Главные события 2018: триумф Marvel, крах Star Wars, уход супергероев с Netflix ( 11 фото )

Это интересно

В 2018 году в киноиндустрии успело много чего произойти как на макро-, так и на микроуровне, причем самые серьезные изменения (и даже революции) коснулись cамой интересной нам высокобюджетной фантастики и фильмов о супергероях. Но телевидение за год изменилось не меньше — собственно, и о телевидении сейчас говорить трудно, это прежде всего цифровые платформы, у которых все получается очень здорово… до тех пор, пока они не начинают массово отменять те самые сериалы, которые когда-то сделали их такими успешными.


Кино


Эпоха #MeToo

Волна обвинений в сексуальном насилии и домогательствах, поднявшаяся в октябре–ноябре 2017 года с обвинениями в адрес Харви Вайнштайна и Кевина Спейси, продолжала катиться через Голливуд — и, как следствие, через мировое кино, — весь 2018-й. Чисто на экране это можно было увидеть в фильме «Все деньги мира» (вышедшем в России только в феврале 2018-го), где уже после окончания съемок Кевина Спейси практически волшебным образом заменил Кристофер Пламмер, в самом провальном в карьере Спейси фильме «Клуб миллиардеров», собравшем 618 (шестьсот восемнадцать) долларов за первый уикенд в американском прокате, и по сокращенному, вымученному, пустому последнему сезону «Карточного домика», в котором Спейси хоронили 8 серий, при этом умудрившись ни разу не показать его лица и не использовав ни одного звука его голоса.

За кулисами продолжается противостояние Вайнштайна с его многочисленными обвинителями: всплыло видео, в котором опальный продюсер прямо перед камерой домогается репортерши (впрочем, адвокаты Вайнштайна называют это легким обоюдным флиртом), на продюсера заведены уголовные дела в Лондоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, в мае Вайнштайна арестовали в Нью-Йорке и в наручниках привели в зал суда, после чего отпустили под залог в 1 млн. В данный момент, по сообщениям голливудских юристов и инсайдеров, уголовные дела против Вайнштайна разваливаются одно за другим, во многом благодаря усилиям нанятого им частного сыщика, которого называют «реальным Рэем Донованом» за его умение находить уязвимые места обвинителей.

Сама The Weinstein Company прекратила существование в июле 2018-го, а все ее ассеты (включая права на 277 фильмов) после банкроства были приобретены техасской компанией Lantern Entertainment.


В августе в сексуальных домогательствах обвинили Азию Ардженто, одну из первых актрис, открыто выступившую с обвинениями в адрес Вайнштайна, в результате чего у нее возник конфликт с другой основоположницей движения #MeToo, Роуз Макгоуэн.

Никаких четких юридических точек в судебных тяжбах и обоюдных обвинениях поставлено не было, но это не помешало и эффекту Вайнштайна, и обратному эффекту Вайнштайна (это когда кино или сериал не дают спокойно снимать обвинения в адрес обвинителей) оказать огромное влияние на то, как принимаются судьбоносные решения в современной американской киноиндустрии. В феврале 2018-го, вопреки всеми прогнозам критиков и аналитиков, Джеймса Франко не номинировали на «Оскара» за фильм «Горе-творец» — после того, как в январе несколько пользовательниц Twitter обвинили актера в сексуальных домогательствах. В этом случае Франко все яростно отрицал, и обвинения не получили дальнейшего развития, но американские киноакадемики сказали свое молчаливое слово, и мартовская церемония вручения наград прошла вообще без «Горе-творца».

Ходили даже слухи о закрытии сериала The Deuce, обе главных роли в котором играет Франко. Но продюсеры сериала, взвесив всю имеющуюся информацию о харассменте против безупречного поведения актера на съемочной площадке, вместе с руководством HBO приняли решение продолжить съемки 2 сезона этого шоу, который получился даже лучше первого.


В супергеройском кино стремление избежать хоть каких-то противоречий в моральном облике создателей подобной кинопродукции привело к изгнанию Джеймса Ганна из киновселенной Marvel за шутки, сделанные им в Twitter еще в 2008–2012 году. Само увольнение произошло в июле 2018-го. Решение Disney оказалось крайне непопулярным как среди большей части фанатов, так и среди практически всех вменяемых голливудских продюсеров, сценаристов, режиссеров и актеров, включая актерский состав «Стражей Галактики», но попытки восстановить Ганна в должности ни к чему не привели.

С другой стороны, уже в октябре компания Warner Bros приняла решение нанять Ганна сценаристом одного из основных проектов условной «следующей фазы» не менее условной киновселенной DC. Судя по всему, Ганн будет и режиссером «Отряда самоубийц 2». О том, почему это очень хорошо, я подробно рассказывал в отдельном материале.

Выход самого масштабного кинопроекта в истории человечества


Киновселенная комиксов DC терпит затянувшееся бедствие, умудряясь казаться все более жалкой с каждым новым релизом — настало время «Аквамена», фильма о происхождении третьестепенного героя, который каким-то образом должен помочь вселенной, которую не спасли два фильма с участием Бэтмена и Супермена.

