Трофеи необъявленных войн ( 1 фото )
- 04.03.2019
- 452
Как советская разведка похищала у американцев секретное вооружение
В середине февраля Владимир Путин своим указом присвоил звание Героя России ветерану ГРУ Владимиру Ковтуну, который в 1987 году вместе с товарищами захватил в Афганистане американский зенитно-ракетный комплекс «Стингер». О подвиге группы спецназа не сообщалось в течение многих лет. Однако, как выяснила «Наша Версия», имеется немало других примеров захвата секретных образцов чужого оружия, вплоть до самолётов и танков.
О том, что в войне в Корее принимали участие советские военнослужащие, широко стало известно лишь спустя многие десятилетия, и то на уровне разговоров и песен про «корейского лётчика Ли Си Цына». Менее известно было о работе так называемых трофейных команд, призванных изучать оружие и боевую технику американцев. Наибольший интерес представляли новые американские истребители F-86 «Сейбр», не уступавшие по своим характеристикам советским МиГ-15. «Трофейщики» не раз находили сбитые «Сейбры», однако сгоревшие машины не подходили. Требовался целый истребитель – добывать его в апреле 1951 года прибыла специальная группа лётчиков-испытателей ГК НИИ ВВС. Задача пилотам была поставлена непростая – в бою окружить «Сейбр» и принудить его к посадке на аэродром.
Увы, выполнить задачу спецгруппе не удалось. Понеся потери, она вернулась домой. Добыть «Сейбр» спустя несколько месяцев смог подполковник Евгений Пепеляев, во время воздушной дуэли снайперски лишив американца управления и заставив уйти на вынужденную посадку. Почти целый истребитель доставили в СССР. Как сообщал министр авиационной промышленности Михаил Хруничев, изучение «Сейбра» принесло немало сюрпризов. Так, новостью для советских конструкторов стали оптический прицел повышенной точности, система обогрева оружия, тормозные щитки и многое другое. В итоге даже было решено полностью скопировать американский самолёт для Советской армии. Правда, как поговаривают, недоумение вызвало отсутствие фильтра в топливном баке. Мысль о том, что американцы априори считают невозможным заливать в истребитель керосин плохого качества, показалась советским инженерам наивной.
Пять пленных американских пилотов
Гораздо более богатой на трофеи для СССР оказалась война во Вьетнаме, во время которой Москва также снабжала своего союзника техникой, боеприпасами и военными советниками. В 1965 году во Вьетнам отправилась группа инженеров-оборонщиков под руководством офицеров ГРУ. «С мая 1965-го по январь 1967-го было отобрано и отправлено в Советский Союз свыше 700 трофейных образцов американской авиационной техники, боеприпасов, радиоэлектронной аппаратуры, значительное количество информационных материалов, которые представили большой интерес для МО СССР и отраслей оборонной промышленности», – пишет дипломат Анатолий Зайцев. Однако сбор трофеев проходил с трудом. В соответствии с соглашением, подписанным между Москвой и Ханоем, Вьетнам обязывался передавать Советскому Союзу образцы трофейной техники США для их последующего изучения. Однако вскоре выяснилось, что горячую любовь к советским друзьям вьетнамские власти проявляют только на словах. Порой советским «трофейщикам» вовсе отказывали в возможности осмотреть сбитые американские самолёты и снять с них интересующие детали. Аргументы предъявлялись до наивности оскорбительные: дескать, это нужно для музея. Одного из сапёров, изучавшего новую американскую мину, под видом заботы о здоровье заставили вымыть руки с мылом, чтобы на них не осталось даже крошек взрывчатки – её состав особенно интересовал «трофейщиков».
Всё это делалось по одной причине: провозглашая дружбу с Москвой, вьетнамцы одновременно активно заигрывали с Пекином, в связи с чем китайские «трофейщики» также активно охотились за американской техникой. В результате, когда советские специалисты с воодушевлением примчались однажды осматривать сбитый самолёт-разведчик американцев, начинённый секретной аппаратурой, оказалось, что китайцы уже сняли с него всё ценное.
На этом фоне неудивительна история, реалистичность которой официально не подтверждена, однако косвенные свидетельства показывают, что всё могло так и быть на самом деле. Во Вьетнаме американцы применили свой новейший самолёт F-111. Тактический истребитель имел изменяемую геометрию крыльев, что придавало ему уникальные лётные характеристики, а бортовая электроника позволяла ему летать на предельно малой высоте, оставаясь невидимым для радаров. Советский авиапром к тому времени ещё не освоил таких технологий. Потому был дан приказ: добыть F-111.
