ZurabSTK
Лучшие фильмы всех времён и народов - 7 ( 18 фото )
Существуют разные мнение, по поводу того, с какого именно фильма начинается «кино шестидесятых», то есть, по сути, современный кинематограф.
Например, Альфред Хичкок работал над «Психо» именно с целью снять «первый фильм шестидесятых», то есть, максимально осовременивал свой киноязык в истории психопатичного убийцы. Забегая вперёд – нет, вовсе не гениальный «Психо» включен в Золотую Сотню, а унылые «Птицы», один из немногих плохих фильмов Великого Хича. Без Хичкока, как и без Дэвида Лина, Золотая Сотня смотрелась бы странно, но выбирать чисто развлекательный фильм (хоть и с невероятного уровня художественными достоинствами) киноведам показалось западло, поэтому они взяли фильм уё..щный, но с «посланием», с претензией на метафоричность. Я, разумеется, выбрал бы «Психо» или «Незнакомцы в поезде» или «Окно в двор», и именно это было бы не снобизмом, а честным решением.
Другой вариант «первого современного фильма» - «На последнем дыхании» Жан Люка Годара, и тут я не вижу причин возражать. История любви и смерти мелкого гангстера-неудачника в самом деле полностью перевернула само понятие кинематографа, прямо как во времена Гриффита или советского киноавангарда. Причём – самое забавное – Жан Люк даже не думал замахиваться на стилевую революцию. Его амбиции были скромнее. Он всего лишь хотел признаться в любви второсортным американским фильмам, из ряда тех, что снимали Сэм Фуллер и Рауль Уолш. Бельмондо потом рассказывал, что не воспринимал «эту глупость» всерьёз, был уверен, что фильм никогда не выйдет на экраны, и прикалывался на съёмках. «На последнем дыхании»получился очень дешёвым, но слишком длинным, и Годар начал «выбрасывать всё неинтересное». В результате возникла новая киноэстетика.
Но для меня, при всей моей любви к фильмам Годара, кинематограф шестидесятых начинается в 1958 году, фильмом Анджея Вайды «Пепел и алмаз». Дёрганый Мачек Хелминский в тёмных очках, во время любовной сцены ползающий по полу в поисках упавшей детали от пистолета, а в финале умирающий на помойке с пулей в животе, это герой новой киноэпохи. Фильм вошёл в «сотню» как представитель «польской школы», как самый знаменитый фильм этого направления, но, будем честны, поляки в рамках своей «школы» сделали не менее десятка абсолютных шедевров, достойных войти в список лучшего. Даже сам Вайда – «Канал» и «Пепел» ничем не уступают кружению АКовцев по польскому городку 8 мая 1945 года. А ведь кроме фильмов Вайды есть «Поезд» и «Мать Иоанна от Ангелов» Кавалеровича, есть «Петля» и «Прощания» и «Как быть любимой» обожаемого мной Войцеха Хаса, есть «База мертвых» супругов Петельских, «Сальто» Конвицкого, «Крест за отвагу» Казимержа Куца. Наконец, есть Анджей Мунк с «Эроикой», «Косым счастьем» и... Да, и «Пассажирка», конечно же, вошла в Золотую Сотню! Мунк не успел доделать свой фильм, так что сцены в концлагере идут как «кино», а современность предстаёт как «фотофильм», и именно это непреднамеренное противопоставление действует как удар: прошлое оказывается реальнее сегодняшнего дня.
Возвращаясь же к французской «новой волне», с сожалением констатирую, что репутация иной раз оказывается сильнее фактов, так что рядом с великолепным «На последнем дыхании» болтается первенец всеобщего любимца Франсуа Трюффо «400 ударов». Это плохой фильм, не средний, а просто никудышний, по плохому сценарию, дурно снятый, скучно смонтированный, с посредственными актёрами. Дилетантизм на всех уровнях, что неудивительно: Трюффо был не режиссёром, а колумнистом «Кайе де Синема», снимать кино было его мечтой, ради осуществления которой он даже женился на богатой девушке, использовав деньги её отца для съёмки фильма. Годар тоже был дилетантом, но, при этом, талантливым дилетантом, а Трюффо был хорош, когда не вмешивался в кинопроцесс и с горящими от восторга глазами наблюдал за работой настоящих профессионалов. Так, сидя в сторонке, он стал автором двух гениальных, великих фильмов – «Жюль и Джим» и «Нежная кожа». «Жюль и Джим» вполне заслуженно имеет место в Сотне, но, на мой взгляд, он и в Десятке должен бы быть. Короче говоря, это мой любимый фильм.
