В чем секрет успеха советского «Спортлото» ( 10 фото )
- 28.02.2019
- 428
Во времена СССР азартные игры не приветствовались, но это не означает, что их вообще не было. Самой массовой и популярной в народе стала лотерея «Спортлото» – в каждом тираже участвовало до 10 млн билетов, в целом в игру было вовлечено 70% советских граждан! Когда интерес к лотерее начал угасать, на экраны вышел фильм Леонида Гайдая «Спортлото-82», который сейчас назвали бы скрытой рекламой. В чем же заключался секрет успеха «Спортлото», и почему комедия, названная критиками провальной, стала лидером проката?
Долгое время в СССР отношение к разного рода азартным играм и лотереям было однозначным: это пережитки буржуазного общества, которым нет места в советской реальности! Это отношение изменилось, когда советский спорт потребовал больших финансовых расходов в связи с проведением Олимпиады. Чтобы сэкономить средства из государственного бюджета, нужно было искать дополнительный источник дохода. Опыт зарубежных стран, в том числе из «социалистического лагеря», показывал, что существенным подспорьем могут стать общегосударственные лотереи.
Эмблема самой массовой советской лотереи
Карточка *Спортлото*, 1970
Первой обладательницей максимального выигрыша стала инженер-экономист из Москвы, которой посчастливилось угадать все 6 цифр из 49 и получить 5000 рублей – огромную по тем временам сумму! Позже максимальный выигрыш увеличился вдвое – до 10000 рублей. По теории вероятности, такой «джекпот» выпадал один на 14 млн комбинаций! Максимальные выигрыши получали не больше 10 человек ежегодно, но желающих попытать счастья от этого не убавлялось – напротив, с каждым годом их становилось все больше. Чтобы увеличить вероятность выигрыша и привлечь новых «игроков», позже запустили тираж с формулой «5 из 36» – в таком случае вероятные комбинации сокращались до 370 тысяч вариантов, а возможность выигрыша возрастала.
Сначала розыгрыши проходили один раз в 10 дней, а их результаты участники узнавали из газет. Со временем эта игра становилась все более массовой, и с 1974 г. тиражи стали проводить еженедельно в студии Центрального телевидения. Эту передачу смотрели все, даже те, кто не участвовал в лотерее. В первое время для розыгрышей использовали прозрачный барабан, из которого вручную извлекали шары с номерами, а позже в конструкторском бюро Академии наук Эстонской ССР создали для этих целей первый лототрон, в котором шары перемешивались и избирались механически, что исключало возможные подозрения в нечестности игры.
Накануне 1980 г. «Спортлото» стало как нельзя более актуальным – в СССР готовились к проведению Олимпиады, для чего было необходимо получить большие средства. Вот тогда и ввели розыгрыши по облегченной формуле «5 из 36», и количество участников лотереи возросло. В итоге на вырученные от лотереи средства провели значительную часть мероприятий Олимпиады. А всего за 20 лет существования «Спортлото» принесло государству 500 миллиардов рублей! Начальник Ростовского управления «Спортлото» Георгий Кануков рассказывал: «На деньги «Спортлото» были построены крупнейшие наши спортивные объекты. Гребной канал и школа Олимпийского резерва в Ростове, легкоатлетический манеж в Шахтах, бассейн в Азове».
На съемках фильма *Спортлото-82*
После этого миллионы советских зрителей снова поверили в то, что в принципе каждый из них может стать обладателем крупного выигрыша. Когда фильм вышел в прокат, многие снова начали скупать лотерейные билеты, при этом часто выбирали ту же комбинацию цифр, которую зачеркнула в билете главная героиня фильма – от 1 до 6.
Сейчас этот фильм называют скрытой пропагандой лотереи, а также самой талантливой и изобретательной советской рекламой. Говорили, что Леонид Гайдай, помимо гонорара за работу, получил 100 лотерейных билетов от дирекции «Спортлото» за явную рекламу лотереи. Правда, критики назвали этот фильм провальным: Гайдаю ставили в вину то, что он сделал попурри из собственных же комедий: «А тут ну просто всё до капли знакомо – сюжет, персонажи, трюки… Так зачем Шурика нарёк Костей, а пленницу – Таней? Зачем новых актёров пригласил – ведь старые со своими обязанностями справлялись?.. Выходит, и кино – та же лотерея для зрителя. Надежд каждый раз много, а выигрыш – если он не случаен – довольно редок. И в данном случае нам, увы, опять не повезло – билет оказался «пустой». Тем не менее, у зрителей фильм пользовался огромным успехом – тогда он стал лидером кинопроката 1982 г., его посмотрели 55,2 млн зрителей! Возможно, залогом его успеха стала не только громкая фамилия режиссера, но и злободневность самой темы – ведь в эту игру в свое время играли почти все.
