Образы Асгарда. Мавзолей Хумаюна в Дели ( 46 фото )
- 24.12.2018
- 879
Мавзолей могольского императора Хумаюна в Дели - первое значимое воплощение идеи райского сада в погребальной архитектуре на территории Индостана. Знаменитый Тадж Махал в Агре стал дальнейшим продолжением этой идеи. При этом само собой у "первого воплощения" были предшественники. Также можно сказать, что гробница Хумаюна - это и зримый образ легендарного Асгарда, так как погребальные комплексы Великих Моголов соответствовали всем внешним признакам скандинавского жилища богов.
Этот пост о моем посещении усыпальницы Хумаюна и других ближайших в нему погребальных комплексов в Дели. Также я немного раскрою историю происхождения подобных райских парков.
Насир-уд-дину Мухаммаду Хумаюну (1508, Кабул — 1556, Дели) — второму падишаху Империи Великих Моголов судьба уготовила многие испытания и невзгоды. Этот правитель в результате неудачной войны за власть утерял свои владения в Северной Индии и был вынужден скитаться по всей Центральной Азии целых 15 лет. Пока в конце жизни удача не повернулась к нему лицом, за год до своей смерти Хумаюн смог вернуться в Дели. Там он и умер, причем опять же в результате случайного падения на лестнице внутри башни-библиотеки. Об этой башне (или павильоне) в крепости Пурана Кила я писал ранее.
Естественно, что в момент смерти (в 1556 году) у Хумаюна не было даже намека на какой-либо мавзолей. Из-за постоянных странствий он не имел возможности думать о своем посмертном прославлении. Гробницу императора стала строить его жена Бега-бегум Сахиба (она также была его двоюродной сестрой), причем строительство началось не раньше 1562 года, а закончилось только в 1571 г. Изначально, тело Хумаюна было захоронено в крепости Пурана Кила, затем его перемещали какое-то время по Индии. Соответственно, в своем мавзолее Хумаюн упокоился не раньше 1570 г., т.е. примерно через 14 лет после смерти.
Так как проект архитектурно-паркового ансамбля гробницы Хумаюна был во многом новаторским, многих исследователей занимал вопрос происхождения этого мавзолея. Строительство комплекса приписывают Мираку Мирзе Гийясу - персидскому архитектору, вывезенному из Герата (ныне Афганистан), он много строил в Герате и Бухаре. Также, часто отмечается, что прообразом гробницы Хумаюна мог быть знаменитый Гур Эмир - мавзолей Тамерлана в Самарканде.
С последним сложно согласиться, так как погребальный комплекс Тимура вообще не имел садово-паркового ансамбля. Гур Эмир - это комплекс разновременных построек, занимающих относительно небольшую площадь. В то время как мавзолей Хумаюна - это созданный по одному проекту и стилистически единый архитектурно-парковый ансамбль, где центральное строение, собственно, сам мавзолей, является лишь частью общего замысла архитектора. Нет никакого сомнения, что в основе проекта гробницы Хумаюна лежит представление о "парадизе" - рае и райском саде. Семантику парка-парадиза и его связь с идеей библейского рая я специально разбирал в прошлой статье.
Желание видеть в мавзолее Хумаюна продолжение традиций тимуридского Самарканда в целом понятно. Ведь сами Великие Моголы были тюрко-монголами - выходцами из Средней Азии, потомками Тимуридов и Чингизидов. Но нужно признать, что в Средней Азии не были обнаружены парковые комплексы подобные садам Великих Моголов. Тем более их не было в среднеазиатской погребальной архитектуре.
Удивительно, но ранние парковые ансамбли, подобные чахар-багу (четыре сада) что в гробнице Хумаюна, до сих пор не были найдены и в самом Иране. Самым старым сохранившимся персидским садом в Иране считается сад Фин под Кашаном, его обустроили в 1591 году. То есть этот старейший персидский сад моложе садов Хумаюна на 20 лет! Единственный регулярный ранний исламский сад можно увидеть только в Испании в Альгамбре. Это сады Хенералифе (1302—1309) и знаменитый Львиный дворик (1362-1391), который тоже условно можно назвать садом.