Как вы понимаете, к «400 ударов» я несправедлив. Если честно, то эту унылую хрень стоит посмотреть ради финала, ради побега Антуана Дуанеля из сиротского приюта. Но если смотреть лишь эту сцену, опустив всё предшествующее, она не ударит так, как должна ударить. И ещё из забавного – следующий фильм Трюффо, «Стреляйте в пианиста», имеет почти все недостатки кинодебюта , но они чудесным образом превращаются в достоинства, ибо оператором становится Рауль Кутар – тот, кто потом снимет «Жюль и Джим» и «Нежную кожу»...
Здесь же, до кучи, и два первых полнометражных фильма Алена Рене, который, вообще-то, к «новой волне» не относился, но примыкал к ней хронологически. Да, это мой любимый режиссёр, да, фильмы по сценариям Маргерит Дюра и Алена Роб-Грийе относятся к числу наиважнейших фильмов мирового кинематогрфа. Они совершенны. Впрочем, все остальные фильмы Алена Рене тоже совершенны. Все. И "Мюриэль" и "Провидение" и "Мело" и так далее. Этот уровень совершенства достигали, кроме Алена Рене, только три режиссёра – Лукино Висконти, Микеланджело Антониони и Стенли Кубрик. О Кубрике речь пойдёт дальше, а пока вы можете видеть, что Висконти и Антониони отмечены в списке. Кстати, именно «Рокко и его братья» Висконти я не люблю. Это очень сильное кино, мощное, кинематографичное, пафосное в лучшем смысле слова, но оно полностью выдумано, высосано из пальца. Однако фильм считается социальным, несущим послание человечеству, и потому фигурирует в самых разнообразных списках лучшего из лучшего.
Кроме того, среди итальянцев мелькает жовиальная фигурка маэстро Феллини. Его фильмы этого периода сегодня практически полностью устарели, но во времена составления списка Золотой Сотни ещё воспринимались как незыблимые монументы киногении. Разумеется, феерический финал «Восьми с половиной», гениально пародируюший финал «Седьмой печати» Бергмана, великолепен (это вообще один из прекраснейших эпизодов мирового кино), но вообще смотреть фильмы Феллини начала 60-х очень скучно. Музыка Нино Рота отчасти скрашивает скуку, но на полноценное развлечение даже её не хватает. Хотя, конечно, это было этапное кино, изменившее мир, и в 1979 году об этом помнили.
Обращаясь же к англоязычному миру кино, мы натыкаемся на очень британских «рассерженных молодых людей», внезапно обнаруживших, что мир населён не только томящимися буржуа. Это было очень яркое явление, из которого в Сотню вошла замечательная пролетарская драмедия «В субботу вечером, в воскресенье утром», которая со злобной наглядностью объясняла, почему рабочий класс больше не является передовым и революционным. Прекрасный фильм, прекрасный выбор! Конечно, мне жаль, что фильмы Ричарда Лейстера пролетели, ибо «Сноровка» с Ритой Ташингем это чего-то особенного, но, пожалуй, фильм Рейша всё же лучше. А о Линдсее Андерсоне не жалейте, он своё получит. Позже.
Пока же мы попрощаемся с Луисом Бунюэлем, поскольку в списке есть ещё два его фильма - «Виридиана» и «Ангел истребления», и всё. Хотя он, конечно, заслуживал большего, но нельзя же весь список забить одними лишь бунюэлевскими фильмами! Если бы меня спросили, то я включил бы в список не «Виридиану» и «Ангела», а «Забытых» (или «Назарина») и «Скромное обаяние буржуазии». Хотя, конечно, понятно, почему именно «Виридиана» (а не более совершенная «Тристана») попала в Золотую Сотню: скандал, сопровождавший этот фильм, был колоссальный.