Ракету вынесли со склада, откатили к забору на специально припасённой тележке с резиновыми колёсами, после чего подняли автокраном и положили в грузовик
Что было дальше, до конца неясно. По одним данным, советские пилоты смогли перехватить F-111 и принудить его к посадке, по другим – сотрудники КГБ подкупили американских лётчиков, те сымитировали катастрофу и передали самолёт. Вот только деньги они не получили – по понятным причинам отпускать американцев не стали, увезя их в Советский Союз, где они и жили в закрытом военном городке. Так они и стали числиться пропавшими без вести. В 90-е США и Россия на фоне потеплевших отношений решили приоткрыть архивы, создав совместную комиссию по делам военнопленных и лиц, пропавших без вести. Встал вопрос и о вьетнамских событиях. В 2003 году член комиссии генерал Николай Безбородов заявил в интервью: «Сотрудники комиссии в Московском авиационном институте обнаружили кабину истребителя-бомбардировщика F-111, сбитого над Северным Вьетнамом. Состояние практически неповреждённой кабины свидетельствовало о том, что экипаж самолёта скорее всего выжил». Другой информации генерал не дал, но и этого оказалось достаточно для подтверждения главного факта – пленные американцы и правда были. И, возможно, не только эти. А дальше, летом 2017 года, замначальника управления Минобороны по увековечению памяти погибших Андрей Таранов заявил: российская сторона передала американским партнёрам рассекреченную информацию о пяти пилотах США, попавших в плен на территории Вьетнама. И снова никаких подробностей. Хотя достаточно сложить исходные данные – неповреждённая кабина, захваченные лётчики… Как говорил Шерлок Холмс, задача на одну трубку.
Впрочем, большинство образцов иностранной боевой техники СССР получал всё же с помощью загранразведки. КГБ и ГРУ наперебой вербовали за рубежом агентов, готовых за щедрый гонорар принести секретную новинку. Причём лучшими источниками секретов являлись вовсе не военнослужащие – попробуй угнать с охраняемой военной базы танк или незаметно снять с самолёта новый радар! Гораздо эффективнее считалось иметь дело с сотрудниками местных компаний, работающих в оборонном секторе. Видимо, не так уж не правы были классики коммунизма, утверждавшие, что за хорошую прибыль капиталист готов продать даже родную мать. Ветеран управления научно-технической разведки КГБ Анатолий Максимов вспоминал, как ради выгодных контрактов с СССР зарубежные коммерсанты не раз соглашались продать изделия и технологии, строго запрещённые к экспорту в Советский Союз. Так в середине 60-х Максимов без труда добыл в Канаде компоненты напалма – секретной горючей смеси, стоявшей на вооружении армии США.
Случались и совсем уж удивительные истории. В 1966 году на резидентуру ГРУ в Риме вышел немецкий коммерсант Манфред Раммингер. После того как его бизнес пошатнулся, привыкший не считать в кармане деньги предприниматель решил пустить в ход свой природный авантюризм. Через своего доверенного он заявил, что обладает широчайшими связями и за деньги может достать что угодно, хоть кальсоны федерального канцлера. Ну вот, например, новейшую американскую авиационную ракету «Сайдвиндер» – хотите? Раммингеру осторожно ответили, что ракета, конечно, штука интересная, однако вперёд за неё платить не станут (в ГРУ не без оснований опасались, что бойкий коммерсант может быть провокатором немецкой контрразведки). Однако спустя несколько месяцев Раммингер привёз в Москву два больших ящика, в которых лежала разобранная ракета. Проверка подтвердила – настоящая.
Как пишет историк спецслужб Александр Колпакиди, Раммингер попросту украл её с военной базы с помощью знакомого лётчика – про широкие связи немец действительно не врал. Лётчик отключил сигнализацию, ракету вынесли со склада, откатили к забору на специально припасённой тележке с резиновыми колёсами, после чего подняли автокраном и положили в грузовик. За секретный боеприпас Москва заплатила 92 тыс. марок и 8500 долларов, приказав ценному агенту прекратить глупый риск. Но Раммингер не остановился и вскоре прямо с промышленной выставки украл навигационные приборы новой конструкции, вновь успешно переправив их в Москву. На этом, правда, его похождения завершились – по возвращении контрразведка арестовала Раммингера за кражу ракеты. Госизмену и шпионаж в пользу СССР суд оценил всего в четыре года тюрьмы. После этого, пожалуй, не стоит удивляться словам одного из ветеранов разведки, утверждавшего, что «наши агенты на Западе сидели в каждой крупной фирме».
