654654654
Цап-царап, или британский герб на русском прянике ( 7 фото )
Враг или друг сегодня Британия - в каждую эпоху россиянам сообщали об этом отдельно. Оно и понятно: нынче англичане союзники, а завтра за такую дружбу на дыбу тащат. Вот только спустя столетия мы даже представить себе не можем, насколько британская культура проникла в русскую народную жизнь.
Англичане и русские похожи не только привязанностью к чаю. Но, оказывается, и любовью к гербам и всяким зверушкам, на них нарисованным. А, будучи перенесены на пряничные доски, эти сюжеты становились прекрасным дополнением к тому самому чаю.
Вообще доски для пряников – удивительный предмет, прошедший через века. 200 лет для них- не возраст. Во многих российских музеях хранятся пряничные доски, вырезанные еще в XVIII веке. И каких только картинок на них нет! Причем, согласно рисунку, они разделялись и по своему предназначению.
Были пряники «прощальные» и «подарочные», «поминальные» и «свадебные», «детские» с буквами азбуки и «взрослые», для поднесения чиновникам. Как пишет один из основоположников отечественной науки о декоративно-прикладном искусстве Николай Соболев (1874-1966), «в этих украшениях резчики наши давали широкий простор своей фантазии, предпочитая изображениям трав фигуры фантастических животных и сказочные постройки. Целые города с башнями, украшенными по шатровым верхам флагами, протазанами и гербами, с причудливыми окнами, дверями и воротцами, небывалые зверьки и птицы являются необходимой принадлежностью пряничных форм».
Среди этих крайне разнообразных украшений чаще других встречается фигура двуглавого орла, который употреблялся русскими резчиками не на одних пряничных формах; двуглавым орлом украшались разнообразные предметы интерьера и быта - ковши, жбаны, передки телег и т.п. Изображая, скажем, государственного орла, мастера не придерживались какого-то единого шаблона. Исходя из формы пряника, рисунок мог растягиваться или сжиматься по сторонам.
Вот почему иногда на многих пряничных досках XIX века орел больше напоминал своей формой московский герб XVII столетия. Вот, к примеру, пряничная форма 1824 года, из коллекции Государственного Исторического музея (ГИМ). Как видите, двуглавый орел настолько распушил крылья и широко расставил головы на удлиненных шеях, что больше напоминает московский герб времен Алексея Михайловича, чем стандартное изображение герба своей эпохи.
Иногда с фигурой орла соединяют какие-нибудь изображения животных или же просто орнамент. Так, на другой пряничной форме из ГИМа по бокам помещенного в середине двуглавого орла изображены две фигуры скачущих лошадей.
Как отмечают специалисты, вероятно, они переделаны отечественными мастерами из геральдических изображений льва и единорога на британском гербе.
Королевский герб Карла II (1660е гг).
Им, кстати, как декоративным украшением начали пользоваться в России чуть ли не с XVI века. Под влиянием продолжительной русификации, его рисунок все больше отдалялся от заморского оригинала. Герб утратил первоначальный характер и значение и стал употребляться как красивая декорация, удачно соединяющаяся с формой центрального пятна.
Здесь уже и лошадь (единорог), и лев, как на британском гербе
Характерные черты льва и единорога постепенно исчезли, и в позднейших изображениях мы видим фигуры фантастических четвероногих, находящихся в отдаленной степени родства со своими прототипами. Так, на одной из приведенных выше досок выше лошадок помещены две птицы-сирина, а кругом всей композиции идет крупная надпись славянскими буквами: «Ковришку сию осташковскую отсылаю к приятелю и другу помня твою ко мне верную услугу пряні».
Кроме таких посвятительных надписей, на пряниках вокруг орла вырезывались иногда вирши вроде следующих: «Радуйся Российский орел двоеглавый, ты бо еси во всем мире славный». Так что со временем российский орел стал одним из главных сюжетов официальных пряников. А британский герб стал любопытным примером нашего средневекового цап-царап.
* * *
А вы сами умеете готовить пряники? Пусть и без гербов? Проще всего этому научиться в кулинарной школе Ольги Сюткиной. «Пряники со вкусом» - так называется очередной курс, начинающийся в ноябре.
Как приготовить тесто, чтобы оно не расплылось в духовке? Как сохранить на готовом прянике красивый рельефный рисунок? Зачем нужна глазурь и как ее приготовить? Как выбрать правильную начинку? «Пряничные духи» - что это и зачем? – Чего только не будет на этом курсе!
