sanderkelevra
Возможно, лучшая игра по Лавкрафту ( 12 фото + 1 видео )
2018 год не перестаёт радовать поклонников творчества Говарда Лавкрафта. Совсем недавно вышла Call of Cthulhu, в разработке находится Sinking City, а тем временем в Steam уже доступна демоверсия ещё одной игры, навеянной рассказами мастера ужасов, — инди-RPG Stygian: Reign of the Old Ones от турецкой студии Cultic Games. И если между двумя первыми проектами прослеживается немалое сходство, то создатели Stygian пошли своим путём — и пока по всему выходит, что решение было верным.
Я провела за игрой очень приятный час, а заодно поговорила с креативным директором студии Кеном Орелом.
Ад пуст, все бесы здесь
Сюжеты о том, как жалкие смертные пытаются предотвратить пробуждение лавкрафтовских богов, далеко не новы: их обыгрывали в настольных играх, на эту тему фантазировал Роджер Желязны. Ещё одна вариация с большой вероятностью могла вызвать у публики только усталый вздох. Поэтому Cultic Games пошли дальше: в их мире Древние уже пробудились.
В один далеко не прекрасный день, который в игре именуют Чёрным, жители небезызвестного фанатам Лавкрафта города Аркхэм проснулись под чужими звёздами: их город загадочным образом оказался в другом измерении. Постигла ли эта участь весь остальной мир, неизвестно, так как люди заперты на маленьком клочке земли, за пределы которого никто не может выйти.
А выйти хотелось бы: после того как Древние пробудились, по ночам улицы Аркхэма наводняют жуткие твари, несущие с собой анархию и хаос. Большая часть горожан быстро обезумела, и лишь немногие оставшиеся в своём уме пытаются понять, что же случилось. Может, они вообще уже мертвы? Может, библейский ад именно так и выглядит?
Однако жизнь, даже если она загробная, продолжается. Власть в Аркхэме захватили мафия и культисты, простые горожане запивают экзистенциальный ужас алкоголем, а деньги превратились в бесполезные куски раскрашенной бумаги — вместо них теперь обмениваются сигаретами.
Где-то тут и начинается история нашего героя: каждую ночь ему снятся кошмары, в которых фигурирует некий Мрачный человек. Во сне он манит его за собой и приводит к стенам Мискатоникского университета (фанатам Лавкрафта это место тоже хорошо знакомо). В конце концов герой решает прогуляться туда наяву — и в месте, указанном Мрачным человеком, находит таинственный ключ. А когда пытается выяснить, от чего этот ключ и зачем он вообще нужен, попадает в череду приключений таких же безумных и жутких, как мир вокруг.
Во сне героя с ходу встречает «пляска смерти» в исполнении танцующих скелетов
История начинается с создания персонажа: на выбор есть восемь архетипов (те же классы), каждому из которых прописана своя история. Ещё вы задаёте пол и возраст героя, что напрямую влияет на характеристики: молодой получит бонусы к здоровью и ловкости, зато в распоряжении старика больше очков опыта для прокачки нужных навыков. Кроме того, надо выбрать бэкграунд — жизненный опыт персонажа, в зависимости от которого меняются его сильные и слабые стороны. А довершает портрет система убеждений: от гуманиста до нигилиста. Всё это влияет не только на геймплей, но и на то, как героя воспринимают окружающие.
Хотя Кен Орел, по его словам, почти не играл в настолки по Лавкрафту — не хотел, чтобы чужие игры повлияли на его идею, — многие элементы Stygian позаимствовала не только у ролевых игр, но и у своих настольных конкурентов
Изюминка в том, что персонажа придётся отыгрывать именно таким, каким вы его создали. Для каждого архетипа предусмотрены лишь три навыка, которые можно развить до максимума, а на остальные накладываются ограничения. Так что вы при всём желании не превратите аристократа в крутого рукопашного бойца, а солдата в знатока оккультных наук. Будьте любезны соответствовать своей роли, иначе играть станет сложно — или даже невозможно.