Несомненно, что сады и парки - это чрезвычайно уязвимые памятники, большая их часть до нашего времени просто не сохранилась. Но крупные монументальные сооружения подобные мавзолею Хумаюна или Тадж Махалу не могли исчезнуть совсем бесследно. Поэтому можно констатировать, что в Иране и Средней Азии в средние века отсутствовали подобные крупные погребальные комплексы. Здесь можно вспомнить многочисленные мавзолеи мамлюков в Каире или Дамаске, шатровые гробницы сельджуков в Малой Азии. Все эти сооружения, даже обладая порой очень приличной высотой (например, старейший исламский башенный мавзолей в Иране Гумбат-и Кабус более 50 м.) занимали относительно небольшую площадь. Мавзолеи мамлюков в Каире часто стояли впритык друг к другу и имели лишь незначительные прилегающие к ним огороженные дворы. Отсутствие погребальной гигантомании в ранней исламской архитектуре объяснялось в том числе и религиозными правилами. Ведь, ранний ислам не приветствовал возведение вообще каких-либо монументов над могилами. Первых исламских халифов хоронили в простых ямах в земле без опознавательных знаков.
Идея о земном райском саде для умершего правителя появляется видимо в самой Индии. Именно здесь можно увидеть ранние погребальные монументы правителей подобные "парадизу" гробницы Хумаюна. Это мавзолеи предшественников Великих Моголов - султанов династий Лоди и Сеидов. Хотя несомненно, что регулярные парки присутствовали на территории Арабского халифата, иначе сложно объяснить существование похожих садов в мавританской Испании и Персии.
Есть мнение, что на идею садов Великих Моголов повлиял парк основателя этой династии Бабура в Кабуле. Это вполне возможно. Правда, непонятно, откуда Бабур заимствовал проект своего сада, а главное, совсем непонятно, что он из себя представлял изначально. Дело в том, что сад Бабура в Кабуле стал для всех Моголов святым местом, и каждый из них пытался его как-то перестраивать. Поэтому, вполне возможно, что сад Бабура в своем теперешнем виде появился не раньше 17 века, а скорее всего и еще позже.
Классический персидский чахар-баг (четыре сада) - это регулярный четырехчастный сад, территория которого разбивается водными каналами, соответственно, на четыре равные части. В свою очередь, эти части могут разбиваться на меньшие квадраты или прямоугольники, как мы можем это наблюдать в усыпальнице Хумаюна. Весь сад всегда огорожен стеной, ведь со времен древнего мира персидское слово "парадиз" означало огороженное пространство. Интересно, что персидские средневековые сады продолжают идею именно "правильного огороженного сада", восходящую к паркам Ахеменидской Персии, а не библейское представление об Эдеме (восточном саде), хотя в Коране есть термин обозначающий рай - Jannat ‘Adn, где ‘Adn соответствует древнееврейскому Эден/Эдем. Но тексты Корана и хадисов свидетельствуют, что исламский рай - это все тот же "парадиз" (فردوس, фирдаус, firdaws, от авест. pairidaēza- огороженный участок), который разделен на четыре части.
«Два райских сада с посудой всей утварью из золота, два райских сада с посудой и всей утварью из серебра. А людей от созерцания их Господа разделяет лишь завеса Величия в вечном раю» (Бухари 4878, Муслим 180)
«И если вы просите, то просите Фирдаус, потому, что это самая высшая и самая средняя часть рая. Из неё текут реки рая, а над ним Трон Милостивого». (Бухари 2790, Муслим 7423)
Несомненно, что правильная планировка парка и каналы для воды в мавзолее Хумаюна повторяют сады империи Ахеменидов, прежде всего знаменитый сад Кира Великого в Пасаргадах. Есть все основания думать, что гробница самого основателя Персидской империи находилась в саду огороженном стенами или галереями.
Арриан писал о гробнице Кира II:
«В Пасаргадах в царском саду находится гробница Кира; вокруг неё — роща, усаженная разнообразными деревьями и орошаемая ручейками, и луг с высокой травой…»
Гробница Кира Великого в Пасаргадах.
Именно гробница персидского царя Кира Великого стала прообразом для всех последующих мавзолеев. Но очень странно, что между временем создания усыпальницы первого персидского царя и гробницы Хумаюна прошло так много времени - более 2 тыс. лет! В сущности, получается, что идея первого персидского мавзолея была повторно воплощена только в 16 веке на территории Индии. Можно сделать предположение, что на исламскую погребальную архитектуру повлияли идеи из далекого Китая, ведь не нужно забывать, что все исламские династии в Индии формировались выходцами из Средней Азии - представителями тюркских и монгольских этносов. Видимо, именно кочевые династии актуализировали в исламском мире идеи о погребальных дворцах, которые они могли заимствовать у китайских императоров и аристократов.
