garphiya

Дневной сеанс на фоне Карибского Кризиса ( 6 фото )

Я часто повторяю слова Раймона Радиге, которые кажутся мне очень верными: принцип воздействия шедевра лучше всего исследовать на художественных произведениях, которые считаются шедеврами, но не являются таковыми. Ну, в принципе, можно обойтись и просто популярными произвдениями. Они, как и шедевры, обманчиво просты, а пружинки из их механизма выковыривать проще.

Дневной сеанс на фоне Карибского Кризиса паранойя,hollywood babilon,мир как мы его знаем

Дневной сеанс на фоне Карибского Кризиса паранойя,hollywood babilon,мир как мы его знаем

Например, очень сложно анализировать фильмы Спилберга тех времён, когда он старался делать хорошее и умное кино (то есть, до провала «1941» включительно) – всегда остаётся недоанализированный остаточек, вызывающий подозрение, что в нём-то вся суть. Зато творчество Джо Данте, эпигона Спилберга, анализировать легко и приятно – я уже разбирал его дилогию о гремлинах. Сейчас стоит взглянуть под капот фильма 1993 года с непереводимым названием Matinée, что должно означать «Мурачел» или «Челавей», в общем, «Человек-муравей», а в российском прокате эта киношка получила именование «Дневной сеанс».

Формально считается, что Matinée это признание Джо Данте в любви к кинотрэшу 50-60-х годов, чудовищно бездарным идиотским поделкам Кастла, Аркоффа, Дугласа, Кормана и прочих фильморубов. И это, действительно, в фильме Данте есть, причём не первый раз – до того он снимал «Амазонок на Луне», пытавшихся совместить экспротейшн с шутками в стиле Монти Пайтон. Но делался Matinée вовсе не за-ради ещё одного кинопастиша с мутирующими чудовищами и даже не для того, чтобы мимоходом пнуть Дэвида Кроненберга. Центр фильма не в кинотеатре, где под фантастические «спецэффекты», типа дыма, пускаемого в зрительный зал, и электроразрядов в задницу зрителей, демонстрируют плохую картину про человека, превращающегося в гигантское насекомое, а том, что этот кинотеатр окружает: Карибский Кризис.

Дневной сеанс на фоне Карибского Кризиса паранойя,hollywood babilon,мир как мы его знаем

Дневной сеанс на фоне Карибского Кризиса паранойя,hollywood babilon,мир как мы его знаем

Итак, спойлеры.

В 1961 году, в Кей-Вест с мамой и младшим братишкой на военной базе живёт хороший американский мальчик. Его папа ушёл в море по особому заданию, но мама, образцовая американская домохозяйка, мужественно продолжает готовить оладьи с кленовым сиропом на завтрак своим сыновьям. Попутно нам показывают школу, по коридорам которой ходят совершенно безликие персонажи, и кинотеатр, где младший братишка главного героя любит смотреть фильмы ужасов. По ТВ выступает Президент Кеннеди, трагическим тоном сообщающий о советских атомных ракетах на Кубе, и все персонажи замирают в ужасе, понимая, что папа главного героя где-то там, в море, наводит на Кубу Оружие Возмездия.

В этот момент в фильме появляется единственное живое лицо – совсем ещё юная, четырнадцатилетняя Лиза Якуб (вы её помните по "Влюблённому Джорджу Лукасу"), которая произносит удивительно вменяемый спич против милитаризма. Я был буквально поражён, поскольку ничего подобного от Джо Данте не ожидал. Но тут же всё разъяснилось: родители девочки - чокнутые вонючие умники-леваки с плохими зубами, которые, как попугаи, сами не понимают, о чём болтают. Девочка, значит, в начале фильме под их влиянием, но хороший американский мальчик с военной базы быстро быстро и с профессиональной ловкостью похищает её наивное сердечко.

Тем временем в Кей-Вест приезжает привычно комикующий Джон Гудмэн в компании откровенно скучающей (и даже раздражённой) Кэти Мориарти, который собирается устроить премьеру своего нового фильма со всеми полагающимися «спецэффектами». И вот, в момент встречи мальчика и режиссёра, происходит разговор, ради которого, собственно, и затевался фильм.

