Dailmaran
Женщина -командир танка Т-34 ( 2 фото )
Обойти вниманием женщин, прошедших Великую Отечественную, было бы неправильно. Известны примерно два десятка женщин-танкистов: механиков-водителей, стрелков-радистов, офицеров связи... Но всего несколько окончили танковые училища и стали командирами танков.
Одна из них - Нина Ильинична Бондарь (в замужестве Ширяева). Но начинала она войну лётчицей.
Н.И. Бондарь родилась 15 августа 1922 г. во Владивостоке в семье военного. В 20-е гг. её отец служил в приморье начальником погранзаставы. По пути на новое место службы в Новосибирск он попал в железнодорожную катастрофу и умер в госпитале. Знакомая семья военнослужащих позвала мать переехать на Алтай в город Бийск. Окончила школу в Бийске. С детства стремилась в авиацию, окончила Бийский аэроклуб, освоила самолёт По-2 (он же У-2).
После начала Великой Отечественной Войны (июль 1941 г.) Н.И. Бондарь, по одним данным, добровольцем пришла в Бийский военкомат, а по её собственным словам - была мобилизована, и направлена на переподготовку в Омск. По всей вероятности, переподготовку проходила в Омской военной авиационной школе пилотов, переменный состав которой комплектовался, в том числе, выпускниками Бийского аэроклуба. По окончании обучения была направлена в часть ПВО в Подмосковье (какую конкретно, установить, увы, не удаётся). Во время разведывательного вылета на По-2 получила ранение обеих ног, попала в госпиталь. По заключению врачебной комиссии была признана негодной к службе в авиации.
Когда и где именно Нина Бондарь получила это своё первое ранение - неясно. В наградном листе на первый орден есть указание на её службу на Степном фронте в 1942 г. (что в принципе невозможно, так как Степной фронт был образован 9 июля 1943 г.), а датой первого ранения (лёгкого) указан декабрь 1942 г., в следующих наградных листах даты первого ранения относятся вообще к 1943 г. Возникает вопрос: какова вероятность, что лёгкое ранение в ноги могло привести к признанию негодной к службе в авиации?
В опубликованном интервью с Н.И. Ширяевой даты ранения, отправки в танковое училище и выпуска из него не упоминаются.
После выписки из госпиталя Н.И. Бондарь была отправлена в резерв в Москву. Она наотрез отказалась от предложенных вариантов: поступать в медицинское училище и обучаться на регулировщика. Когда был объявлен набор в танковое училище, группа находившихся в резерве, в том числе Нина Бондарь, написала письмо И. В. Сталину (по другим данным - маршалу К.Е. Ворошилову), приложив к нему список желающих получить направление. В результате Н.И. Бондарь, в числе прочих, была направлена в Саратовское танковое училище. Помогло, вероятно, и то, что по фамилии и инициалам невозможно было определить, что она женщина. В интервью с ней Н.И. Ширяева вспоминала: "Начальник танкового училища сразу не разобрался. В списке написано: Бондарь Н.И. Меня и потом из госпиталя выписывали, писали — Бондарь Николай..."
Согласно информации из интернета, лейтенант Н.И. Бондарь окончила Саратовское танковое училище весной 1942 г. и была направлена командиром танка Т-34 в 237-ю танковую бригаду. Во-первых, возникает вопрос: в каком именно из трёх Саратовских бронетанковых училищ (точнее из двух, потому что 3-е Саратовское БТУ, специализировавшееся по бронетранспортерам и бронемашинам, можно с максимальной степенью вероятности исключить) она проходила обучение. Во-вторых, 237-я танковая бригада была сформирована 28 мая 1943 г.
Таким образом, проследить боевой и служебный путь Нины Бондарь до лета 1943 года в деталях по имеющимся в распоряжении источникам проблематично. Известно, что дальнейший боевой путь лейтенанта Бондарь проходил действительно в рядах 237-й танковой бригады, и с лета 1943 г. она воевала командиром танка Т-34.