Особого внимания в Stygian заслуживает система рассудка (и в самом деле, не могут же герои лавкрафтовского сеттинга вечно оставаться в здравом уме!). Игравшим в настолки вроде «Ужаса Аркхэма» всё уже знакомо: наш герой теряет очки под воздействием заклятий или при столкновении с чем-то ужасным. Потеряет все — сойдёт с ума.
Восполняются же очки не чем иным, как сексом, наркотиками и рок-н-ро... пардон, алкоголем. На улицах города вы без проблем найдёте проституток, предлагающих свои услуги (мужчин аналогичной профессии я не встретила, но и пол для главного персонажа в демке доступен только мужской, так что выводы делать рано), и торговцев, у которых можно приобрести спасительный виски.
Товары можно не только покупать, но и обменивать на предметы из вашего инвентаря. Совсем как в Fallout
Но не развратом единым поддерживается наше душевное здоровье. Помните систему убеждений, что мы выбирали вначале? Если будете честно отыгрывать персонажа и отвечать в диалогах репликами, которые наиболее близки его взгляду на мир, то за «правильную» реакцию получите частичное восстановление рассудка. Скажем, материалист должен везде искать выгоду, гуманист — сострадать, а нигилист — «утешать» собеседника тем, что всё бессмысленно. Всё логично: люди ведь и правда чувствуют себя комфортнее, когда действуют согласно своим убеждениям.
Да, вы не ошиблись: мы дождались ролевой игры, в которой по-настоящему важен ролевой отыгрыш!
Подсвечиваться «правильный» ответ не будет, его можно только угадать. Так что извольте шевелить мозгами и вживаться в роль
Большие монстры и маленькие женщины
Ещё один притягательный аспект Stygian — то, что ничего хорошего в этом мире ждать не приходится. Никакой фэнтезийной пасторали, когда дружелюбные жители деревушки, куда забросила вас судьба, принимают героя с распростёртыми объятиями и просят помочь. Нет, в Аркхэме на вас всем плевать. Либо, как вариант, хотят использовать, обокрасть или обмануть. Или сначала использовать, а потом обмануть.
По мере прохождения к герою присоединяются соратники — кто-то за плату, кто-то после успешно выполненного квеста, — и каждый из них, кроме собаки, тоже способен вас предать. Собаку, кстати, вы при желании предадите сами: игра предоставит возможность принести её в жертву. Разработчики обещают восемь концовок, на получение которых влияют ваши действия, и хорошими из них окажутся далеко не все.
Вследствие того, что мир вокруг суров, нам придётся не только вести расследование, беседовать с проститутками и пить, но и драться. Пошаговые бои вызовут слёзы ностальгии у каждого фаната Heroes of Might and Magic: Кен Орел не скрывает, что очень любит эту серию. И пусть в Stygian на нашей стороне сражается не армия, а маленький отряд из двух-трёх героев, тактика здесь важна не меньше.
У каждого персонажа своё оружие и боевые особенности. Враги тоже найдут чем удивить: среди них встречаются и люди, и ми-го, и прочие симпатичные лавкрафтовские твари. К примеру, обитатели местной психиатрической больницы всегда атакуют того, кто к ним ближе, — логично, что удар на себя должен принять кто-то покрепче, пока более хлипкие персонажи издали обстреливают противников из револьвера. Иные герои умеют даже плести заклинания — правда, за это они расплачиваются немалым количеством очков рассудка, так что разбрасываться магией направо и налево не получится.
Но главное, чем подкупает Stygian, — это огромная любовь к сеттингу и внимание к мелочам. Кен Орел — горячий поклонник Лавкрафта, и это видно. Рисовка в игре стилизована под журналы 30-х годов: тех самых, где мифы Ктулху публиковались при жизни их создателя. Один из квестовых персонажей, Изгой, прямиком сошёл со страниц одноимённого рассказа, а на главной площади игрового Аркхэма культисты свалили бронзового Линкольна, заменив его самодельным Ктулху. Бэкграунд героя-аристократа основан на том, что после долгих странствий он вернулся в старинное фамильное поместье, — здесь разработчики опирались на готическую литературу, Байрона и Эдгара По, на творчестве которых рос сам Лавкрафт.