Про китайские мавзолеи и пирамидальные гробницы я в свое время писал очень много. Общие планы гробниц делийских султанов и мавзолеев Великих моголов в целом повторяют китайские образцы, где огромные территории правильной формы (квадратной или прямоугольной) обносились настоящими крепостными стенами, в центре подобных упорядоченных пространств как правило высилась глиняная пирамида-мавзолей. Вероятно, что пустые пространства вокруг пирамид китайских императоров могли превращаться в сады или парки. Грандиозные китайские мавзолеи в своей сути видимо повторяли более ранние скифские погребальные комплексы, а те в свою очередь могли иметь родство и со знаменитым мавзолеем Кира Великого в Пасаргадах. Таким образом круг замыкался, и идеи из далекой древности воплощались уже в поздних гробницах могольских императоров. Но могут быть и иные версии, в частности, влияние более близкого для Моголов индуизма, о чем я немного напишу чуть ниже.
На фото раскопанные каналы парка Кира Великого в Пасаргадах. Можно заметить, что они в точности повторяют водные артерии мавзолея Хумаюна.
Квадратные бассейны служили, как и в саду Хумаюна, для контроля за уровнем воды и соединения перпендикулярных каналов.
Воду для каналов и бассейнов для мавзолея поднимали из реки Джамны, в 16 веке она протекала почти рядом с гробницей (как это можно увидеть сейчас в Тадж-Махале в Агре). Со временем, река в Дели существенно сдвинулась к востоку.
Главный зал мавзолея Хумаюна и его мраморное надгробие.
Единственное строение внутри стен парка - так называемый мавзолей Парикмахера. Кому он принадлежал неизвестно. В центральном здании гробницы Хумаюна также захоронено великое множество представителей династии Великих Моголов - жены, наложницы, родственники и даже некоторые императоры, всего более 100 человек.
Внешняя стена комплекса Хумаюна.
Непосредственно к гробнице Хумаюна примыкает так называемый Арабский двор (или караван-сарай) Араб-сараи. Есть две версии происхождения этого весьма внушительного строения. Или оно было возведено Бегой Бегум (женой Хумаюна и создательницей всего комплекса) для рабочих, которые должны были возводить усыпальницу императора, в 1560-61 гг., т.е. его построили за несколько лет до возведения самого мавзолея. Или это рынок возведенный в 17 веке. Возможно, что обе эти теории можно совместить.
Надо сказать, что очень многие мечети и крупные мазары (усыпальницы святых людей в суфизме) часто содержались за счет многих коммерческих заведений - рынков, гостиниц караван-сараев, мастерских и т.д. Рынок входивший в комплекс гробницы Хумаюна мог финансово поддерживать огромное садово-парковое хозяйство мавзолея.
Колодец-баули на территории Арабского двора.
К мавзолею Хумаюна примыкает также еще один крупный погребальный комплекс. Это гробница Афсарвала (вариант вали), кто это был неизвестно. Афсар - офицер, вали - губернатор или святой. В мавзолее есть дата - 1566 г. Стилистика мавзолея Афсарвали напоминает сооружения прежней династии Лоди или ранних Моголов. Видимо, этот комплекс строился или одновременно с гробницей Хумаюна или даже раньше. Комплекс Афсарвали состоит из отдельно стоящего мавзолея и мечети, оба сооружения подняты на каменную платформу и находятся в центре обширного двора огороженного крепкими стенами. В общем, здесь есть все признаки еще одного "парадиза". Был ли в мавзолее Афсарвала свой парк неизвестно, скорее всего - да, иначе непонятно, как было обустроено обширное внутреннее пространство этого мемориального комплекса.
Интерьер мечети комплекса Афсарвала.
Мечеть Афсарвали - вид сзади.
Теперь мы мельком (через стену) ознакомимся еще с одним крупным мавзолеем рядом с комплексом Хумаюна. Это гробница Иса-хана (1453-1548 гг.), он прожил аж 95 лет, для средних веков это невероятно много. К сожалению, его комплекс был закрыт на реставрацию. В ходе которой, кстати, в 2011 году было выяснено, что гробница Иса-хана имела свой "погребальный" сад. Этот мавзолей был построен еще при жизни своего хозяина в 1547 году, т.е. на 20 лет раньше, чем гробница Хумаюна. Исходя из этого можно считать, что "парадиз" пуштунского аристократа Иса-хана и был прямым предшественником парка Хумаюна.
Гробница Иса-хана имеет интересную восьмиугольную форму, причем ограждение мавзолея повторяет форму центрального павильона - это тоже правильный октагон. Весь комплекс повторяет индо-исламскую стилистику усыпальниц прежних делийских династий Лоди и Сеидов. Округлость всего памятника чем-то напоминает буддийские ступы или изображение священной индуистской горы Меру.