Александр Ключнико
В середине февраля Владимир Путин своим указом присвоил звание Героя России ветерану ГРУ Владимиру Ковтуну, который в 1987 году вместе с товарищами захватил в Афганистане американский зенитно-ракетный комплекс «Стингер». О подвиге группы спецназа не сообщалось в течение многих лет. Однако, как выяснила «Наша Версия», имеется немало других примеров захвата секретных образцов чужого оружия, вплоть до самолётов и танков.
О том, что в войне в Корее принимали участие советские военнослужащие, широко стало известно лишь спустя многие десятилетия, и то на уровне разговоров и песен про «корейского лётчика Ли Си Цына». Менее известно было о работе так называемых трофейных команд, призванных изучать оружие и боевую технику американцев. Наибольший интерес представляли новые американские истребители F-86 «Сейбр», не уступавшие по своим характеристикам советским МиГ-15. «Трофейщики» не раз находили сбитые «Сейбры», однако сгоревшие машины не подходили. Требовался целый истребитель – добывать его в апреле 1951 года прибыла специальная группа лётчиков-испытателей ГК НИИ ВВС. Задача пилотам была поставлена непростая – в бою окружить «Сейбр» и принудить его к посадке на аэродром.
Увы, выполнить задачу спецгруппе не удалось. Понеся потери, она вернулась домой. Добыть «Сейбр» спустя несколько месяцев смог подполковник Евгений Пепеляев, во время воздушной дуэли снайперски лишив американца управления и заставив уйти на вынужденную посадку. Почти целый истребитель доставили в СССР. Как сообщал министр авиационной промышленности Михаил Хруничев, изучение «Сейбра» принесло немало сюрпризов. Так, новостью для советских конструкторов стали оптический прицел повышенной точности, система обогрева оружия, тормозные щитки и многое другое. В итоге даже было решено полностью скопировать американский самолёт для Советской армии. Правда, как поговаривают, недоумение вызвало отсутствие фильтра в топливном баке. Мысль о том, что американцы априори считают невозможным заливать в истребитель керосин плохого качества, показалась советским инженерам наивной.
Пять пленных американских пилотов
Гораздо более богатой на трофеи для СССР оказалась война во Вьетнаме, во время которой Москва также снабжала своего союзника техникой, боеприпасами и военными советниками. В 1965 году во Вьетнам отправилась группа инженеров-оборонщиков под руководством офицеров ГРУ. «С мая 1965-го по январь 1967-го было отобрано и отправлено в Советский Союз свыше 700 трофейных образцов американской авиационной техники, боеприпасов, радиоэлектронной аппаратуры, значительное количество информационных материалов, которые представили большой интерес для МО СССР и отраслей оборонной промышленности», – пишет дипломат Анатолий Зайцев. Однако сбор трофеев проходил с трудом. В соответствии с соглашением, подписанным между Москвой и Ханоем, Вьетнам обязывался передавать Советскому Союзу образцы трофейной техники США для их последующего изучения. Однако вскоре выяснилось, что горячую любовь к советским друзьям вьетнамские власти проявляют только на словах. Порой советским «трофейщикам» вовсе отказывали в возможности осмотреть сбитые американские самолёты и снять с них интересующие детали. Аргументы предъявлялись до наивности оскорбительные: дескать, это нужно для музея. Одного из сапёров, изучавшего новую американскую мину, под видом заботы о здоровье заставили вымыть руки с мылом, чтобы на них не осталось даже крошек взрывчатки – её состав особенно интересовал «трофейщиков».
Всё это делалось по одной причине: провозглашая дружбу с Москвой, вьетнамцы одновременно активно заигрывали с Пекином, в связи с чем китайские «трофейщики» также активно охотились за американской техникой. В результате, когда советские специалисты с воодушевлением примчались однажды осматривать сбитый самолёт-разведчик американцев, начинённый секретной аппаратурой, оказалось, что китайцы уже сняли с него всё ценное.
На этом фоне неудивительна история, реалистичность которой официально не подтверждена, однако косвенные свидетельства показывают, что всё могло так и быть на самом деле. Во Вьетнаме американцы применили свой новейший самолёт F-111. Тактический истребитель имел изменяемую геометрию крыльев, что придавало ему уникальные лётные характеристики, а бортовая электроника позволяла ему летать на предельно малой высоте, оставаясь невидимым для радаров. Советский авиапром к тому времени ещё не освоил таких технологий. Потому был дан приказ: добыть F-111.