Летом 1943 г. 237-я танковая бригада входила в состав 31-го танкового корпуса 1-й танковой армии (генерал-лейтенанта М.Е. Катукова) Воронежского фронта. В ходе Курской битвы 1-я танковая армия участвовала в оборонительном сражении против немецкой танковой группировки, наступавшей на обоянском направлении. Курскую битву Н. Ширяева упоминает в интервью одним лишь названием. Интересно, что в наградных листах значатся полученные ею ранения: лёгкое в мае 1943 г. и тяжёлое в июне 1943 г. Но в это время 237-я тбр не участвовала в активных боевых действиях... Объяснений может быть несколько: ранения получены при авианалёте противника и т.п., или имеет место путаница в делопроизводстве.
За Курской оборонительной операцией последовали Белгородско-Харьковская стратегическая наступательная операция (3 - 23 августа 1943 г.), а затем - Черниговско-Полтавская стратегическая наступательная операция. В последнем, третьем наградном листе на Н.И. Бондарь в период войны (от 4 февраля 1945 г.) указано полученное ею в августе 1943 г. тяжёлое ранение. В двух предыдущих - упоминания нет. 8 сентября 1943 г. 1-я танковая армия была выведена в резерв Ставки ВГК в район г. Сумы.
13 января 1944 г. 237-я танковая бригада в составе 31-го тк прибыла в район северо-восточнее Винницы. В январе - феврале 1944 г. она участвовала в тяжёлых боях в ходе Корсунь-Шевченковской операции. 6 марта 31-й танковый корпус был выведен в резерв 1-го Украинского фронта в район города Изяславль.
Следующим крупным сражением, в котором участвовала Нина Бондарь, была Львовско-Сандомирская операция 13 июля — 29 августа 1944 гг. 31-й танковый корпус действовал в составе 2-й конно-механизированной группы 1-го Украинского фронта. В частности, в июле 1944 г. 237-й тбр довелось вступить в бой с частями 14-й гренадерской дивизии войск СС "Галиция". В ходе боёв в районе Хильчице и Золочева экипаж танка Т-34, которым командовала Н.И. Бондарь, особо отличился, что упоминается в истории 31-го тк:
"Настойчивые попытки противника прорваться из окружения через Хильчице и Золочев успешно пресекались воинами 237-й танковой бригады... В боях отличились танкисты старшего лейтенанта М.П. Орешникова, младших лейтенантов Г.Ф. Кабацуры, А.П. Панова, Я.Ф. Гаркуши, лейтенантов В.Л. Шорникова, М.А. Горячева и Нины Бондарь, единственной в корпусе женщины, командовавшей танком.
— Непросто женщине быть командиром танка, да еще в мужском экипаже, — вспоминает Нина Ильинична. — Помогло письмо к Маршалу Советского Союза Ворошилову. И вот первый бой — и психологическое, и деловое испытание. Подбила танк, уничтожила свыше 30 солдат и офицеров, раздавила 3 автомобиля и тягач с пушкой. Хотелось большего. Но умения еще не хватало".
Обращаем внимание, что Н.И. Бондарь говорит о первом бое. И непонятно, речь идёт именно о бое в конце июля 1944 г. или это, так сказать, "ретроспективная отсылка". В позднем интервью Нина Ильинична вспоминала о боях под Винницей зимой 1944 г., значит, на фронте она была и раньше. Можно обратить внимание на тот факт, что свою первую награду она получила только в сентябре 1944 г., при том, что награждения с осени 1943 г. стали довольно щедрыми. Чтобы пробыть на фронте год, участвовать в боевых операциях и не получить ни одной награды - нужно было быть сильно не "в фаворе" у начальства. Возможно, действительно по тем или иным причинам непосредственное участие в боях она смогла принять только в июле 1944-го... Но как тогда объяснить три (!) ранее полученных ранения? В июле 1944 г., в ходе Львовско-Сандомирской операции, она была легко ранена - если верить документам, уже в четвёртый раз.
В августе 1944 г. 31-й тк вышел к Висле. 13 августа он был переброшен на Сандомирский плацдарм на правом берегу Вислы и вошел в оперативное подчинение 5-й гвардейской армии генерал-лейтенанта А.С. Жадова.15 - 20 августа корпус был втянут в тяжелейшие оборонительные бои на Сандомирском плацдарме.