Надо признать, что непосредственно индийское влияние на архитектуру афганской династии Лоди и их приемников Суридов весьма велико. Сам Шер Шах Сури - заклятый враг Великого могола Хумаюна возвел для себя гробницу под стать знаменитому Ангкор-Вату - в виде пирамидального сооружения на искусственном острове посреди искусственного же водоема. Можно только гадать, какими строками из Корана или хадисов руководствовался афганец Шер Шах Сури когда строил себе подобный мемориал.
Так как гробница Иса-хана была закрыта для осмотра, мне пришлось только обойти ее кругом. На фото внешняя стена мечети комплекса Иса-хана.
Стена мавзолея Иса-хана. Масштабы конечно впечатляют, а ведь этот человек даже не был султаном.
Во время осмотра района комплекса гробниц у реки Джамны рядом с мавзолеем Хумаюна я ставил себе наивную цель может быть случайно обнаружить некие следы города Килукхари. Этот город был построен Гияс уд-дином Балбаном в 13 веке и стал его новой столицей.
Килукхари был первым городом на территории нынешнего Дели полностью построенным мусульманами. Историк 16 века Абул Фазл Аллами писал, что "теперь Килукхари стал местом последнего приюта Хумаюна". То есть гробница могольского императора была возведена на месте руин дворцов столицы Гияс уд-дина Балбана (1265—1287). Этот правитель Делийского султаната прославился своими победами над монголами.
Естественно, я не нашел следов сооружений старше 16 века. Но зато осмотрел еще несколько погребальных комплексов времен Великих Моголов рядом с гробницей Хумаюна.
Мавзолей Нила Гумбад, построенный Абдул Рахим Хан-и-Ханом, министром при дворе императора Акбара в конце 16 века.
Этот мавзолей славится своими изразцовыми стенами, так похожими на изразцы Самарканда.
Я делал эти фото в 2012 году. С того времени в Индии многое изменилось. К сожалению, многие сооружения подверглись реставрации. В том числе и Нила Гумбад, его выкрасили в какие-то жуткие красно-белые цвета. Также была реконструирована вся территория комплекса. В 2012 году я снимал руины двора мавзолея, что там сейчас, сказать уже сложно. Я рад, что многие шедевры исламской архитектуры в Дели я успел застать еще в первозданном виде. Хотя конечно, реставрационные работы проводились в Дели и ранее, но все они было очень щадящие. Я еще любил ставить в пример реставрацию памятников в Дели, видимо, все это уже в прошлом.
Так Нила Гумбад выглядит сейчас.
А так выглядит проект благоустройства "парадиза" этого мавзолея. Понятно, что изначальный средневековый замысел строителей комплекса включал в себя парк и внушительную ограду. Но, к сожалению, это уже новодел.
Мои фото руин ограды мавзолея Нила Гумбад.
К северу от гробницы Хумаюна в тенистом лесу спряталось еще несколько гробниц времен Великих Моголов. К сожалению, сейчас этих лесов тоже уже нет, эта зона превращена в регулярный парк с асфальтовыми дорожками. Все здешние погребальные комплексы были подвергнуты реставрации и реконструкции.
Но мы немного погуляем здесь. О владельцах здешних гробниц ничего неизвестно, наверно, это были какие-то сановники при дворах Великих Моголов. Датируются постройки началом 17 века.
Место популярное. Видимо, из-за своей уединенности.
Купол мавзолея.
Руины небольшого (мавзолея?) превратившиеся в курган.
Зеленые покрывала свидетельствуют о том, что это почитаемое место. При этом, кто здесь конкретно был похоронен неизвестно. Скорее всего, местные жители вкладывают какой-то свой смысл в почитание этого места.
Рядом с мавзолеем притаился "цыганский" городок. Обитателей сейчас невидно, все наверно на заработках.
Во время прогулки по местным зарослям меня чуть не зашибла мерзкая птица павлин) Очень неприятно, когда из кустов, буквально под ноги, внезапно вылетает туша примерно 10 кг весом и с дикими воплями, ломая по пути все ветки, прыгает на забор. Надо думать, что сейчас в этом месте нет уже ни кустов, ни павлинов, ни цыган. Но как говорится, "Все проходит. И это тоже пройдет" (с)
Мой путеводитель по городу Дели:
Мехраули - южный пригород Дели
Мехраули - мечети в джунглях
Истоки города Дели
Крепость Пурана Кила - место из эпический сказаний
Фото старого Дели.