Даже правление мафии обосновано логично и нетривиально: поскольку Чёрный день случился во время действия сухого закона, большая часть алкогольных запасов оказалась в закромах преступных синдикатов. А поскольку в мире после апокалипсиса спиртное не излишество, а жизненная необходимость — ясно, отчего власть сосредоточилась в руках тех, у кого этого добра в избытке.
Рассказывать об этих занятных деталях можно долго и взахлёб — но суть в том, что, бродя по Аркхэму Cultic Games, я и впрямь окунулась в мир лавкрафтовских мифов. Он прописан с фантазией, с уважением не только к творчеству писателя, но и к настоящей истории — и потому кажется настоящим, несмотря на далёкую от реалистичности графику. Игру продумали вплоть до того, что у одного торгаша среди оружия, патронов, аптечек и виски я с удивлением нашла роман Луизы Олкотт «Маленькие женщины».
На вопрос, зачем он здесь, Кен Орел с улыбкой пояснил, что восстанавливать рассудок можно не только алкоголем, промискуитетом и качественным отыгрышем: хорошая книга тоже поможет персонажу остаться в здравом уме, если она резонирует с его убеждениями. Вот, например, «Маленькие женщины» прекрасно подойдут гуманисту.
— Хорошо, — сказала я, — мой персонаж нигилист, что стоит почитать ему?
— Ницше, — последовал ответ.
Действительно, могла бы и сама догадаться.
Stygian: Reign of the Old Ones должна выйти ровно через год, осенью 2019-го. Естественно, пока многое недоработано: нельзя создать женского персонажа, ещё не прикручены обещанные системы крафта и выживания, не говоря уже о том, что в демоверсии доступны лишь первые три часа игры. Но то, что есть сейчас, вызвало у меня уважение и почти восторг.
Так что достаём сборники рассказов Лавкрафта и ждём: до релиза как раз успеем перечитать всё, что нужно, чтобы по достоинству оценить работу Cultic Games.
Я провела за игрой очень приятный час, а заодно поговорила с креативным директором студии Кеном Орелом.
Ад пуст, все бесы здесь
Сюжеты о том, как жалкие смертные пытаются предотвратить пробуждение лавкрафтовских богов, далеко не новы: их обыгрывали в настольных играх, на эту тему фантазировал Роджер Желязны. Ещё одна вариация с большой вероятностью могла вызвать у публики только усталый вздох. Поэтому Cultic Games пошли дальше: в их мире Древние уже пробудились.
В один далеко не прекрасный день, который в игре именуют Чёрным, жители небезызвестного фанатам Лавкрафта города Аркхэм проснулись под чужими звёздами: их город загадочным образом оказался в другом измерении. Постигла ли эта участь весь остальной мир, неизвестно, так как люди заперты на маленьком клочке земли, за пределы которого никто не может выйти.
А выйти хотелось бы: после того как Древние пробудились, по ночам улицы Аркхэма наводняют жуткие твари, несущие с собой анархию и хаос. Большая часть горожан быстро обезумела, и лишь немногие оставшиеся в своём уме пытаются понять, что же случилось. Может, они вообще уже мертвы? Может, библейский ад именно так и выглядит?
Однако жизнь, даже если она загробная, продолжается. Власть в Аркхэме захватили мафия и культисты, простые горожане запивают экзистенциальный ужас алкоголем, а деньги превратились в бесполезные куски раскрашенной бумаги — вместо них теперь обмениваются сигаретами.