А замыкают список фильмов рубежа 60-х «Тени» Джона Кассаветиса. Тут никакие комментарии не требуются. Во-первых, эстетика американского «андеграудного» кино, типа Ширли Кларк и Йонаса Мекаса. Во-вторых, утончённый анализ американского расизма. Ну, и просто отличный фильм, без вопросов.
И чего же в этом супе не хватает? Разумеется, вызывает удивление отсутствие «Летят журавли» Калатозова. Что касается «Ночи охотника» Чарльза Лаутона, то этот шедевр в те времена считался пошлой коммерческой халтурой. А «Зази в метро» здесь нет по всем ясной причине: Луи Маль в глазах мирового сообщества был плохим мальчиком – как Роман Полянский. Как Пьер Паоло Пазолини.
66Пепел и алмаз, Анджей Вайда, Польша, 1958
67400 ударов, Франсуа Трюффо, Франция, 1959
68На последнем дыхании, Жан Люк Годар, Франция, 1959
69Хиросима моя любовь, Ален Рене, Франция, 1959
70Прошлым летом в Мариенбаде, Ален Рене, 1960
71В субботу вечером, в воскресенье утром, Карл Рейш, Британия, 1960
72Сладкая жизнь, Фредерико Феллини, Италия, 1960
73Восемь с половиной, Фредерико Феллини, Италия, 1963
74Приключение, Микеланджело Антониони, Италия, 1960
75Ночь, Микеланджело Антониони, Италия, 1961
76Рокко и его братья, Лукино Висконти, Италия, 1960
77Тени, Джон Кассаветис, США, 1959
78Жюль и Джим, Франсуа Трюффо, Франция, 1962
79Виридиана, Луис Бунюэль, Испания, 1961
80Ангел истребления, Бунюэль, Мексика, 1962
81Птицы, Альфред Хичкок, США, 1962
82Пассажирка, Анджей Мунк, Польша, 1963
Например, Альфред Хичкок работал над «Психо» именно с целью снять «первый фильм шестидесятых», то есть, максимально осовременивал свой киноязык в истории психопатичного убийцы. Забегая вперёд – нет, вовсе не гениальный «Психо» включен в Золотую Сотню, а унылые «Птицы», один из немногих плохих фильмов Великого Хича. Без Хичкока, как и без Дэвида Лина, Золотая Сотня смотрелась бы странно, но выбирать чисто развлекательный фильм (хоть и с невероятного уровня художественными достоинствами) киноведам показалось западло, поэтому они взяли фильм уё..щный, но с «посланием», с претензией на метафоричность. Я, разумеется, выбрал бы «Психо» или «Незнакомцы в поезде» или «Окно в двор», и именно это было бы не снобизмом, а честным решением.
Другой вариант «первого современного фильма» - «На последнем дыхании» Жан Люка Годара, и тут я не вижу причин возражать. История любви и смерти мелкого гангстера-неудачника в самом деле полностью перевернула само понятие кинематографа, прямо как во времена Гриффита или советского киноавангарда. Причём – самое забавное – Жан Люк даже не думал замахиваться на стилевую революцию. Его амбиции были скромнее. Он всего лишь хотел признаться в любви второсортным американским фильмам, из ряда тех, что снимали Сэм Фуллер и Рауль Уолш. Бельмондо потом рассказывал, что не воспринимал «эту глупость» всерьёз, был уверен, что фильм никогда не выйдет на экраны, и прикалывался на съёмках. «На последнем дыхании»получился очень дешёвым, но слишком длинным, и Годар начал «выбрасывать всё неинтересное». В результате возникла новая киноэстетика.
