sanderkelevra
Жизнь церковных колоколов ( 10 фото )
Речь не о церкви, и не о вере - речь о предметах искусства - больших и малых, звонких и глухих - церковных колоколах. В России колокола не только с трепетом поднимали на колокольни и слушали «малиновый» звон. Их ссылали, подвергали пыткам, в угаре богоборчества сбрасывали со звонниц, разбивали и отправляли на переплавку. Факты из жизни колоколов, моменты судьбы и роль в истории...
Изготовление и употребление колоколов относится к глубокой древности - известны колокола Японии, Китая, колокола были и у римлян, египтян, евреев.
Колокол состоит из трех частей - крепежное ухо, голова колокола, его остов и языка. Древние колокола были малых размеров и не отливались из металла, а клепались из листового железа, позже их стали клепать из листовой бронзы и меди, а еще позже отливать.
«Тысячниками» на Руси называли колокола, вес которых достигал тысячи пудов (16 т и более). Первый такой колокол был отлит в 1522 году при Иване III.
Впоследствии по приказу Б. Годунова был отлит колокол весом 3 тысячи пудов - колокол погиб при захвате Москвы французами, которые взорвали звонницу вместе с колоколом. Однако в 1819 году колокол был воссоздан - его вес 64 тонны, размах 4 метра 20 см, вес языка - 1 тонна 700 кг, его можно увидеть на Успенской звоннице Московского Кремля.
В 1655 году Александр Григорьев отлил колокол весом 8 тысяч пудов (128 тонн). Иностранцы называли его неповторимым в мире - для раскачки языка колокола, весом 4 тысячи килограмм, нужно было не менее 40 человек. Колокол при пожаре разбился и воссоздать его решила Императрица Анна Иоановна, увеличив вес на 9 тонн, на что иностранцы сразу заявили, что это невозможно. Правда при производстве колокола из строя вышли сразу две литейные печи, но колокол был доделан. теперь его вес составлял 200 тонн, 6,6 метров в диаметре, 6,1 в высоту и он получил название "Царь-колокол". Через 2 года колокол пострадал в пожаре - раскалившись от огня при попадании на него воды - дал трещину и вскоре откололся кусок весом 11,5 тонн.
Колокол можно видеть на территории Кремля.
Колоколами в России не только восхищались, некоторые из них жестоко наказывали. Так за «подстрекательство» к бунту в 1591 наказанию подвергся угличский колокол - его сбросили, палачи применили пытки - отрубили ухо, вырвали язык, нанесли 12 ударов плетей, а затем колокол был сослан в Сибирь.
Также в монастырь был сослан "Набатный" колокол из Кремля, за то, что разбудил царя Федора Алексеевича.
Колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык, отправляли в ссылку, на переплавку. Во время войны со шведами в церквах было собрано много колоколов, из которых было отлито больше двухсот пушек.
Колокола звонили при встрече высокого гостя или начальства.
Колокола извещали о пожаре, и в этом заключалась их неотъемлемая функция в деревянных северных селениях, для которых пожары были частым и сокрушительным бедствием.
Колокола сообщали о приближении неприятеля.
Колокола висели на маяках, были и колокольни-маяки.
В колокола, чтобы заблудившийся человек мог выйти на звон к жилью.
Колокола размеряли время.
Колокола сообщали о важных государственных или местных событиях.
Обращает на себя внимание и свадебный обряд. Колокольцы своим звоном оберегают молодых от «нечистой силы» на самой важной дороге—к венцу и от венца.
Наконец, колокольный звон связан и с представлениями об умерших, считалось, что колокольный звон имеет способность «возбуждать усопших от их непробудного сна»
Колокольный звон также развивался как разновидность народного искусства
Очень интересный факт про звонаря Константина Сараджаева, который различал 1701 звук в пределах одной октавы. Он слышал как звучит каждая вещь, даже молчавший человек. Ему принадлежит нотная запись 317 звуковых спектров самых крупных колоколов московских церквей, соборов и монастырей.
В начале 20-го века в Российской Империи было 39 колоколов-«тысячников», а в 1990-х их осталось всего 5. Малые и средние колокола уничтожены были практически полностью - ВЦИК установил план на заготовку колоколов, что привело к их массовому уничтожению.
Многие колокола разрушались вместе с храмами, многие уничтожали специально - сбрасывая и кроша кувалдами, многие пошли на нужды индустриализации, некоторые были проданы за границу. К тридцатым годам XX века в Москве не осталось ни одного действующего колокола.