Святые шейхи из города Дели.
Джинны города Фирузабада.
Взлет и падение Старого Дели.
Жизнь на Мейн Базаре или путешествие в сказочную Индию.
Этот пост о моем посещении усыпальницы Хумаюна и других ближайших в нему погребальных комплексов в Дели. Также я немного раскрою историю происхождения подобных райских парков.
Насир-уд-дину Мухаммаду Хумаюну (1508, Кабул — 1556, Дели) — второму падишаху Империи Великих Моголов судьба уготовила многие испытания и невзгоды. Этот правитель в результате неудачной войны за власть утерял свои владения в Северной Индии и был вынужден скитаться по всей Центральной Азии целых 15 лет. Пока в конце жизни удача не повернулась к нему лицом, за год до своей смерти Хумаюн смог вернуться в Дели. Там он и умер, причем опять же в результате случайного падения на лестнице внутри башни-библиотеки. Об этой башне (или павильоне) в крепости Пурана Кила я писал ранее.
Естественно, что в момент смерти (в 1556 году) у Хумаюна не было даже намека на какой-либо мавзолей. Из-за постоянных странствий он не имел возможности думать о своем посмертном прославлении. Гробницу императора стала строить его жена Бега-бегум Сахиба (она также была его двоюродной сестрой), причем строительство началось не раньше 1562 года, а закончилось только в 1571 г. Изначально, тело Хумаюна было захоронено в крепости Пурана Кила, затем его перемещали какое-то время по Индии. Соответственно, в своем мавзолее Хумаюн упокоился не раньше 1570 г., т.е. примерно через 14 лет после смерти.
Так как проект архитектурно-паркового ансамбля гробницы Хумаюна был во многом новаторским, многих исследователей занимал вопрос происхождения этого мавзолея. Строительство комплекса приписывают Мираку Мирзе Гийясу - персидскому архитектору, вывезенному из Герата (ныне Афганистан), он много строил в Герате и Бухаре. Также, часто отмечается, что прообразом гробницы Хумаюна мог быть знаменитый Гур Эмир - мавзолей Тамерлана в Самарканде.
С последним сложно согласиться, так как погребальный комплекс Тимура вообще не имел садово-паркового ансамбля. Гур Эмир - это комплекс разновременных построек, занимающих относительно небольшую площадь. В то время как мавзолей Хумаюна - это созданный по одному проекту и стилистически единый архитектурно-парковый ансамбль, где центральное строение, собственно, сам мавзолей, является лишь частью общего замысла архитектора. Нет никакого сомнения, что в основе проекта гробницы Хумаюна лежит представление о "парадизе" - рае и райском саде. Семантику парка-парадиза и его связь с идеей библейского рая я специально разбирал в прошлой статье.
Желание видеть в мавзолее Хумаюна продолжение традиций тимуридского Самарканда в целом понятно. Ведь сами Великие Моголы были тюрко-монголами - выходцами из Средней Азии, потомками Тимуридов и Чингизидов. Но нужно признать, что в Средней Азии не были обнаружены парковые комплексы подобные садам Великих Моголов. Тем более их не было в среднеазиатской погребальной архитектуре.
Удивительно, но ранние парковые ансамбли, подобные чахар-багу (четыре сада) что в гробнице Хумаюна, до сих пор не были найдены и в самом Иране. Самым старым сохранившимся персидским садом в Иране считается сад Фин под Кашаном, его обустроили в 1591 году. То есть этот старейший персидский сад моложе садов Хумаюна на 20 лет! Единственный регулярный ранний исламский сад можно увидеть только в Испании в Альгамбре. Это сады Хенералифе (1302—1309) и знаменитый Львиный дворик (1362-1391), который тоже условно можно назвать садом.
Несомненно, что сады и парки - это чрезвычайно уязвимые памятники, большая их часть до нашего времени просто не сохранилась. Но крупные монументальные сооружения подобные мавзолею Хумаюна или Тадж Махалу не могли исчезнуть совсем бесследно. Поэтому можно констатировать, что в Иране и Средней Азии в средние века отсутствовали подобные крупные погребальные комплексы. Здесь можно вспомнить многочисленные мавзолеи мамлюков в Каире или Дамаске, шатровые гробницы сельджуков в Малой Азии. Все эти сооружения, даже обладая порой очень приличной высотой (например, старейший исламский башенный мавзолей в Иране Гумбат-и Кабус более 50 м.) занимали относительно небольшую площадь. Мавзолеи мамлюков в Каире часто стояли впритык друг к другу и имели лишь незначительные прилегающие к ним огороженные дворы. Отсутствие погребальной гигантомании в ранней исламской архитектуре объяснялось в том числе и религиозными правилами. Ведь, ранний ислам не приветствовал возведение вообще каких-либо монументов над могилами. Первых исламских халифов хоронили в простых ямах в земле без опознавательных знаков.
