Японские "ручные пушки" или какаэ-дзутсу ( 4 фото )
- 10.01.2019
- 1 066
Согласно легенде, троих португальских купцов выбросило бурей на берег острова Танэгасима, и это незначительное на первый взгляд событие стало для всей Японии поистине подарком судьбы. Японцев поразил и сам внешний вид «длинноносых варваров», их одежда и речь, и то, что они держали в руках – «нечто длинное, с отверстием посредине и хитроумным устройством ближе к дереву, которое они упирали в плечо… потом из этого вылетал огонь, раздавался оглушительный гром и свинцовый шарик на расстоянии в тридцать шагов убивал птицу!».
Нииро Тадамото с какаэ-дзутсу. Уки-ё Утагава Ёсиику.
Что-то эта японская миниатюра мне напоминает? Точно:
Даймэ острова Танэгасима Тотиката, заплатив огромные деньги, купил два «тэппо», так японцы назвали это странное оружие, и отдал своему кузнецу, чтобы тот изготовил аналог не хуже. Так что очень скоро на острове Танэгасима было начало производство первого в истории Японии огнестрельного оружия.
В итоге японские аркебузы стали более массивными, чем европейские, хотя и оставались по-прежнему легче мушкетов. Кроме того, японцы придумали так называемые «ручные пушки» или какаэ-дзутсу, в чем-то похожие на европейские ручные мортирки для стрельбы ручными гранатами, применявшиеся с XVI века. Но хотя их сходство несомненно, японская конструкция очень сильно отличается от европейской, и является самостоятельным изобретением.
У европейской мортирки всегда были приклад и за ним короткий ствол, предназначенный для метания фитильных гранат. Японская какаэ-дзутсу приклада не имела, а стреляли из нее глиняными обожженными шариками и свинцовыми ядрами. Ствол был достаточно длинным, а вот пороховой заряд невелик. Благодаря этому из «ручной пушки» можно было стрелять действительно, держа ее в руках. Отдача, конечно, была велика. «Пушку» могло вырвать из рук, а если стрелок держал ее крепко, то и опрокинуть его не землю.
И, тем не менее, стрелять таким вот образом из нее было можно. Хотя применялся и другой способ: стрелок выкладывал на земле пирамиду из трех связок рисовой соломы и укладывал на нее «пушку», упирая рукоятку в землю или еще один сноп, подбитый сзади двумя кольями. Установив нужный угол наклона ствола, стрелок нажимал на спусковой крючок и производил выстрел. Пуля летела по крутой траектории, что позволяло таким вот образом обстреливать неприятелей, укрывшихся за стенами замка.
Попадание разрывного снаряда какаэ-дзутсу в щит татэ. Уки-ё Утагава Куниёси.
Японские тэппо из музея в замке Кумамото. На переднем плане «ручная пушка» какаэ-дзутсу.
Нииро Тадамото с какаэ-дзутсу. Уки-ё Утагава Ёсиику.
Что-то эта японская миниатюра мне напоминает? Точно:
Даймэ острова Танэгасима Тотиката, заплатив огромные деньги, купил два «тэппо», так японцы назвали это странное оружие, и отдал своему кузнецу, чтобы тот изготовил аналог не хуже. Так что очень скоро на острове Танэгасима было начало производство первого в истории Японии огнестрельного оружия.
В итоге японские аркебузы стали более массивными, чем европейские, хотя и оставались по-прежнему легче мушкетов. Кроме того, японцы придумали так называемые «ручные пушки» или какаэ-дзутсу, в чем-то похожие на европейские ручные мортирки для стрельбы ручными гранатами, применявшиеся с XVI века. Но хотя их сходство несомненно, японская конструкция очень сильно отличается от европейской, и является самостоятельным изобретением.
У европейской мортирки всегда были приклад и за ним короткий ствол, предназначенный для метания фитильных гранат. Японская какаэ-дзутсу приклада не имела, а стреляли из нее глиняными обожженными шариками и свинцовыми ядрами. Ствол был достаточно длинным, а вот пороховой заряд невелик. Благодаря этому из «ручной пушки» можно было стрелять действительно, держа ее в руках. Отдача, конечно, была велика. «Пушку» могло вырвать из рук, а если стрелок держал ее крепко, то и опрокинуть его не землю.
И, тем не менее, стрелять таким вот образом из нее было можно. Хотя применялся и другой способ: стрелок выкладывал на земле пирамиду из трех связок рисовой соломы и укладывал на нее «пушку», упирая рукоятку в землю или еще один сноп, подбитый сзади двумя кольями. Установив нужный угол наклона ствола, стрелок нажимал на спусковой крючок и производил выстрел. Пуля летела по крутой траектории, что позволяло таким вот образом обстреливать неприятелей, укрывшихся за стенами замка.
Попадание разрывного снаряда какаэ-дзутсу в щит татэ. Уки-ё Утагава Куниёси.
Японские тэппо из музея в замке Кумамото. На переднем плане «ручная пушка» какаэ-дзутсу.
Материал взят: Тут