Агенты Моспродцветмета, занимавшиеся заготовкой колоколов, потребовали, чтобы псковские власти переплавили на заводе "Красный Выборжец" ряд древнейших колоколов. Среди уничтоженных колокола начала XVI века из Мирожского и Снетогорского монастырей, церкви Климента в Завеличье.
Изготовление и употребление колоколов относится к глубокой древности - известны колокола Японии, Китая, колокола были и у римлян, египтян, евреев.
Колокол состоит из трех частей - крепежное ухо, голова колокола, его остов и языка. Древние колокола были малых размеров и не отливались из металла, а клепались из листового железа, позже их стали клепать из листовой бронзы и меди, а еще позже отливать.
«Тысячниками» на Руси называли колокола, вес которых достигал тысячи пудов (16 т и более). Первый такой колокол был отлит в 1522 году при Иване III.
Впоследствии по приказу Б. Годунова был отлит колокол весом 3 тысячи пудов - колокол погиб при захвате Москвы французами, которые взорвали звонницу вместе с колоколом. Однако в 1819 году колокол был воссоздан - его вес 64 тонны, размах 4 метра 20 см, вес языка - 1 тонна 700 кг, его можно увидеть на Успенской звоннице Московского Кремля.
В 1655 году Александр Григорьев отлил колокол весом 8 тысяч пудов (128 тонн). Иностранцы называли его неповторимым в мире - для раскачки языка колокола, весом 4 тысячи килограмм, нужно было не менее 40 человек. Колокол при пожаре разбился и воссоздать его решила Императрица Анна Иоановна, увеличив вес на 9 тонн, на что иностранцы сразу заявили, что это невозможно. Правда при производстве колокола из строя вышли сразу две литейные печи, но колокол был доделан. теперь его вес составлял 200 тонн, 6,6 метров в диаметре, 6,1 в высоту и он получил название "Царь-колокол". Через 2 года колокол пострадал в пожаре - раскалившись от огня при попадании на него воды - дал трещину и вскоре откололся кусок весом 11,5 тонн.
Колокол можно видеть на территории Кремля.
Колоколами в России не только восхищались, некоторые из них жестоко наказывали. Так за «подстрекательство» к бунту в 1591 наказанию подвергся угличский колокол - его сбросили, палачи применили пытки - отрубили ухо, вырвали язык, нанесли 12 ударов плетей, а затем колокол был сослан в Сибирь.
Также в монастырь был сослан "Набатный" колокол из Кремля, за то, что разбудил царя Федора Алексеевича.
Колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык, отправляли в ссылку, на переплавку. Во время войны со шведами в церквах было собрано много колоколов, из которых было отлито больше двухсот пушек.
Колокола звонили при встрече высокого гостя или начальства.
Колокола извещали о пожаре, и в этом заключалась их неотъемлемая функция в деревянных северных селениях, для которых пожары были частым и сокрушительным бедствием.
Колокола сообщали о приближении неприятеля.
Колокола висели на маяках, были и колокольни-маяки.
В колокола, чтобы заблудившийся человек мог выйти на звон к жилью.
Колокола размеряли время.
Колокола сообщали о важных государственных или местных событиях.
Обращает на себя внимание и свадебный обряд. Колокольцы своим звоном оберегают молодых от «нечистой силы» на самой важной дороге—к венцу и от венца.
Наконец, колокольный звон связан и с представлениями об умерших, считалось, что колокольный звон имеет способность «возбуждать усопших от их непробудного сна»
Колокольный звон также развивался как разновидность народного искусства
Очень интересный факт про звонаря Константина Сараджаева, который различал 1701 звук в пределах одной октавы. Он слышал как звучит каждая вещь, даже молчавший человек. Ему принадлежит нотная запись 317 звуковых спектров самых крупных колоколов московских церквей, соборов и монастырей.
В начале 20-го века в Российской Империи было 39 колоколов-«тысячников», а в 1990-х их осталось всего 5. Малые и средние колокола уничтожены были практически полностью - ВЦИК установил план на заготовку колоколов, что привело к их массовому уничтожению.
Многие колокола разрушались вместе с храмами, многие уничтожали специально - сбрасывая и кроша кувалдами, многие пошли на нужды индустриализации, некоторые были проданы за границу. К тридцатым годам XX века в Москве не осталось ни одного действующего колокола.
Агенты Моспродцветмета, занимавшиеся заготовкой колоколов, потребовали, чтобы псковские власти переплавили на заводе "Красный Выборжец" ряд древнейших колоколов. Среди уничтоженных колокола начала XVI века из Мирожского и Снетогорского монастырей, церкви Климента в Завеличье.
Взято: Тут
0
Комментариев 2