Но для меня, при всей моей любви к фильмам Годара, кинематограф шестидесятых начинается в 1958 году, фильмом Анджея Вайды «Пепел и алмаз». Дёрганый Мачек Хелминский в тёмных очках, во время любовной сцены ползающий по полу в поисках упавшей детали от пистолета, а в финале умирающий на помойке с пулей в животе, это герой новой киноэпохи. Фильм вошёл в «сотню» как представитель «польской школы», как самый знаменитый фильм этого направления, но, будем честны, поляки в рамках своей «школы» сделали не менее десятка абсолютных шедевров, достойных войти в список лучшего. Даже сам Вайда – «Канал» и «Пепел» ничем не уступают кружению АКовцев по польскому городку 8 мая 1945 года. А ведь кроме фильмов Вайды есть «Поезд» и «Мать Иоанна от Ангелов» Кавалеровича, есть «Петля» и «Прощания» и «Как быть любимой» обожаемого мной Войцеха Хаса, есть «База мертвых» супругов Петельских, «Сальто» Конвицкого, «Крест за отвагу» Казимержа Куца. Наконец, есть Анджей Мунк с «Эроикой», «Косым счастьем» и... Да, и «Пассажирка», конечно же, вошла в Золотую Сотню! Мунк не успел доделать свой фильм, так что сцены в концлагере идут как «кино», а современность предстаёт как «фотофильм», и именно это непреднамеренное противопоставление действует как удар: прошлое оказывается реальнее сегодняшнего дня.
Возвращаясь же к французской «новой волне», с сожалением констатирую, что репутация иной раз оказывается сильнее фактов, так что рядом с великолепным «На последнем дыхании» болтается первенец всеобщего любимца Франсуа Трюффо «400 ударов». Это плохой фильм, не средний, а просто никудышний, по плохому сценарию, дурно снятый, скучно смонтированный, с посредственными актёрами. Дилетантизм на всех уровнях, что неудивительно: Трюффо был не режиссёром, а колумнистом «Кайе де Синема», снимать кино было его мечтой, ради осуществления которой он даже женился на богатой девушке, использовав деньги её отца для съёмки фильма. Годар тоже был дилетантом, но, при этом, талантливым дилетантом, а Трюффо был хорош, когда не вмешивался в кинопроцесс и с горящими от восторга глазами наблюдал за работой настоящих профессионалов. Так, сидя в сторонке, он стал автором двух гениальных, великих фильмов – «Жюль и Джим» и «Нежная кожа». «Жюль и Джим» вполне заслуженно имеет место в Сотне, но, на мой взгляд, он и в Десятке должен бы быть. Короче говоря, это мой любимый фильм.
Как вы понимаете, к «400 ударов» я несправедлив. Если честно, то эту унылую хрень стоит посмотреть ради финала, ради побега Антуана Дуанеля из сиротского приюта. Но если смотреть лишь эту сцену, опустив всё предшествующее, она не ударит так, как должна ударить. И ещё из забавного – следующий фильм Трюффо, «Стреляйте в пианиста», имеет почти все недостатки кинодебюта , но они чудесным образом превращаются в достоинства, ибо оператором становится Рауль Кутар – тот, кто потом снимет «Жюль и Джим» и «Нежную кожу»...
Здесь же, до кучи, и два первых полнометражных фильма Алена Рене, который, вообще-то, к «новой волне» не относился, но примыкал к ней хронологически. Да, это мой любимый режиссёр, да, фильмы по сценариям Маргерит Дюра и Алена Роб-Грийе относятся к числу наиважнейших фильмов мирового кинематогрфа. Они совершенны. Впрочем, все остальные фильмы Алена Рене тоже совершенны. Все. И "Мюриэль" и "Провидение" и "Мело" и так далее. Этот уровень совершенства достигали, кроме Алена Рене, только три режиссёра – Лукино Висконти, Микеланджело Антониони и Стенли Кубрик. О Кубрике речь пойдёт дальше, а пока вы можете видеть, что Висконти и Антониони отмечены в списке. Кстати, именно «Рокко и его братья» Висконти я не люблю. Это очень сильное кино, мощное, кинематографичное, пафосное в лучшем смысле слова, но оно полностью выдумано, высосано из пальца. Однако фильм считается социальным, несущим послание человечеству, и потому фигурирует в самых разнообразных списках лучшего из лучшего.
