Ua69
Эпидемия кликушества: загадочный случай на реке Чусовой ( 3 фото )
Несколько лет назад, работая над книгой про реку Чусовую, мне попалось сразу несколько необычных историй из жизни Нижнего Села. Особенно любопытной была история про «эпидемию» кликушества. О ней-то и расскажу в этой статье.
Этот случай произошёл больше 180 лет назад — в далёком 1839 году. Кликушеством называли нервное истерическое заболевание, случавшееся у женщин и выражавшееся в судорожных припадках и неистовых криках. Это явление в народе связывали со вселением в человека дьявола или влиянием порчи. О происшествии в Нижнем Селе писала С. В. Голикова в работе «Кликушество глазами священника» («Религия и церковь в Сибири», вып. 8, 1995), основываясь на документе ГАСО Ф. 6. Оп. 2. Д. 480. Л. 1.
Нижнее Село в наши дни. Вид с камня Шайтан
В конце апреля 1839 года в Нижнем Селе появилось 6 кликуш. В июне их число выросло уже до 21 человека. Всего же этим страданиям подверглось 44 жителя этого небольшого поселения. Для знакомства с обстоятельствами дела сюда отправились иерей Дмитрий Флоровский, а также четыре медика.
Сами жители обвиняли в этой напасти трёх женщин:
1) жену непременного работника Тимофея Селянина — Евдокию, которая «то ли посредством трав или минеральных веществ садила на многих людей и скот наросты (килы) и отравляла птиц, кошек и собак; при страдании от неё многие из жителей и животных погибли»;
2) жену государственного крестьянина Ивана Вирачева — Евдокию же, родная мать которой «за производимые колдовства, доказанные злокачественные действия удалена в Сибирь»;
3) жену непременного работника Никиты Лямтина — Марию, которая, по уверению соседей, «с самого своего прибытия в селение Нижнее подозревается в связи с нечистыми духами и колдовстве, от которой и прочие научились чародейству».
Нижнее Село в наши дни
Припадки кликуш описывали так:
«Здоровый человек вдруг начинает чувствовать давление под ложкой, тоску, потом производит различные движения членами, испускает пронзительные крики и некоторый род икоты и наконец обнаруживает сильное негодование на известных знахарей, которых при встрече готов (ежели бы беснующихся не удерживали) растерзать, ежели больные не видят колдуньев, то пришед в восторженное положение беснующихся скороговоркою выкликают: „Дунька. Дунька. Еленка! Еленка! За то, За то посадила“. Все сии пароксизмы оканчиваются слезами, после коих страждущий приходит в положение здорового человека».
Кликуши в народных представлениях. Старый рисунок
Врачи применили своеобразный способ лечения кликушества. В присутствии большого числа рабочих и под надзором уткинского приказчика Ивана Китаева несчастных женщин и девушек привели на площадь, прилюдно раздели и, держа их за руки, начали поливать из пожарной машины холодной водой со льдом.
На каждую несчастную выливали по 1—2 бочки, спрашивая при этом девушек, вышел ли из них нечистый дух. Некоторые девушки, обессиленные от мучений, без чувств падали на землю. Тогда считали, что пришло исцеление. Однако позже, вернувшись домой и мучаясь от простуды, некоторые женщины снова начинали испытывать припадки… Постепенно «эпидемия» кликушества сошла на нет.
Этот случай произошёл больше 180 лет назад — в далёком 1839 году. Кликушеством называли нервное истерическое заболевание, случавшееся у женщин и выражавшееся в судорожных припадках и неистовых криках. Это явление в народе связывали со вселением в человека дьявола или влиянием порчи. О происшествии в Нижнем Селе писала С. В. Голикова в работе «Кликушество глазами священника» («Религия и церковь в Сибири», вып. 8, 1995), основываясь на документе ГАСО Ф. 6. Оп. 2. Д. 480. Л. 1.
Нижнее Село в наши дни. Вид с камня Шайтан
В конце апреля 1839 года в Нижнем Селе появилось 6 кликуш. В июне их число выросло уже до 21 человека. Всего же этим страданиям подверглось 44 жителя этого небольшого поселения. Для знакомства с обстоятельствами дела сюда отправились иерей Дмитрий Флоровский, а также четыре медика.
Сами жители обвиняли в этой напасти трёх женщин:
1) жену непременного работника Тимофея Селянина — Евдокию, которая «то ли посредством трав или минеральных веществ садила на многих людей и скот наросты (килы) и отравляла птиц, кошек и собак; при страдании от неё многие из жителей и животных погибли»;
2) жену государственного крестьянина Ивана Вирачева — Евдокию же, родная мать которой «за производимые колдовства, доказанные злокачественные действия удалена в Сибирь»;
3) жену непременного работника Никиты Лямтина — Марию, которая, по уверению соседей, «с самого своего прибытия в селение Нижнее подозревается в связи с нечистыми духами и колдовстве, от которой и прочие научились чародейству».
Нижнее Село в наши дни
Припадки кликуш описывали так:
«Здоровый человек вдруг начинает чувствовать давление под ложкой, тоску, потом производит различные движения членами, испускает пронзительные крики и некоторый род икоты и наконец обнаруживает сильное негодование на известных знахарей, которых при встрече готов (ежели бы беснующихся не удерживали) растерзать, ежели больные не видят колдуньев, то пришед в восторженное положение беснующихся скороговоркою выкликают: „Дунька. Дунька. Еленка! Еленка! За то, За то посадила“. Все сии пароксизмы оканчиваются слезами, после коих страждущий приходит в положение здорового человека».
Кликуши в народных представлениях. Старый рисунок
Врачи применили своеобразный способ лечения кликушества. В присутствии большого числа рабочих и под надзором уткинского приказчика Ивана Китаева несчастных женщин и девушек привели на площадь, прилюдно раздели и, держа их за руки, начали поливать из пожарной машины холодной водой со льдом.
На каждую несчастную выливали по 1—2 бочки, спрашивая при этом девушек, вышел ли из них нечистый дух. Некоторые девушки, обессиленные от мучений, без чувств падали на землю. Тогда считали, что пришло исцеление. Однако позже, вернувшись домой и мучаясь от простуды, некоторые женщины снова начинали испытывать припадки… Постепенно «эпидемия» кликушества сошла на нет.
Взято: Тут
463