1918. О введении новой орфографии в России ( 4 фото )
- 24.01.2019
- 1 366
А.В. Луначарский. Москва, до 1923 г. Национальная библиотека Норвегии
Вопрос о принятии в России новой орфографии обсуждался и готовился задолго до проведения реформы. «Предварительное сообщение» Орфографической подкомиссии при Императорской Академии наук по этому поводу вышло ещё в 1904 г., хотя никакого единства взглядов на проблему достигнуто не было. В 1912 г. появился проект реформы, а 11 (24) мая 1917 г. она была объявлена официально в «Постановлениях совещания по вопросу об упрощении русского правописания», вслед за чем появился ряд циркуляров о введении в школах с нового учебного года реформированного правописания. Однако реальные шаги в этом направлении были предприняты уже после Октябрьской революции.
23 декабря 1917 г. (5 января 1918 г.) был опубликован и вступил в силу декрет Народного комиссариата просвещения РСФСР за подписью А. В. Луначарского «О введении нового правописания». Всем правительственным и государственным изданиям предписывалось с 1 (14) января 1918 г. «печататься согласно новому правописанию», а школам внести соответствующие изменения в обучение грамоте.
Однако Декрет, изданный Наркомпросом, воспринимался как рекомендательный, но необязательный для учреждений, организаций и предприятий других ведомств. Поэтому 10 октября 1918 г. Совет народных комиссаров РСФСР декретом «О введении новой орфографии» распространил положения документа на «все правительственные издания, периодические (газеты и журналы) и непериодические (научные труды, сборники и т. п.), все документы и бумаги».
В соответствии с реформой из алфавита исключались буквы «ять», «фита», «и десятеричное», вместо них отныне должны были употребляться, соответственно: Е, Ф, И. Декрет ничего не говорил о судьбе редкой и вышедшей из употребления ещё до 1917 г. «ижицы», но после реформы она также окончательно исчезла из алфавита. Твёрдый знак (Ъ) исключался на конце слов и частей сложных слов, но сохранялся в качестве разделительного знака. Был введён ряд изменений, касавшихся правил написания приставок, оканчивавшихся на з/с, а также некоторых окончаний.
Фрагмент газеты за 16 февраля 1918 года, в целом написанный в соответствии с новыми правилами, но с тремя словами, написанными дореформенной орфографией: Совѣта, финансовымъ, Борисъ.
Реформа 1918 г. сократила количество орфографических правил, не имевших опоры в произношении, привела к некоторой экономии при письме и типографском наборе, исключив Ъ на конце слов, устранила из русского алфавита пары полностью омофоничных графем (ять и Е, фита и Ф, И и I). Однако большинство отечественных лингвистов отвергли эту реформу. Одни считали, что она обедняет язык, другие полагали, что она недостаточно радикальна. Значительное сопротивление реформа вызвала и в обществе. Первые шаги к практической реализации изменений правописания произошли после революции, что и определило резко критическое отношение к ней со стороны политических противников большевизма. Именно поэтому нововведения не коснулись большинства изданий, печатавшихся на контролируемых белыми территориях, а затем и в эмиграции.
В последние десятилетия вопрос о нормах правописания русского языка вновь приобрёл актуальность, в первую очередь, в связи с возрождением православной культуры, для которой дореволюционная орфография имеет сакральный смысл.
Похищение фиты. © Diliago/Ridus.ru
Материал взят: Тут