Идея о земном райском саде для умершего правителя появляется видимо в самой Индии. Именно здесь можно увидеть ранние погребальные монументы правителей подобные "парадизу" гробницы Хумаюна. Это мавзолеи предшественников Великих Моголов - султанов династий Лоди и Сеидов. Хотя несомненно, что регулярные парки присутствовали на территории Арабского халифата, иначе сложно объяснить существование похожих садов в мавританской Испании и Персии.
Есть мнение, что на идею садов Великих Моголов повлиял парк основателя этой династии Бабура в Кабуле. Это вполне возможно. Правда, непонятно, откуда Бабур заимствовал проект своего сада, а главное, совсем непонятно, что он из себя представлял изначально. Дело в том, что сад Бабура в Кабуле стал для всех Моголов святым местом, и каждый из них пытался его как-то перестраивать. Поэтому, вполне возможно, что сад Бабура в своем теперешнем виде появился не раньше 17 века, а скорее всего и еще позже.
Классический персидский чахар-баг (четыре сада) - это регулярный четырехчастный сад, территория которого разбивается водными каналами, соответственно, на четыре равные части. В свою очередь, эти части могут разбиваться на меньшие квадраты или прямоугольники, как мы можем это наблюдать в усыпальнице Хумаюна. Весь сад всегда огорожен стеной, ведь со времен древнего мира персидское слово "парадиз" означало огороженное пространство. Интересно, что персидские средневековые сады продолжают идею именно "правильного огороженного сада", восходящую к паркам Ахеменидской Персии, а не библейское представление об Эдеме (восточном саде), хотя в Коране есть термин обозначающий рай - Jannat ‘Adn, где ‘Adn соответствует древнееврейскому Эден/Эдем. Но тексты Корана и хадисов свидетельствуют, что исламский рай - это все тот же "парадиз" (فردوس, фирдаус, firdaws, от авест. pairidaēza- огороженный участок), который разделен на четыре части.
«Два райских сада с посудой всей утварью из золота, два райских сада с посудой и всей утварью из серебра. А людей от созерцания их Господа разделяет лишь завеса Величия в вечном раю» (Бухари 4878, Муслим 180)
«И если вы просите, то просите Фирдаус, потому, что это самая высшая и самая средняя часть рая. Из неё текут реки рая, а над ним Трон Милостивого». (Бухари 2790, Муслим 7423)
Несомненно, что правильная планировка парка и каналы для воды в мавзолее Хумаюна повторяют сады империи Ахеменидов, прежде всего знаменитый сад Кира Великого в Пасаргадах. Есть все основания думать, что гробница самого основателя Персидской империи находилась в саду огороженном стенами или галереями.
Арриан писал о гробнице Кира II:
«В Пасаргадах в царском саду находится гробница Кира; вокруг неё — роща, усаженная разнообразными деревьями и орошаемая ручейками, и луг с высокой травой…»
Гробница Кира Великого в Пасаргадах.
Именно гробница персидского царя Кира Великого стала прообразом для всех последующих мавзолеев. Но очень странно, что между временем создания усыпальницы первого персидского царя и гробницы Хумаюна прошло так много времени - более 2 тыс. лет! В сущности, получается, что идея первого персидского мавзолея была повторно воплощена только в 16 веке на территории Индии. Можно сделать предположение, что на исламскую погребальную архитектуру повлияли идеи из далекого Китая, ведь не нужно забывать, что все исламские династии в Индии формировались выходцами из Средней Азии - представителями тюркских и монгольских этносов. Видимо, именно кочевые династии актуализировали в исламском мире идеи о погребальных дворцах, которые они могли заимствовать у китайских императоров и аристократов.