1 сентября 1944 года 31-му танковому корпусу, отличившемуся в боях при форсировании реки Вислы и удержании сандомирского плацдарма, присвоено почетное наименование «Висленский».
16 сентября 1944 г. 31-й танковый корпус был переброшен с Сандомирского плацдарма в район города Кросно, в предгорья Карпат, и затем задействован в Карпатско-Дуклинской операции.
В ходе боёв 18 - 22 сентября командир танка Т-34 2-го батальона 237-й тбр лейтенант Н.И. Бондарь особенно отличилась. Её танк в составе взвода лейтенанта Фёдорова шёл в разведке. Стремительным броском три танковых экипажа первыми прошли населённые пункты Паствиска, Рудавка-Рымановска, Тарнувка и Шкляр, обеспечив продвижение основных сил бригады. Когда командир роты выбыл из строя, лейтенант Бондарь приняла на себя командование ротой и организовала 4-часовой бой. Несмотря на ранение в правую руку, осталась в строю, пока не поступил приказ вывести весь батальон из боя. Танк Н.И. Бондарь уничтожил 4 орудия, 3 пулемётных точки и до 80 солдат и офицеров противника. За этот подвиг лейтенант Н.И. Бондарь 30 сентября 1944 г. получила свою первую награду - орден Отечественной Войны I степени.
С конца сентября по 20 октября 1944 г. 231-й тк действовал на острие главного удара при прорыве через Дукельский перевал. 20 октября корпус был выведен в резерв фронта. 5 декабря он был возвращён на Сандомирский плацдарм.
12 января 1945 г. советские войска с Сандомирского плацдарма перешли в наступление. Начала разворачивать грандиозная Висло-Одерская операция, частью которой была Сандомирско-Силезская операция (12 января - 3 февраля 1945 г.).
Уже в первые дни операции командир танка 1-й танковой роты 3-го танкового батальона 237-й тбр лейтенант Н.И. Бондарь снова отличилась при прорыве немецкой обороны, в бою за г. Янув и у деревни Рендзяны. Её экипаж уничтожил 4 пушки, 2 автомашины, 5 пулемётных точек, 2 дзота и до 40 солдат противника. При этом её машина была подбита и загорелась, механик-водитель погиб, а сама она была ранена в голову.
14 января 1945 г. Н.И. Бондарь представили к награде. 11 марта 1945 г. она была награждена орденом Красного Знамени.
В дальнейшем лейтенант Бондарь снова проявила себя в боях в районе городов Острув, Гросс-Стрелиц, Гинденбург, а позже - за рекой Одер. Всего за период с 15 января по 7 февраля 1945 года её экипаж записал на свой счёт 3 пушки, два миномёта, склад с боеприпасами, два мотоцикла и другую технику и живую силу противника.
19 февраля 1945 г. Н.И. Бондарь получила орден Отечественной войны II степени.
В марте 1945 г. 31-й тк был передан в состав 4-го Украинского фронта. 8 апреля - 5 мая 1945 г. он участвовал в Моравска-Остравской операции, а затем - в Пражской операции. Лейтенант Н.И. Бондарь закончила войну в Чехословакии.
Весь боевой путь в танковых войсках она проделала командиром танка Т-34. Несколько раз выбиралась из горящей машины. Ранена была, по документам, не менее шести раз.
По словам её дочери, Галины Петровны - участвовала в Параде Победы на Красной Площади, представляла свою бригаду.
В 1946 году Н.И. Бондарь демобилизовалась, жила в Бийске, работала в конструкторском бюро на Бийском котельном заводе. Получила высшее техническое образование в Томске. В 1955 г. вышла замуж за машиниста тепловоза Петра Федоровича Ширяева, фронтовика, с которым познакомилась во время войны на Висле. Сын Владимир Петрович - офицер танковых войск, участник обеих Чеченских кампаний. Дочь Галина Петровна - работала на том же Бийском котельном заводе. Четверо внуков.
Умерла 13 апреля 2013 года и похоронена в Бийске.
Аркадий Гольдин
Взято: Тут
1081