Где-то тут и начинается история нашего героя: каждую ночь ему снятся кошмары, в которых фигурирует некий Мрачный человек. Во сне он манит его за собой и приводит к стенам Мискатоникского университета (фанатам Лавкрафта это место тоже хорошо знакомо). В конце концов герой решает прогуляться туда наяву — и в месте, указанном Мрачным человеком, находит таинственный ключ. А когда пытается выяснить, от чего этот ключ и зачем он вообще нужен, попадает в череду приключений таких же безумных и жутких, как мир вокруг.
Во сне героя с ходу встречает «пляска смерти» в исполнении танцующих скелетов
История начинается с создания персонажа: на выбор есть восемь архетипов (те же классы), каждому из которых прописана своя история. Ещё вы задаёте пол и возраст героя, что напрямую влияет на характеристики: молодой получит бонусы к здоровью и ловкости, зато в распоряжении старика больше очков опыта для прокачки нужных навыков. Кроме того, надо выбрать бэкграунд — жизненный опыт персонажа, в зависимости от которого меняются его сильные и слабые стороны. А довершает портрет система убеждений: от гуманиста до нигилиста. Всё это влияет не только на геймплей, но и на то, как героя воспринимают окружающие.
Хотя Кен Орел, по его словам, почти не играл в настолки по Лавкрафту — не хотел, чтобы чужие игры повлияли на его идею, — многие элементы Stygian позаимствовала не только у ролевых игр, но и у своих настольных конкурентов
Изюминка в том, что персонажа придётся отыгрывать именно таким, каким вы его создали. Для каждого архетипа предусмотрены лишь три навыка, которые можно развить до максимума, а на остальные накладываются ограничения. Так что вы при всём желании не превратите аристократа в крутого рукопашного бойца, а солдата в знатока оккультных наук. Будьте любезны соответствовать своей роли, иначе играть станет сложно — или даже невозможно.
Особого внимания в Stygian заслуживает система рассудка (и в самом деле, не могут же герои лавкрафтовского сеттинга вечно оставаться в здравом уме!). Игравшим в настолки вроде «Ужаса Аркхэма» всё уже знакомо: наш герой теряет очки под воздействием заклятий или при столкновении с чем-то ужасным. Потеряет все — сойдёт с ума.
Восполняются же очки не чем иным, как сексом, наркотиками и рок-н-ро... пардон, алкоголем. На улицах города вы без проблем найдёте проституток, предлагающих свои услуги (мужчин аналогичной профессии я не встретила, но и пол для главного персонажа в демке доступен только мужской, так что выводы делать рано), и торговцев, у которых можно приобрести спасительный виски.
Товары можно не только покупать, но и обменивать на предметы из вашего инвентаря. Совсем как в Fallout
Но не развратом единым поддерживается наше душевное здоровье. Помните систему убеждений, что мы выбирали вначале? Если будете честно отыгрывать персонажа и отвечать в диалогах репликами, которые наиболее близки его взгляду на мир, то за «правильную» реакцию получите частичное восстановление рассудка. Скажем, материалист должен везде искать выгоду, гуманист — сострадать, а нигилист — «утешать» собеседника тем, что всё бессмысленно. Всё логично: люди ведь и правда чувствуют себя комфортнее, когда действуют согласно своим убеждениям.
Да, вы не ошиблись: мы дождались ролевой игры, в которой по-настоящему важен ролевой отыгрыш!
Подсвечиваться «правильный» ответ не будет, его можно только угадать. Так что извольте шевелить мозгами и вживаться в роль
Большие монстры и маленькие женщины
Ещё один притягательный аспект Stygian — то, что ничего хорошего в этом мире ждать не приходится. Никакой фэнтезийной пасторали, когда дружелюбные жители деревушки, куда забросила вас судьба, принимают героя с распростёртыми объятиями и просят помочь. Нет, в Аркхэме на вас всем плевать. Либо, как вариант, хотят использовать, обокрасть или обмануть. Или сначала использовать, а потом обмануть.
