У Петербурга есть яйца ( 23 фото )
- 10.12.2018
- 862
Стоить только упомянуть фамилию Фаберже, и перед читателями сразу же проплывают не только картинки дорогих украшений известного ювелирного дома, но и драгоценные яйца. Настоящие шедевры, украшенные золотом, бриллиантом и со скрытым сюрпризом по сей день остаются одной из вершин ювелирного искусства. Как же получилось так, что фамилия петербургского ювелира прославилась на весь мир, и при этом он не сделал ни одного изделия собственными руками?
Петер-Карл Фаберже родился в семье ювелира и по суровым законам того времени практически не имел шансов на освоение иной профессии. Попробуйте пойти против решения влиятельного отца, ведь тот ему с детства вбивал любовь к этому трудному, но уважаемому делу. К слову, наш герой так и не смог стать хорошим ювелирным мастером. Это довольно иронично звучит, когда мы разговариваем о таком роскошном наследии, но все же мастером он был крайне фиговым. Как шутил сам герой, вбивать необходимые старания и любовь к этому делу нужно было кожаным ремнем по детским полупопиям, но «Меня не били, вот ничего и не вышло».
Даже высланный в погоне за драгоценными знаниями в Европу Карл Фабереже так ничему там и не научился. Азы и теорию он конечно освоил, а вот его руки отказывались производить на свет что-то интересное. Зато он был гениальным организатором с мышлением настоящего предпринимателя, и поэтому учебная командировка не прошла бесследно. «Почему это должен делать я, если это могут сделать за меня?». Основываясь на таких простых истинах тогда еще неизвестный «ювелир» начинает собирать по всему миру лучших из лучших, эдаких гениев своего дела и свозить их в Петербург.
Те начали создавать шедевры, а Петер-Карл пожинать плоды. Но его радость была бы не полной без императора России, а на одной ювелирной выставке продукция дома Фаберже так заинтересовала правящего монарха, что Александр III решил деть этому дому специальный заказ. «Хочу к пасхе не какой-то там Kinder Surprise с пингвинами в шоколаде, а настоящее драгоценное искусство! Чтоб золото вместо пластмассы, чтоб золото вместо обертки. Ну а когда жене сие чудо подарю, то та ахнет от удовольствия и целый год будет вспоминать столь изящный подарок».
Поговаривают, что первое яйцо Фаберже не было прорывом в области искусства, а лишь повторяло увиденное ранее сами императором. Якобы на одной из выставок в Париже он узрел пасхальный сувенир подобного составного плана, выполненный неизвестным мастером. Тот по завету Славы КПСС ушел в мир иной безызвестным ноунеймом, а его идея нашла отображение в подарке, выполненном ювелирным домом Петербурга парой лет спустя. Но более точная история гласит, что идея была скомуниздина с яйца из слоновой кости, которое и по сей день хранится в замке Розенборг в Копенгагене, и его в своем детстве видела императрица Мария Федоровна, вернее уроженка датской столицы Мария София Фредерика Дагмар. Фактически, яйцо - плагиат.
«Курочка» - довольно простое и ничем не примечательное творение, теряющееся на фоне шедевров, появившихся позже. Но первое в линейке подарков, а потому самое ценное и запоминающееся. Ведь мало кто вам скажет, какое яйцо было тридцать пятым, но почти каждый вспомнит первое. Тем более оно должно было отвлечь императрицу от грустных мыслей после серии покушений на царскую семью. Золотое, покрытое белой матовой эмалью, хранившее сюрприз в виде золотого желтка. Внутри желтка была та самая курочка, а в курочке утерянная смерть Кощея. Шучу конечно, там была пропавшая золотая цепочка с рубиновым кулоном для нее и миниатюрная копия императорской короны для него.
Но даже столь простое украшение слизанное с того, что императрица видела в детстве, произвело на нее сильнейшее впечатление, и видать она подарила такую незабываемую ночь своему императору, что тот на волне успеха провозгласил Петера-Карла Фаберже придворным ювелиром, ну а императорский заказ на пасхальные яйца стал ежегодным. С приходом к власти Николая II традиция обросла еще одним дополнительным комплектом, и теперь нужно было готовить не один подарок, а два. Матери дарить подарок за упокоенного отца и супруге за себя.
Говорят в первые пару лет император еще вмешивался в идею создания подарка, но постепенно доверился своему ювелиру полностью и сюрприз стал неожиданным как и для императрицы, так и для него. В своих творениях Фаберже не уходил далеко от событий, произошедших в царской жизни, пряча в сюрприз миниатюрные портреты, копии известных памятников и дворцов, кораблей, паровозов и царских карет, фигурки раскрывающего хвост механического павлина и поющего петуха.
