крутых ступенек. Особого внимания заслуживает музей церкви, разместившийся в симпатичном здании бывшей школы для детей строителей, обладающем уникальной конструкцией. К нему ещё приложена рука непосредственно самого Гауди.
Согласно последним данным, окончание постройки храма Саграда Фамилия будет приурочено к столетию со дня смерти Антонио Гауди – то есть, в 2026 году.
Адрес: Carrer de Mallorca, 401
Дом Висенс
Дом Висенс
Дом (Каса) Висенс является первым серьёзным самостоятельным проектом Антонио Гауди, которому на момент окончания строительства было чуть больше тридцати лет.
Здание выстроено из красного кирпича и ярко украшено в стиле нео-мудехар. Оригинальный стиль мудехар появился ещё в эпоху Средневековья и представлял собой слияние европейской готики с арабской архитектурой. Гауди, как типичный представитель эпохи модерн, не боялся экспериментировать с разными стилями, а впоследствии выработал собственную, неповторимую манеру.
Каса Висенс состоит из четырёх этажей, при этом мансарда выполнена в виде изумительной аркадной галереи с тонкими колоннами. Выходящие на крышу водостоки и дымоходы вычурно украшены, что станет отличительной чертой архитектуры Гауди. В восточном стиле также выполнены очаровательные резные окна причудливой формы. Они дополнены яркими керамическими плитками с растительными орнаментами и изящными решётками из кованого железа.
Дом Висенс открыл свои двери для туристов сравнительно недавно – только в 2017 году. Внутри сохранилась любопытная планировка комнат, а также старинная мебель. Стоит отметить, что особняк несколько раз перестраивался, и некоторые элементы декора были добавлены уже последующими архитекторами и реставраторами.
Адрес: Carrer de les Carolines, 20
Парк Гуэль
Парк Гуэль
Важной вехой в творчестве Антонио Гауди является потрясающий парк, разбитый в северной, холмистой части Барселоны. В начале XX века архитектор и его патрон – промышленник и предприниматель Эусебио Гуэль решили реализовать популярный в то время концепт создания «города-сада».
Затея не увенчалась успехом, зато в Барселоне появился роскошный парк, на территории которого можно увидеть как и жилые дома, так и загадочные декоративные постройки, словно сошедшие со страниц сказок. Именно такие волшебные павильоны расположены у входа в парк. Их внешний вид напоминает знаменитые пряничные домики из сказки братьев Гримм «Гензель и Гретель». В этих зданиях размещались привратники парка и его администрация.
Один из домов увенчан огромным белоснежным крестом, ещё одним излюбленным элементом архитектуры Гауди. Отсюда начинается парадная лестница с фонтанами, ведущая в Зал ста колонн, где благодаря потрясающей акустике часто проводятся концерты. Его потолок украшен изящной керамической облицовкой. Кстати, в этом зале всего лишь 86 колонн дорического ордера, а не сто, как следует из названия.
Ещё выше разместилась знаменитая длинная скамейка, изображающая морского змея. Её спинка изготовлена из керамической плитки и даже битого стекла. В парке часто можно увидеть образы змей и особенно саламандры – любимого мифического существа самого Гауди. Стоит, к примеру, обратить внимание на огромный медальон посреди парадной лестницы. Он тоже сделан из керамики и изображает голову змеи, вырастающую из каталонского флага.
На территории парка сохранились дома, входившие в состав проектируемого жилого квартала. Один из них до сих пор обитаем, в другом разместилась районная школа, а третий, где до 1925 года проживал Гауди, превратился в музей великого архитектора. В особняке, своим внешним видом напоминающим церковь, сохранилась мебель, ранее украшавшая парадные залы Дома Батльо и Дома Мила. Кстати, многие детали интерьера и предметы мебели изготовлены самим Гауди.
Не стоит забывать, что хоть здесь и сохранились потрясающие памятники декоративного искусства авторства Гауди, парк Гуэль – в первую очередь место отдыха и прогулок. Для этого идеально подходят Птичьи гнёзда – специальные каменные галереи, словно вырезанные из склонов холма. Из них прорастают роскошные пальмы, нависающие над уютными прогулочными тропами. Разумеется, знаменитые Птичьи гнёзда являются ещё одним творением великого архитектора Антонио Гауди.
Парк Гуэль открыт до шести вечера зимой, и до девяти вечера летом. Однако вход на территорию осуществляется за деньги.
Адрес: Carrer d’Olot
Дворец Бельесгуард
Дворец Бельесгуард
Дворец Бельесгуард разместился в отдалённой части Барселоны. Раньше на этом месте возвышался огромный средневековый замок, принадлежавший королю Арагона Мартину I и его второй жене, местной аристократке Маргариты де Прадес.