По мере прохождения к герою присоединяются соратники — кто-то за плату, кто-то после успешно выполненного квеста, — и каждый из них, кроме собаки, тоже способен вас предать. Собаку, кстати, вы при желании предадите сами: игра предоставит возможность принести её в жертву. Разработчики обещают восемь концовок, на получение которых влияют ваши действия, и хорошими из них окажутся далеко не все.
Вследствие того, что мир вокруг суров, нам придётся не только вести расследование, беседовать с проститутками и пить, но и драться. Пошаговые бои вызовут слёзы ностальгии у каждого фаната Heroes of Might and Magic: Кен Орел не скрывает, что очень любит эту серию. И пусть в Stygian на нашей стороне сражается не армия, а маленький отряд из двух-трёх героев, тактика здесь важна не меньше.
У каждого персонажа своё оружие и боевые особенности. Враги тоже найдут чем удивить: среди них встречаются и люди, и ми-го, и прочие симпатичные лавкрафтовские твари. К примеру, обитатели местной психиатрической больницы всегда атакуют того, кто к ним ближе, — логично, что удар на себя должен принять кто-то покрепче, пока более хлипкие персонажи издали обстреливают противников из револьвера. Иные герои умеют даже плести заклинания — правда, за это они расплачиваются немалым количеством очков рассудка, так что разбрасываться магией направо и налево не получится.
Но главное, чем подкупает Stygian, — это огромная любовь к сеттингу и внимание к мелочам. Кен Орел — горячий поклонник Лавкрафта, и это видно. Рисовка в игре стилизована под журналы 30-х годов: тех самых, где мифы Ктулху публиковались при жизни их создателя. Один из квестовых персонажей, Изгой, прямиком сошёл со страниц одноимённого рассказа, а на главной площади игрового Аркхэма культисты свалили бронзового Линкольна, заменив его самодельным Ктулху. Бэкграунд героя-аристократа основан на том, что после долгих странствий он вернулся в старинное фамильное поместье, — здесь разработчики опирались на готическую литературу, Байрона и Эдгара По, на творчестве которых рос сам Лавкрафт.
Даже правление мафии обосновано логично и нетривиально: поскольку Чёрный день случился во время действия сухого закона, большая часть алкогольных запасов оказалась в закромах преступных синдикатов. А поскольку в мире после апокалипсиса спиртное не излишество, а жизненная необходимость — ясно, отчего власть сосредоточилась в руках тех, у кого этого добра в избытке.
Рассказывать об этих занятных деталях можно долго и взахлёб — но суть в том, что, бродя по Аркхэму Cultic Games, я и впрямь окунулась в мир лавкрафтовских мифов. Он прописан с фантазией, с уважением не только к творчеству писателя, но и к настоящей истории — и потому кажется настоящим, несмотря на далёкую от реалистичности графику. Игру продумали вплоть до того, что у одного торгаша среди оружия, патронов, аптечек и виски я с удивлением нашла роман Луизы Олкотт «Маленькие женщины».
На вопрос, зачем он здесь, Кен Орел с улыбкой пояснил, что восстанавливать рассудок можно не только алкоголем, промискуитетом и качественным отыгрышем: хорошая книга тоже поможет персонажу остаться в здравом уме, если она резонирует с его убеждениями. Вот, например, «Маленькие женщины» прекрасно подойдут гуманисту.
— Хорошо, — сказала я, — мой персонаж нигилист, что стоит почитать ему?
— Ницше, — последовал ответ.
Действительно, могла бы и сама догадаться.
Stygian: Reign of the Old Ones должна выйти ровно через год, осенью 2019-го. Естественно, пока многое недоработано: нельзя создать женского персонажа, ещё не прикручены обещанные системы крафта и выживания, не говоря уже о том, что в демоверсии доступны лишь первые три часа игры. Но то, что есть сейчас, вызвало у меня уважение и почти восторг.
Так что достаём сборники рассказов Лавкрафта и ждём: до релиза как раз успеем перечитать всё, что нужно, чтобы по достоинству оценить работу Cultic Games.
Взято: Тут
3