На этом фоне еще больше впечатляет сам факт существования «Войны бесконечности» — фильма, который не только можно смотреть (и даже за что-то переживать в финале), это кинопроект с участием совершенно фантастического количества кинозвезд и героев, практически каждому из которых на экране нашлось занятие.

Как я уже говорил, к кинематографу «Война» имеет весьма отдаленное отношение, это прежде всего мастер-класс продюсерства, искусства кроссовера, подготовки, реализации и поддержания подобных вселенных. На фоне «Войны» поблекли даже широко задуманные сиквелы «Аватара». Как бы нас не разочаровали «Мстители 4» (у которых на момент написания этого текста нет даже первого трейлера), Avengers: Infinity War навсегда останется самым ярким фильмом-кроссовером в истории человечества.

Учитывая глобальное потепление и случайные факторы вроде встречи с гигантским астероидом, на осуществление еще одного кинопроекта таких сроков, масштабов и культурного значения у нашей цивилизации, скорее всего, не хватит времени.

Упадок и разрушение спин-оффов «Звездных войн»


Надломившаяся на «Пробуждении Силы» и расколовшаяся пополам на «Последнем джедае» вселенная Джорджа Лукаса в 2018 году горела ярким пламенем, словно терпящий крушение Звездный эсминец. Олицетворением глупейших творческих, коммерческих и маркетинговых решений Disney стал вышедший в мае 2018-го фильм «Хан Соло» — первая картина в истории Star Wars, сумевшая, не смотря ни на что, провалиться в прокате. Фильм собрал всего 392 млн при бюджете в 300 (без учета расходов на маркетинг).

В отдельном материале я объяснял, почему «Соло» поставил жирный крест на всем кинематографическом каноне «Звездных войн», непоправимо испортив его сюжетными ходами из мультсериалов и прочего низкобюджетного официального фанфикшена по мотивам. После «Последнего джедая» я говорил, что идти на 9 эпизод «Звездных войн» уже незачем — все, что можно было сказать обо всех действительно интересных героях вселенной, было сказано. После «Соло» идти незачем ни на один из дальнейших спин-оффов, будь их героями Оби Ван Кеноби, Боба Фетт или Джабба Хат.

Уже ясно, что руководство Disney ни в одном случае не позволит снять что-то действительно яркое, проливающее интересный свет на любого из этих персонажей. Режиссеры будут уволены, заменены другими, а потом фильм кто-нибудь перемонтирует с новым злодеем, снятым в одной, спешно возведенной декорации. И самое ужасное: даже после всего этого у спин-оффа найдутся поклонники!

Из позитивных последствий: Disney заморозила или отложила в долгий ящик все запланированные спин-оффы, да и судьба новых трилогий во вселенной Райана Джонсона или cоздателей «Игры престолов» вряд ли прояснится до релиза 9 эпизода и разбора его кассы, а также зрительской и критической реакции. Стриминговый сервис Disney+ получит первый настоящий телепроект во вселенной с живыми актерами — «Мандалорца» от всегда интересного Джона Фавро.

Внезапный кассовый успех «Венома»


В прошлом году мы подробно рассказывали, почему Sony пришлось вернуть Человека-паука Disney и в дальнейшем паразитировать на кассовом успехе «Возвращения домой», пытаясь раскрутить собственную вселенную фильмов по комиксам: точно такую же, но без Паука. И Мстителей. И двух десятков фильмов-предшественников. Зато с Томом Харди в роли Венома…

Мне до сих пор не совсем понятно, почему это произошло: «Веном» получился провальным в плане сценария и режиссуры, его ругали даже обычно снисходительные к фильмам по комиксам критики, называя тяжким пережитком cупергеройского кино 90-х и ранних 2000-х. Какой-нибудь там «Спаун» или «Зеленый фонарь» с Райаном Рейнольдсом имеют такое же право на кассовый успех, как это несуразное, нескладное месиво из плохих шуток, жанровых штампов и посредственных спецэффектов под управлением очень слабого (если вас в этом не убедил «Зомбиленд», то должен был убедить Gangster Squad) режиссера Рубена Фляйшера.

Но вместо того, чтобы провалиться в прокате, «Веном» сейчас находится на 67 месте в списке самых кассовых фильмов всех времен с 843 млн сборов в мировом прокате. Фильм уже точно получит сиквел и станет краеугольным камнем будущей Sonyʼs Universe of Marvel Characters, которая из шуточки в стиле South Park быстро становится второй по величине супергеройской киновселенной.

Тут нет даже встроенной аудитории «Дэдпулов», идущей в кино исключительно за тупыми шутками от одной и той же пары крайне ограниченных сценаристов. Успех «Венома» — это прежде всего удачно выбранная дата релиза, когда «Война бесконечности» уже успела стереться из памяти, ничего более интересного Marvel (и уж тем более DC), до конца года предложить не смогли, всевозможные альтернативные киновселенные распались, не успев сформироваться, что и вызвало голод по блокбастерам о супергероях — главным образом за пределами США. Напомню, что кассовый успех «Венома» определил прежде всего Китай.