Ракету вынесли со склада, откатили к забору на специально припасённой тележке с резиновыми колёсами, после чего подняли автокраном и положили в грузовик
Что было дальше, до конца неясно. По одним данным, советские пилоты смогли перехватить F-111 и принудить его к посадке, по другим – сотрудники КГБ подкупили американских лётчиков, те сымитировали катастрофу и передали самолёт. Вот только деньги они не получили – по понятным причинам отпускать американцев не стали, увезя их в Советский Союз, где они и жили в закрытом военном городке. Так они и стали числиться пропавшими без вести. В 90-е США и Россия на фоне потеплевших отношений решили приоткрыть архивы, создав совместную комиссию по делам военнопленных и лиц, пропавших без вести. Встал вопрос и о вьетнамских событиях. В 2003 году член комиссии генерал Николай Безбородов заявил в интервью: «Сотрудники комиссии в Московском авиационном институте обнаружили кабину истребителя-бомбардировщика F-111, сбитого над Северным Вьетнамом. Состояние практически неповреждённой кабины свидетельствовало о том, что экипаж самолёта скорее всего выжил». Другой информации генерал не дал, но и этого оказалось достаточно для подтверждения главного факта – пленные американцы и правда были. И, возможно, не только эти. А дальше, летом 2017 года, замначальника управления Минобороны по увековечению памяти погибших Андрей Таранов заявил: российская сторона передала американским партнёрам рассекреченную информацию о пяти пилотах США, попавших в плен на территории Вьетнама. И снова никаких подробностей. Хотя достаточно сложить исходные данные – неповреждённая кабина, захваченные лётчики… Как говорил Шерлок Холмс, задача на одну трубку.
Впрочем, большинство образцов иностранной боевой техники СССР получал всё же с помощью загранразведки. КГБ и ГРУ наперебой вербовали за рубежом агентов, готовых за щедрый гонорар принести секретную новинку. Причём лучшими источниками секретов являлись вовсе не военнослужащие – попробуй угнать с охраняемой военной базы танк или незаметно снять с самолёта новый радар! Гораздо эффективнее считалось иметь дело с сотрудниками местных компаний, работающих в оборонном секторе. Видимо, не так уж не правы были классики коммунизма, утверждавшие, что за хорошую прибыль капиталист готов продать даже родную мать. Ветеран управления научно-технической разведки КГБ Анатолий Максимов вспоминал, как ради выгодных контрактов с СССР зарубежные коммерсанты не раз соглашались продать изделия и технологии, строго запрещённые к экспорту в Советский Союз. Так в середине 60-х Максимов без труда добыл в Канаде компоненты напалма – секретной горючей смеси, стоявшей на вооружении армии США.
Случались и совсем уж удивительные истории. В 1966 году на резидентуру ГРУ в Риме вышел немецкий коммерсант Манфред Раммингер. После того как его бизнес пошатнулся, привыкший не считать в кармане деньги предприниматель решил пустить в ход свой природный авантюризм. Через своего доверенного он заявил, что обладает широчайшими связями и за деньги может достать что угодно, хоть кальсоны федерального канцлера. Ну вот, например, новейшую американскую авиационную ракету «Сайдвиндер» – хотите? Раммингеру осторожно ответили, что ракета, конечно, штука интересная, однако вперёд за неё платить не станут (в ГРУ не без оснований опасались, что бойкий коммерсант может быть провокатором немецкой контрразведки). Однако спустя несколько месяцев Раммингер привёз в Москву два больших ящика, в которых лежала разобранная ракета. Проверка подтвердила – настоящая.
Как пишет историк спецслужб Александр Колпакиди, Раммингер попросту украл её с военной базы с помощью знакомого лётчика – про широкие связи немец действительно не врал. Лётчик отключил сигнализацию, ракету вынесли со склада, откатили к забору на специально припасённой тележке с резиновыми колёсами, после чего подняли автокраном и положили в грузовик. За секретный боеприпас Москва заплатила 92 тыс. марок и 8500 долларов, приказав ценному агенту прекратить глупый риск. Но Раммингер не остановился и вскоре прямо с промышленной выставки украл навигационные приборы новой конструкции, вновь успешно переправив их в Москву. На этом, правда, его похождения завершились – по возвращении контрразведка арестовала Раммингера за кражу ракеты. Госизмену и шпионаж в пользу СССР суд оценил всего в четыре года тюрьмы. После этого, пожалуй, не стоит удивляться словам одного из ветеранов разведки, утверждавшего, что «наши агенты на Западе сидели в каждой крупной фирме».
Александр Ключнико
Материал взят: Тут