Мальчик спрашивает, почему люди любят бояться? Он имеет в виду популярность «хоррора». И режиссёр отвечает ему неожиданно серьёзно, без кривляний. Люди не любят бояться. Люди любят не сам страх, а тот момент, когда страх исчезает, и человек непроизвольно вздыхает с облегчением: на этот раз опасность пронесло мимо. Фильмы ужасов в финале позволяют людям пережить момент освобождения – и поэтому люди испытывают глубочайшую благодарность тому, кто их напугал, а потом быстро успокоил. Создать ситуацию почти непереносимого страха и тут же её ликвидировать, это самый прямой путь для обретения популярности.

Остальное в Matinée неважно, оно лишь иллюстрирует эту декларацию на разные лады, иногда вульгарно, иногда забавно, но это лишь заправка для салата, а не сам салат. Не случайно ни одна из декларирумых «опасностей» в Matinée не срабатывает: «опасный парень» в кожаной куртке сочиняет стихи, запертые в бомбоубежище дети тут же освобождаются, падающего с балкона мальчка, естественно, в последнюю секунду подхватывает старший брат... И так далее. Даже Карибский Кризис разрешается сам собой.

Дневной сеанс на фоне Карибского Кризиса паранойя,hollywood babilon,мир как мы его знаем

Дневной сеанс на фоне Карибского Кризиса паранойя,hollywood babilon,мир как мы его знаем

Но в этом-то посыл фильма: Джо Данте намекает, что Карибский Кризис был ненастоящий, что он был таким же шоу, как атомный взрыв на экране кинотеатра. Американцы вовсе не собирались начинать атомную войну, Джон Кеннеди – подмигивает автор Matinée – разыграл вас, ребята, чтобы насладиться вашим обожанием в роли Спасителя Человечества.

Чтобы эта мысль дошла до самых простодушных зрителей, обсуждение проблемы «хоррор» повторяется в финале ещё раз, уже мальчиком и девочкой. Причём девочка говорит странную вещь: «Второй раз опасность будет уже настоящая» и мы видим летящий прямо на нас военный транспортный вертолёт с таким-то номером. Номер я не запомнил, потому что Джо Данте со своим фильмом к этому моменту мне надоел, и я не стал гуглить – не на этом ли вертолёте прилетел с Кубы Ли Харви Освальд.

Взято: Тут

+3801011
  • 0
  • 10 426
Обнаружили ошибку?
Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации.
Нужна органическая вечная ссылка из данной статьи? Постовой?
Подробности здесь

Добавить комментарий

  • Внимание!!! Комментарий должен быть не короче 40 и не длиннее 3000 символов.
    Осталось ввести знаков.
    • angelangryapplausebazarbeatbeerbeer2blindbokaliboyanbravo
      burumburumbyecallcarchihcrazycrycup_fullcvetokdadadance
      deathdevildraznilkadrinkdrunkdruzhbaedaelkafingalfoofootball
      fuckgirlkisshammerhearthelphughuhhypnosiskillkissletsrock
      lollooklovemmmmmoneymoroznevizhuniniomgparikphone
      podarokpodmigpodzatylnikpokapomadapopapreyprivetprostitequestionrofl
      roseshedevrshocksilaskuchnosleepysmehsmilesmokesmutilisnegurka
      spasibostenastopsuicidetitstorttostuhmylkaumnikunsmileura
      vkaskewakeupwhosthatyazykzlozomboboxah1n1aaaeeeareyoukiddingmecerealguycerealguy2
      challengederpderpcryderpgopderphappyderphappycryderplolderpneutralderprichderpsadderpstare
      derpthumbderpwhydisappointfapforeveraloneforeveralonehappyfuckthatbitchgaspiliedjackielikeaboss
      megustamegustamuchomercurywinnotbadnumbohgodokaypokerfaceragemegaragetextstare
      sweetjesusfacethefuckthefuckgirltrolltrolldadtrollgirltruestoryyuno