Построенный ещё в 1409 году, спустя 500 лет дворец оказался почти полностью разрушен. Тогда же владелец старинного сооружения, Хайме Фигейрас, нанял знаменитого архитектора Антонио Гауди, чтобы он построил на этом месте современную резиденцию для своей семьи.
Новая работа Гауди выполнена в неоготическом стиле, чтобы почтить культурно-историческую ценность предыдущей постройки. Своим внешним видом особняк – также известный как Дом (Каса) Фигейрас, названный так в честь своего первого владельца – действительно напоминает средневековый замок. Доминантой постройки служит роскошная башня, увенчанная знаменитым четырёхконечным крестом, постоянно встречающимся в архитектуре Гауди. Её шпиль также покрыт красно-жёлтыми изразцами, составляющими каталонский флаг.
С 2013 года дворец Бельесгуард открыт для туристического посещения. Интерьеры особняка выполнены в соответствии с эпохой модерна и уникальным вкусом самого Гауди. Внутри поддерживается потрясающее освещение благодаря различной форме окон, вставкам из цветного стекла и блестящим металлическим украшениям. Стоит также обратить внимание на необычные геометрические решения Гауди – многие коридоры представлены в виде ряда параболических аркад, а несущие конструкции главной башни выполнены столь вычурным образом, что напоминают выкованную паучью сеть.
Ещё одна забавная деталь, тоже распространённая в архитектуре Гауди – необычное строение крыши. Со стороны террасы можно увидеть низкие скаты крыши с выступающими чердачными окнами, похожими на глаза дракона, одного из любимых мифологических существ великого архитектора.
Стоит также посетить уютный сад, разбитый у дворца Бельесгуард, где сохранились живописные руины средневековой крепости.
Адрес: Carrer de Bellesguard, 20
Колледж святой Терезы
Колледж святой Терезы
Колледж святой Терезы – одна из ранних работ Антонио Гауди, законченная в 1889 году. Из-за того, что это здание предназначено для религиозных нужд – здесь разместилась монастырская школа - архитектору пришлось отказаться от использования своих излюбленных приёмов и богатого внешнего декора постройки.
Впрочем, это монументальное четырёхэтажное строение из кирпича всё равно поражает воображение. Особенно выделяется его зубчатая крыша, а также главный вход. Здесь можно увидеть следы арабского влияния на испанскую культуру, подобный архитектурный стиль получил название «мудехар».
Сам вход выполнен в форме параболической арки – любимого геометрического решения Гауди, а портал отделяется из всего здания колледжа. Он дополнительно украшен живописными керамическими мозаиками, изображающими символы Иисуса Христа и святой Терезы Авильской – покровительницы колледжа. Стоит также обратить внимание на роскошную кованую решётку, без которой невозможно представить ни одно здание авторства Гауди.
Сама постройка немного напоминает старинную неприступную крепость. Это вполне объяснимо – основной темой учения святой Терезы была идея о «внутреннем замке», согласно которой человеческая душа – это замок с многочисленными комнатами, в центре которого находится Господь.
Адрес: Carrer de Ganduxer, 85-105
Павильоны Гуэль
Королевский дворец Педральбес
В пригороде Барселоны разместилось роскошное поместье, принадлежавшее покровителю Гауди – богатому промышленнику Эусебио Гуэлю. Внешний вид главного особняка напоминает типичную тропическую хижину – бунгало, а симпатичные служебные постройки на территории выполнены уже в хорошо узнаваемом стиле архитектуры Гауди.
Особенно выделяются роскошные домики привратника и павильоны, разместившиеся у ворот. Они увенчаны симпатичными шишечками, покрытыми яркими изразцами. Также стоит отметить огромное здание конюшен, над которым возвышается мощный купол, весь усыпанный керамической плиткой. Во многих постройках прослеживаются черты восточной архитектуры.
Поместье окружено изящной кованой решёткой, переплетения которой напоминают драконов – излюбленный мотив архитектуры Гауди. Вокруг дома выросли мощные средиземноморские деревья, посаженные ещё при жизни Гауди – кипарисы, магнолии, пальмы и эвкалипт. Великий архитектор также спроектировал сооружение фигурных клумб и живописного фонтана Геркулеса.
Любопытна дальнейшая история самой усадьбы, ныне носящей название Королевского дворца Педральбес. В 1919 году здесь останавливалась семья правящего короля Испании Альфонса XIII, и щедрый меценат Гуэль подарил им свою загородную резиденцию. Сейчас здесь открыт музей декоративного искусства и керамики. В состав экспозиции входит старинная мебель, трон короля Альфонса с золотыми львами, мавританская посуда и даже шедевры великого Пабло Пикассо.
Адрес: Avinguda Diagonal, 686
Материал взят: Тут