Самым известным событийным или как модно нынче говорить event-яйцом стало «Коронационное». Тот самый Kinder Surpise с игрушкой в виде кареты юной императрицы, замыкавшей парадную процессию при въезде в Москву. В фильме «Двенадцать друзей Оушена» его украла банда охламонов, но в реальной же жизни оно и по сей день хранится в музее Фаберже в Петербурге. Пооткрывать дверки и посмотреть, как выпадает ступенька вам конечно не дадут, но посмотреть через стекло на шедевр ювелирного дела можно. Кстати, создание подделки для фильма обошлась реквизиторам в 4.000 долларов.
Жена же у меня не могла оторваться от чистого, юного и невинного яйца под названием «Ландыши», в сердце которого запрятали самых дорогих для императорского сердца персон - мужа и двух детей. Яйцо действительно выбивается из общего фона ювелирных произведений, созданных к пасхе, и выполнено в любимом для многих стиле модерн. Хотя на всемирной выставке 1900 года проходившей во Франции, куда его привезли для экспозиции коллекции царских яиц, обозвали произведением «утонченного вкуса» и при этом нещадно критиковали. Понимаете ли, веточки «слишком близко прилегают к яйцу», ножек не три, а четыре, да и заканчиваются они банальными завитками. Ох уж это утонченное европейское общество.
Мне же понравилось яйцо «Петушок», подаренное матери Николая как дань уходящему прошлому. Компьютерный век тогда еще не наступил, но мир сильно менялся, и эклектика XIX уходила в прошлое. Поэтому решено было несколько высмеять типичные часы с кукушкой, и при нажатии на кнопку в верхней части туловища ажурная крышка отскакивала, а из-под нее появлялся петушок, оклеенный настоящими птичьими перьями. Он кукарекал, раскрывая клюв, и хлопал крыльями, после чего снова скрывался внутри, а крышка захлопывалась.
Ну или яйцо-шкатулка «Ренессанс», сюрприз которого не только утрачен, но и неизвестен. Что было внутри до сих пор остается тайной, в счете, выставленном царскому дому за работу не указан, а Мария Федоровна сама не рассказывала. Спросить никто и не осмеливался, ведь этот пасхальный подарок стал последним от любимого мужа, так как в октябре того же года он скончался. Говорят, что идею этой формы для своего яйца мастер Фаберже подглядел у шкатулки XVIII века амстердамского мастера Ле Роя, хранящейся в Дрездене, преобразовав овальные очертания в яйцо, украсив под стать стилю «давно минувших эпох».
Многие думают, что свои яйца Фаберже подкатывал только к царскому дому и то во время пасхи. Но при детальном изучении оказалось, что определенные серии или яйца создавались и для других домов. Чего только стоит коллекция из семи пасхальных яиц для семьи Кельха, ну или понравившееся моей жене яйцо герцогини Мальборо. Несмотря на говорящую фамилию американская миллионерша не имела никакого отношения к сигаретам, а свой подарок вымолила у Фаберже при посещении Петербурга. «У императора есть синее яйцо, которое мне запало в душу! Шеф, два счетчика плачу, сделай мне такое же». Петер-Карл решил не упускать маячившую выгоду и сделал ей копию первого яйца для супруги Николая II, но в розовом цвете.
Всего Фаберже создал 52-54 яйца для императорского дома, склонировал серию из семи подарков для семьи Кельха, а еще одиннадцать произведений искусства воссоздал для разного рода заказчиков за очень большие суммы и просьбы.
Традицию драгоценного яйцедарения прервали пришедшие к власти большевики, и по странному стечению обстоятельств так нуждавшиеся в золоте и богатстве революционеры смогли все это наследство сохранить, распродавая направо и налево царское имущество по частным коллекциям. А ведь могли просто переплавить...
Мало кто знает, но при Сталине даже была особая контора под кодовым названием «Антиквариат», которая занималась продажей ценного имущества за границу. Правда сложно говорить об особых успехах, ведь ни одно из четырнадцати проданных ими яиц не вышло дороже 400 долларов, хотя и доллар раньше был другим.
Парадная лестница дворца Наршкиных-Трубецких, там где сейчас находится Музей Фаберже. Это моя первая склееная панорама, так что прошу сильно не придераться.
Помотавшись по частным коллекциям яйца стали аккумулироваться в одних руках, и самым главным их держателем стал Малькольм Форбс, после смерти которого все яйца должны были уйти с молотка на аукционе, но русский олигарх из Львова по фамилии Вексельберг перекупил коллекцию и выставил на всеобщее обозрение в петербургском Музее Фаберже. Сегодня здесь выставляется 15 яиц (11 императорских, 2 из коллекции Кельха и еще 2 иных), вторая по размерам коллекция из десяти яиц хранится в Оружейной палате на территории Московского кремля. Кстати, это именно те не проданные представителями Сталинского «Антиквариата» яйца, ну или хранившиеся как драгоценный запас на черные советские дни.
Хотите больше интересных историй? Тогда подписывайтесь на мой телеграм-канал или на инстаграм. Тогда пребудет вам и плюсиков в карму, и годного контента в ленту.
Ради царя
Бежать из «крестов»
Воры в погонах
Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:
Материал взят: Тут