Также при покупке журнала с рецептами в закрытой группе на FB будет видео урок и систематические консультации по приготовлению печатного пряника! Записаться на курс можно здесь, на сайте школы.
Англичане и русские похожи не только привязанностью к чаю. Но, оказывается, и любовью к гербам и всяким зверушкам, на них нарисованным. А, будучи перенесены на пряничные доски, эти сюжеты становились прекрасным дополнением к тому самому чаю.
Вообще доски для пряников – удивительный предмет, прошедший через века. 200 лет для них- не возраст. Во многих российских музеях хранятся пряничные доски, вырезанные еще в XVIII веке. И каких только картинок на них нет! Причем, согласно рисунку, они разделялись и по своему предназначению.
Были пряники «прощальные» и «подарочные», «поминальные» и «свадебные», «детские» с буквами азбуки и «взрослые», для поднесения чиновникам. Как пишет один из основоположников отечественной науки о декоративно-прикладном искусстве Николай Соболев (1874-1966), «в этих украшениях резчики наши давали широкий простор своей фантазии, предпочитая изображениям трав фигуры фантастических животных и сказочные постройки. Целые города с башнями, украшенными по шатровым верхам флагами, протазанами и гербами, с причудливыми окнами, дверями и воротцами, небывалые зверьки и птицы являются необходимой принадлежностью пряничных форм».
Среди этих крайне разнообразных украшений чаще других встречается фигура двуглавого орла, который употреблялся русскими резчиками не на одних пряничных формах; двуглавым орлом украшались разнообразные предметы интерьера и быта - ковши, жбаны, передки телег и т.п. Изображая, скажем, государственного орла, мастера не придерживались какого-то единого шаблона. Исходя из формы пряника, рисунок мог растягиваться или сжиматься по сторонам.
Вот почему иногда на многих пряничных досках XIX века орел больше напоминал своей формой московский герб XVII столетия. Вот, к примеру, пряничная форма 1824 года, из коллекции Государственного Исторического музея (ГИМ). Как видите, двуглавый орел настолько распушил крылья и широко расставил головы на удлиненных шеях, что больше напоминает московский герб времен Алексея Михайловича, чем стандартное изображение герба своей эпохи.
Иногда с фигурой орла соединяют какие-нибудь изображения животных или же просто орнамент. Так, на другой пряничной форме из ГИМа по бокам помещенного в середине двуглавого орла изображены две фигуры скачущих лошадей.
Как отмечают специалисты, вероятно, они переделаны отечественными мастерами из геральдических изображений льва и единорога на британском гербе.
Королевский герб Карла II (1660е гг).
Им, кстати, как декоративным украшением начали пользоваться в России чуть ли не с XVI века. Под влиянием продолжительной русификации, его рисунок все больше отдалялся от заморского оригинала. Герб утратил первоначальный характер и значение и стал употребляться как красивая декорация, удачно соединяющаяся с формой центрального пятна.
Здесь уже и лошадь (единорог), и лев, как на британском гербе
Характерные черты льва и единорога постепенно исчезли, и в позднейших изображениях мы видим фигуры фантастических четвероногих, находящихся в отдаленной степени родства со своими прототипами. Так, на одной из приведенных выше досок выше лошадок помещены две птицы-сирина, а кругом всей композиции идет крупная надпись славянскими буквами: «Ковришку сию осташковскую отсылаю к приятелю и другу помня твою ко мне верную услугу пряні».
Кроме таких посвятительных надписей, на пряниках вокруг орла вырезывались иногда вирши вроде следующих: «Радуйся Российский орел двоеглавый, ты бо еси во всем мире славный». Так что со временем российский орел стал одним из главных сюжетов официальных пряников. А британский герб стал любопытным примером нашего средневекового цап-царап.
* * *
А вы сами умеете готовить пряники? Пусть и без гербов? Проще всего этому научиться в кулинарной школе Ольги Сюткиной. «Пряники со вкусом» - так называется очередной курс, начинающийся в ноябре.
Как приготовить тесто, чтобы оно не расплылось в духовке? Как сохранить на готовом прянике красивый рельефный рисунок? Зачем нужна глазурь и как ее приготовить? Как выбрать правильную начинку? «Пряничные духи» - что это и зачем? – Чего только не будет на этом курсе!
Также при покупке журнала с рецептами в закрытой группе на FB будет видео урок и систематические консультации по приготовлению печатного пряника! Записаться на курс можно здесь, на сайте школы.
Взято: Тут
445