Сериалы


Победа цифровых платформ над кабельными телеканалами

Во время церемонии «Эмми» я рассказывал об очень важном событии: цифровая платформа (Netflix) впервые получила больше статуэток, чем кабельный канал (HBO).

HBO и Netflix разобрали большую часть статуэток — причем стриминговая платформа впервые в истории победила телевизионный канал по числу выигрышей в номинациях. У HBO их 6, у Netflix — 7, так что сериал по «Ведьмаку» в хороших руках у самой престижной современной платформы.

Будущее влияние цифровых платформ на массовую культуру можно оценить по масштабу и значимости приобретенных ими прав на экранизацию популярных произведений в жанрах НФ и фэнтези. Только у Amazon в этом плане: «Властелин колец», цикл Культура Йена Бэнкса, а также Ringworld Ларри Нивена и Snowcrash Нила Стивенсона. У Netflix есть тот же «Ведьмак», у Apple — The Foundation Азимова.

В отдельном материале мы объяснили, что американский «Ведьмак» должен сделать лучше польского сериала 2001 года.


Провал 2 сезонов некогда революционных фантастических сериалов

Здесь можно прочитать наше мнение о втором сезоне «Мира Дикого Запада», а тут — о 2 сезоне «Рассказа служанки», которые мы ранее считали одними из лучших сериалов 2016 и 2017 года. Разочарование и в том, и в другом случае огромное, и полный провал вторых сезонов объясняется тем, что их пытаются строить по тем же драматургическим приемам, что и первые.

И 1 сезон Westworld, и 1 сезон The Handmaidʼs Tale —это произведения, выжавшие все возможное из собственных темы, приемов, сюжетов и, не в последнюю очередь, места действия. Смотреть на один и тот же пыльный городок Дикого Запада или одну и ту же освещенную свечами комнату командорского особняка второй сезон подряд физически тяжело.

И в том, и в другом случае создатели попытались оживить происходящее вылазками в другие сюжеты и сеттинги… и в случае и с тем, и с другим сериалом эти вылазки абсолютно ничего не добавили к сюжету, основные события которого разворачивались в старых декорациях с прежними героями. Наиболее яркой иллюстрацией служит японский сюжет в Westworld, после которого к основной партии не прибавилось ни одного персонажа, а ни одно из произошедших в «Мире самураев» событий не повлияло на дальнейшее развитие сюжета.

Время авторских сериалов-экспериментов


Homecoming Сэма Эсмейла и «Маньяк» Кэри Фукунаги — это практически одно и то же шоу, безответственный эксперимент, нарушающий все возможные законы режиссуры, сценарного дела и использования саундтреков на многосерийном телевидении. Со времен первого сезона «Сопрано» мы не видели такого пренебрежения приемами удержания зрительского внимания, создателей этих шоу не волнуют не только рейтинги, но и простая способность зрителя досмотреть их многосерийный авторский эпос до конца.

И тот, и другой проект сделали возможным успехи цифровых платформ, где, в принципе, все равно, посмотрит ли зритель весь сезон или начало первой серии. Официальные цифры просмотров тут все равно не разглашаются, главное — престиж, хорошие критические отзывы, восторги тех редких зрителей, которые все-таки смогли досмотреть и оценить. Maniac вышел на Netflix, Homecoming — на Amazon Video.

Эти сериалы не имеют четкого развития сюжета, героев, за которых стоит переживать, или финалов, ради которых вам следовало бы вложить в эти шоу изрядную часть своего досуга. Все, что они могут предложить — это красоту, смелость и изящество мысли, приглашающие вас во многочасовое путешествие по личным комплексам, взглядам и увлечениям их создателей. Стоит ли оно того, вы можете решить, не посмотрев ни одного трейлера: упивались ли вы каждой секундой «Мистера Робота» или 1 сезона «Настоящего детектива»… или же где-то скучали, что-то проматывали, «следили за сюжетом» или «смотрели из-за актеров»?

Тратить время на Homecoming или Maniac вам стоит только в первом случае.

Конец эры супергеройских сериалов Marvel/Netflix


Сначала они пришли за «Железным кулаком» — но в декабре 2018-го невесело уже поклонникам «Сорвиголовы», флагманского супергеройского сериала всего современного телевидения.

Вот тут можно прочитать, как конфликт между руководством Netflix и телевизионного отдела Disney вместе с резко упавшими рейтингами просмотров привел к закрытию сначала безнадежных, потом — легко больных, а потом и совершенно здоровых шоу, здесь я немного рассказываю, что ожидает «Сорвиголову» и два последних уцелевших супергеройских проекта на платформе — «Джессику Джонс» и «Карателя» — в дальнейшем.

Если кратко: ничего хорошего.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация