Eu2
Абрахам Маслоу: «Нехватка красоты может вызвать болезнь» ( 1 фото )
Даже самые совершенные люди, оказавшись в неблагоприятных обстоятельствах, часто ведут себя не лучшим образом. Один из основателей гуманистической психологии — о том, как избавиться от болезненного самоконтроля, перестать зависеть от чужих мнений и научиться здоровому выражению накопившейся агрессии.
2 Дэвид Лилиенталь (1899-1981) — американский госчиновник, юрист, один из самых известных в мире экспертов по теории бизнеса.
- Вспоминаю старый учебник по аномальной психологии, которым пользовался, будучи студентом. Это была ужасная книга, но в ней был замечательный фронтиспис. На нижней половине картинки были изображены младенцы — розовые, восторженные, невинные, любвеобильные. А сверху были показаны пассажиры в вагоне метро — мрачные, серые, угрюмые, раздраженные. Подпись гласила: «Что случилось?» Именно об этом я и веду речь1.
- Жизнь можно рассматривать как процесс последовательных выборов. В каждой точке есть выбор прогрессивный и есть регрессивный. Можно двинуться в сторону защиты, безопасности, боязни; но по другую сторону есть выбор, ведущий к личностному росту. Сделать в течение дня дюжину таких выборов вместо выборов, продиктованных страхом, — значит совершить столько же шагов в направлении самоактуализации. Она предполагает осуществление многочисленных выборов: солгать или быть честным, украсть или не украсть в каждом конкретном случае, причем каждый раз должен быть сделан выбор, ведущий к росту. Это и есть движение к самоактуализации.
- Нехватка красоты может вызвать болезнь. Люди, эстетически очень чувствительные, испытывают в уродливом окружении депрессию и дискомфорт. Такое окружение может влиять на менструации, вызывать головную боль и тому подобное... Жизнь в неприятном окружении со скверными людьми — это патогенный фактор. Если же вы предпочтете проводить время с красивыми и достойными людьми, то обнаружите, что чувствуете себя лучше и возвышеннее.
- Проблема зла, или психопатологического поведения, порока, насилия, зависти, жадности, эксплуатации, лени, разврата, злости, должна рассматриваться и решаться осознанно. «Кратчайший и вернейший путь к отчаянию и капитуляции — это вера в то, что где-то существует такой порядок вещей, при котором невозможны конфликты, борьба за выживание, глупость, алчность, личная зависть», — говорил Дэвид Лилиенталь2.
- Когда я вижу полное отсутствие агрессивности, то подозреваю действие вытеснения, подавления или самоконтроля. Я считаю, что садистическое или жестокое поведение является характеристикой агрессии, типичной для неразвитых, невротических людей, но с переходом к личной зрелости и свободе характер этой агрессии меняется в сторону справедливого негодования, в сторону здорового самоутверждения, сопротивления эксплуатации и доминированию, стремления к справедливости... Я также считаю, что словесное выражение агрессии снижает вероятность собственно агрессивного поведения.
- Мы должны доверять нашей способности импровизировать, когда в будущем придется столкнуться с чем-то новым. Доверие предполагает уверенность в себе, мужество, отсутствие страха перед миром... Роды, мочеиспускание, дефекация, засыпание, лежание на поверхности воды, самоотдача в сексе — во всех этих случаях напряжение, старание, контроль должны уступить место свободному, расслабленному доверию к событиям, идущим своим чередом. Это означает также: меньше критики и редактирования, меньше оценок, отбора, отказов, меньше суждений и взвешиваний, меньше расчленения и анализа опыта. Такая самозабвенность — один из путей к нахождению своей подлинной идентичности, своего реального «Я», своей аутентичной, глубинной природы.
- Человек узнает, что следует делать с миром. Затихнув, чтобы можно было услышать его голоса; будучи восприимчивым, не вмешивающимся, не требующим, и позволяя событиям идти своим чередом.
- Один из необходимых методов поиска идентичности, своего «Я», спонтанности и естественности заключается в том, чтобы закрыть глаза, убрать шум, отмести все мысли и дела. Метод здесь состоит просто в том, чтобы ждать — слышать, что случайно приходит на ум. Это то, что Фрейд называл свободными ассоциациями, свободно плавающим вниманием... Если вы достигаете успеха в этом усилии, то забываете о внешнем мире и его шумах и начинаете слышать те слабые тонкие голоса изнутри, сигналы, что исходят из вашей биологической природы — не только из того, что является общим для человеческого рода, но также и из вашей собственной уникальности.
- Вы можете научиться выбирать. Поставьте перед собой две рюмки шерри — дешевого и дорого, и разберитесь, какой вам больше нравится. Разберитесь, можете ли вы с закрытыми глазами различить две марки сигарет. Если вы не можете указать различие, значит, его нет. Я для себя выяснил, что могу различить хороший и дешевый шерри, и теперь покупаю тот, что дороже. С другой стороны, я не обнаруживаю различий между хорошим и дешевым джином, так что теперь покупаю самый дешевый джин. Если я не могу их различить, зачем беспокоиться?
- Мы можем видеть только то, чем сами являемся. Но мы должны также добавить к этому, что, в свою очередь, то, что мы видим, способствует нашему превращению в то, чем оно является и чем являемся мы... Личность и среда делают друг друга похожими. Эти представления применимы и к отношениям между людьми, способствуя пониманию того, как люди помогают формированию друг друга.
2 Дэвид Лилиенталь (1899-1981) — американский госчиновник, юрист, один из самых известных в мире экспертов по теории бизнеса.
Взято: Тут
524