Долгое время в СССР отношение к разного рода азартным играм и лотереям было однозначным: это пережитки буржуазного общества, которым нет места в советской реальности! Это отношение изменилось, когда советский спорт потребовал больших финансовых расходов в связи с проведением Олимпиады. Чтобы сэкономить средства из государственного бюджета, нужно было искать дополнительный источник дохода. Опыт зарубежных стран, в том числе из «социалистического лагеря», показывал, что существенным подспорьем могут стать общегосударственные лотереи.
Эмблема самой массовой советской лотереи
Карточка *Спортлото*, 1970
Первой обладательницей максимального выигрыша стала инженер-экономист из Москвы, которой посчастливилось угадать все 6 цифр из 49 и получить 5000 рублей – огромную по тем временам сумму! Позже максимальный выигрыш увеличился вдвое – до 10000 рублей. По теории вероятности, такой «джекпот» выпадал один на 14 млн комбинаций! Максимальные выигрыши получали не больше 10 человек ежегодно, но желающих попытать счастья от этого не убавлялось – напротив, с каждым годом их становилось все больше. Чтобы увеличить вероятность выигрыша и привлечь новых «игроков», позже запустили тираж с формулой «5 из 36» – в таком случае вероятные комбинации сокращались до 370 тысяч вариантов, а возможность выигрыша возрастала.
Сначала розыгрыши проходили один раз в 10 дней, а их результаты участники узнавали из газет. Со временем эта игра становилась все более массовой, и с 1974 г. тиражи стали проводить еженедельно в студии Центрального телевидения. Эту передачу смотрели все, даже те, кто не участвовал в лотерее. В первое время для розыгрышей использовали прозрачный барабан, из которого вручную извлекали шары с номерами, а позже в конструкторском бюро Академии наук Эстонской ССР создали для этих целей первый лототрон, в котором шары перемешивались и избирались механически, что исключало возможные подозрения в нечестности игры.
Накануне 1980 г. «Спортлото» стало как нельзя более актуальным – в СССР готовились к проведению Олимпиады, для чего было необходимо получить большие средства. Вот тогда и ввели розыгрыши по облегченной формуле «5 из 36», и количество участников лотереи возросло. В итоге на вырученные от лотереи средства провели значительную часть мероприятий Олимпиады. А всего за 20 лет существования «Спортлото» принесло государству 500 миллиардов рублей! Начальник Ростовского управления «Спортлото» Георгий Кануков рассказывал: «На деньги «Спортлото» были построены крупнейшие наши спортивные объекты. Гребной канал и школа Олимпийского резерва в Ростове, легкоатлетический манеж в Шахтах, бассейн в Азове».
На съемках фильма *Спортлото-82*
После этого миллионы советских зрителей снова поверили в то, что в принципе каждый из них может стать обладателем крупного выигрыша. Когда фильм вышел в прокат, многие снова начали скупать лотерейные билеты, при этом часто выбирали ту же комбинацию цифр, которую зачеркнула в билете главная героиня фильма – от 1 до 6.
Сейчас этот фильм называют скрытой пропагандой лотереи, а также самой талантливой и изобретательной советской рекламой. Говорили, что Леонид Гайдай, помимо гонорара за работу, получил 100 лотерейных билетов от дирекции «Спортлото» за явную рекламу лотереи. Правда, критики назвали этот фильм провальным: Гайдаю ставили в вину то, что он сделал попурри из собственных же комедий: «А тут ну просто всё до капли знакомо – сюжет, персонажи, трюки… Так зачем Шурика нарёк Костей, а пленницу – Таней? Зачем новых актёров пригласил – ведь старые со своими обязанностями справлялись?.. Выходит, и кино – та же лотерея для зрителя. Надежд каждый раз много, а выигрыш – если он не случаен – довольно редок. И в данном случае нам, увы, опять не повезло – билет оказался «пустой». Тем не менее, у зрителей фильм пользовался огромным успехом – тогда он стал лидером кинопроката 1982 г., его посмотрели 55,2 млн зрителей! Возможно, залогом его успеха стала не только громкая фамилия режиссера, но и злободневность самой темы – ведь в эту игру в свое время играли почти все.
Материал взят: Тут