Кроме того, среди итальянцев мелькает жовиальная фигурка маэстро Феллини. Его фильмы этого периода сегодня практически полностью устарели, но во времена составления списка Золотой Сотни ещё воспринимались как незыблимые монументы киногении. Разумеется, феерический финал «Восьми с половиной», гениально пародируюший финал «Седьмой печати» Бергмана, великолепен (это вообще один из прекраснейших эпизодов мирового кино), но вообще смотреть фильмы Феллини начала 60-х очень скучно. Музыка Нино Рота отчасти скрашивает скуку, но на полноценное развлечение даже её не хватает. Хотя, конечно, это было этапное кино, изменившее мир, и в 1979 году об этом помнили.
Обращаясь же к англоязычному миру кино, мы натыкаемся на очень британских «рассерженных молодых людей», внезапно обнаруживших, что мир населён не только томящимися буржуа. Это было очень яркое явление, из которого в Сотню вошла замечательная пролетарская драмедия «В субботу вечером, в воскресенье утром», которая со злобной наглядностью объясняла, почему рабочий класс больше не является передовым и революционным. Прекрасный фильм, прекрасный выбор! Конечно, мне жаль, что фильмы Ричарда Лейстера пролетели, ибо «Сноровка» с Ритой Ташингем это чего-то особенного, но, пожалуй, фильм Рейша всё же лучше. А о Линдсее Андерсоне не жалейте, он своё получит. Позже.
Пока же мы попрощаемся с Луисом Бунюэлем, поскольку в списке есть ещё два его фильма - «Виридиана» и «Ангел истребления», и всё. Хотя он, конечно, заслуживал большего, но нельзя же весь список забить одними лишь бунюэлевскими фильмами! Если бы меня спросили, то я включил бы в список не «Виридиану» и «Ангела», а «Забытых» (или «Назарина») и «Скромное обаяние буржуазии». Хотя, конечно, понятно, почему именно «Виридиана» (а не более совершенная «Тристана») попала в Золотую Сотню: скандал, сопровождавший этот фильм, был колоссальный.
А замыкают список фильмов рубежа 60-х «Тени» Джона Кассаветиса. Тут никакие комментарии не требуются. Во-первых, эстетика американского «андеграудного» кино, типа Ширли Кларк и Йонаса Мекаса. Во-вторых, утончённый анализ американского расизма. Ну, и просто отличный фильм, без вопросов.
И чего же в этом супе не хватает? Разумеется, вызывает удивление отсутствие «Летят журавли» Калатозова. Что касается «Ночи охотника» Чарльза Лаутона, то этот шедевр в те времена считался пошлой коммерческой халтурой. А «Зази в метро» здесь нет по всем ясной причине: Луи Маль в глазах мирового сообщества был плохим мальчиком – как Роман Полянский. Как Пьер Паоло Пазолини.
66Пепел и алмаз, Анджей Вайда, Польша, 1958
67400 ударов, Франсуа Трюффо, Франция, 1959
68На последнем дыхании, Жан Люк Годар, Франция, 1959
69Хиросима моя любовь, Ален Рене, Франция, 1959
70Прошлым летом в Мариенбаде, Ален Рене, 1960
71В субботу вечером, в воскресенье утром, Карл Рейш, Британия, 1960
72Сладкая жизнь, Фредерико Феллини, Италия, 1960
73Восемь с половиной, Фредерико Феллини, Италия, 1963
74Приключение, Микеланджело Антониони, Италия, 1960
75Ночь, Микеланджело Антониони, Италия, 1961
76Рокко и его братья, Лукино Висконти, Италия, 1960
77Тени, Джон Кассаветис, США, 1959
78Жюль и Джим, Франсуа Трюффо, Франция, 1962
79Виридиана, Луис Бунюэль, Испания, 1961
80Ангел истребления, Бунюэль, Мексика, 1962
81Птицы, Альфред Хичкок, США, 1962
82Пассажирка, Анджей Мунк, Польша, 1963
Взято: Тут
0