Про китайские мавзолеи и пирамидальные гробницы я в свое время писал очень много. Общие планы гробниц делийских султанов и мавзолеев Великих моголов в целом повторяют китайские образцы, где огромные территории правильной формы (квадратной или прямоугольной) обносились настоящими крепостными стенами, в центре подобных упорядоченных пространств как правило высилась глиняная пирамида-мавзолей. Вероятно, что пустые пространства вокруг пирамид китайских императоров могли превращаться в сады или парки. Грандиозные китайские мавзолеи в своей сути видимо повторяли более ранние скифские погребальные комплексы, а те в свою очередь могли иметь родство и со знаменитым мавзолеем Кира Великого в Пасаргадах. Таким образом круг замыкался, и идеи из далекой древности воплощались уже в поздних гробницах могольских императоров. Но могут быть и иные версии, в частности, влияние более близкого для Моголов индуизма, о чем я немного напишу чуть ниже.
На фото раскопанные каналы парка Кира Великого в Пасаргадах. Можно заметить, что они в точности повторяют водные артерии мавзолея Хумаюна.
Квадратные бассейны служили, как и в саду Хумаюна, для контроля за уровнем воды и соединения перпендикулярных каналов.
Воду для каналов и бассейнов для мавзолея поднимали из реки Джамны, в 16 веке она протекала почти рядом с гробницей (как это можно увидеть сейчас в Тадж-Махале в Агре). Со временем, река в Дели существенно сдвинулась к востоку.
Главный зал мавзолея Хумаюна и его мраморное надгробие.
Единственное строение внутри стен парка - так называемый мавзолей Парикмахера. Кому он принадлежал неизвестно. В центральном здании гробницы Хумаюна также захоронено великое множество представителей династии Великих Моголов - жены, наложницы, родственники и даже некоторые императоры, всего более 100 человек.
Внешняя стена комплекса Хумаюна.
Непосредственно к гробнице Хумаюна примыкает так называемый Арабский двор (или караван-сарай) Араб-сараи. Есть две версии происхождения этого весьма внушительного строения. Или оно было возведено Бегой Бегум (женой Хумаюна и создательницей всего комплекса) для рабочих, которые должны были возводить усыпальницу императора, в 1560-61 гг., т.е. его построили за несколько лет до возведения самого мавзолея. Или это рынок возведенный в 17 веке. Возможно, что обе эти теории можно совместить.
Надо сказать, что очень многие мечети и крупные мазары (усыпальницы святых людей в суфизме) часто содержались за счет многих коммерческих заведений - рынков, гостиниц караван-сараев, мастерских и т.д. Рынок входивший в комплекс гробницы Хумаюна мог финансово поддерживать огромное садово-парковое хозяйство мавзолея.
Колодец-баули на территории Арабского двора.
К мавзолею Хумаюна примыкает также еще один крупный погребальный комплекс. Это гробница Афсарвала (вариант вали), кто это был неизвестно. Афсар - офицер, вали - губернатор или святой. В мавзолее есть дата - 1566 г. Стилистика мавзолея Афсарвали напоминает сооружения прежней династии Лоди или ранних Моголов. Видимо, этот комплекс строился или одновременно с гробницей Хумаюна или даже раньше. Комплекс Афсарвали состоит из отдельно стоящего мавзолея и мечети, оба сооружения подняты на каменную платформу и находятся в центре обширного двора огороженного крепкими стенами. В общем, здесь есть все признаки еще одного "парадиза". Был ли в мавзолее Афсарвала свой парк неизвестно, скорее всего - да, иначе непонятно, как было обустроено обширное внутреннее пространство этого мемориального комплекса.
Интерьер мечети комплекса Афсарвала.
Мечеть Афсарвали - вид сзади.
Теперь мы мельком (через стену) ознакомимся еще с одним крупным мавзолеем рядом с комплексом Хумаюна. Это гробница Иса-хана (1453-1548 гг.), он прожил аж 95 лет, для средних веков это невероятно много. К сожалению, его комплекс был закрыт на реставрацию. В ходе которой, кстати, в 2011 году было выяснено, что гробница Иса-хана имела свой "погребальный" сад. Этот мавзолей был построен еще при жизни своего хозяина в 1547 году, т.е. на 20 лет раньше, чем гробница Хумаюна. Исходя из этого можно считать, что "парадиз" пуштунского аристократа Иса-хана и был прямым предшественником парка Хумаюна.
Гробница Иса-хана имеет интересную восьмиугольную форму, причем ограждение мавзолея повторяет форму центрального павильона - это тоже правильный октагон. Весь комплекс повторяет индо-исламскую стилистику усыпальниц прежних делийских династий Лоди и Сеидов. Округлость всего памятника чем-то напоминает буддийские ступы или изображение священной индуистской горы Меру.
Надо признать, что непосредственно индийское влияние на архитектуру афганской династии Лоди и их приемников Суридов весьма велико. Сам Шер Шах Сури - заклятый враг Великого могола Хумаюна возвел для себя гробницу под стать знаменитому Ангкор-Вату - в виде пирамидального сооружения на искусственном острове посреди искусственного же водоема. Можно только гадать, какими строками из Корана или хадисов руководствовался афганец Шер Шах Сури когда строил себе подобный мемориал.
Так как гробница Иса-хана была закрыта для осмотра, мне пришлось только обойти ее кругом. На фото внешняя стена мечети комплекса Иса-хана.
Стена мавзолея Иса-хана. Масштабы конечно впечатляют, а ведь этот человек даже не был султаном.
Во время осмотра района комплекса гробниц у реки Джамны рядом с мавзолеем Хумаюна я ставил себе наивную цель может быть случайно обнаружить некие следы города Килукхари. Этот город был построен Гияс уд-дином Балбаном в 13 веке и стал его новой столицей.
Килукхари был первым городом на территории нынешнего Дели полностью построенным мусульманами. Историк 16 века Абул Фазл Аллами писал, что "теперь Килукхари стал местом последнего приюта Хумаюна". То есть гробница могольского императора была возведена на месте руин дворцов столицы Гияс уд-дина Балбана (1265—1287). Этот правитель Делийского султаната прославился своими победами над монголами.
Естественно, я не нашел следов сооружений старше 16 века. Но зато осмотрел еще несколько погребальных комплексов времен Великих Моголов рядом с гробницей Хумаюна.
Мавзолей Нила Гумбад, построенный Абдул Рахим Хан-и-Ханом, министром при дворе императора Акбара в конце 16 века.
Этот мавзолей славится своими изразцовыми стенами, так похожими на изразцы Самарканда.
Я делал эти фото в 2012 году. С того времени в Индии многое изменилось. К сожалению, многие сооружения подверглись реставрации. В том числе и Нила Гумбад, его выкрасили в какие-то жуткие красно-белые цвета. Также была реконструирована вся территория комплекса. В 2012 году я снимал руины двора мавзолея, что там сейчас, сказать уже сложно. Я рад, что многие шедевры исламской архитектуры в Дели я успел застать еще в первозданном виде. Хотя конечно, реставрационные работы проводились в Дели и ранее, но все они было очень щадящие. Я еще любил ставить в пример реставрацию памятников в Дели, видимо, все это уже в прошлом.
Так Нила Гумбад выглядит сейчас.
А так выглядит проект благоустройства "парадиза" этого мавзолея. Понятно, что изначальный средневековый замысел строителей комплекса включал в себя парк и внушительную ограду. Но, к сожалению, это уже новодел.
Мои фото руин ограды мавзолея Нила Гумбад.
К северу от гробницы Хумаюна в тенистом лесу спряталось еще несколько гробниц времен Великих Моголов. К сожалению, сейчас этих лесов тоже уже нет, эта зона превращена в регулярный парк с асфальтовыми дорожками. Все здешние погребальные комплексы были подвергнуты реставрации и реконструкции.
Но мы немного погуляем здесь. О владельцах здешних гробниц ничего неизвестно, наверно, это были какие-то сановники при дворах Великих Моголов. Датируются постройки началом 17 века.
Место популярное. Видимо, из-за своей уединенности.
Купол мавзолея.
Руины небольшого (мавзолея?) превратившиеся в курган.
Зеленые покрывала свидетельствуют о том, что это почитаемое место. При этом, кто здесь конкретно был похоронен неизвестно. Скорее всего, местные жители вкладывают какой-то свой смысл в почитание этого места.
Рядом с мавзолеем притаился "цыганский" городок. Обитателей сейчас невидно, все наверно на заработках.
Во время прогулки по местным зарослям меня чуть не зашибла мерзкая птица павлин) Очень неприятно, когда из кустов, буквально под ноги, внезапно вылетает туша примерно 10 кг весом и с дикими воплями, ломая по пути все ветки, прыгает на забор. Надо думать, что сейчас в этом месте нет уже ни кустов, ни павлинов, ни цыган. Но как говорится, "Все проходит. И это тоже пройдет" (с)
Мой путеводитель по городу Дели:
Мехраули - южный пригород Дели
Мехраули - мечети в джунглях
Истоки города Дели
Крепость Пурана Кила - место из эпический сказаний
Фото старого Дели.
Святые шейхи из города Дели.
Джинны города Фирузабада.
Взлет и падение Старого Дели.
Жизнь на Мейн Базаре или путешествие в сказочную Индию.
Материал взят: Тут