Dolune
Как живут старообрядцы в Бурятии или Кто такие семейские? ( 11 фото )
В Бурятии уже 250 лет процветает уникальная община старообрядцев. Их называют Семейские. Они появились на этой земле не по своей воле. Во второй половине 18 века императрица Екатерина II приняла решение переселить в Сибирь старообрядцев, которые в свое время бежали от преследования в Речь Посполиту. Почти 35000 человек вынуждены были начать новую жизнь в Сибири и Забайкалье. Ссылали целыми семьями, именно поэтому их прозвали в народе «семейскими».
Благодаря полной изоляции и замкнутости религиозных взглядов Семейские сохранили свою древнюю культуру практически в первозданном виде. Мне довелось побывать в двух селах, где живут «семейские» - одно называется Тарбагатай, второе – Десятниково.
Тарбагатай – большое и очень красивое село. Название означает место, где много тарбаганов. Тарбаган – монгольский сурок. Старообрядцы-семейские поселились тут в 1765 году. В 1810 году была построена первая старообрядческая часовня.
В середине XIX века в Тарбагатае жило 900 человек. А к концу 19-го – началу 20 века в селе было уже пять старообрядческих церквей и кафедральный собор.
О семейских говорили, что они «даже камень сделали плодородным». Дисциплинированные, без вредных привычек, трудолюбивые, они некоторое время привыкали к суровой природе, а потом подняли земледелие на очень высокий уровень. Прежде бесплодные места стали называть «житницей Сибири». Отпала необходимость ввозить в Забайкалье хлеб и другие сельскохозяйственные продукты.
Отдельно расскажу про фамилии семейских. По ним можно определить, из какого села родом тот или иной житель. Самые распространенные в Тарбагатае старинные рода Чебуниных, Думновых, Калашниковых, Банновых, Ефимовых, Медведевых; в Десятниково – Матвеевых, Михалёвых, Степановых, Чистяковых Из фамилий, образованных от имён – Родионовы, Борисовы, Николаевы, Емельяновы, Афанасьевы, Тихоновы.
С приходом Советской власти в Тарбагатае и других селениях семейских поменялось немногое. Они продолжали оставаться как бы «сами по себе». Даже одежда у них своя – с украшениями из бисера и янтаря. А дома! Бревенчатые постройки с высоким крыльцом, ярко раскрашенные, с воротами, украшенными изображениями цветов и птиц и резными ставнями.
Александр родился и вырос в Тарбагатае. С отличием отучился на юриста в Улан-Удэ, и вернулся в родное село. Он заведует музеем и очень увлекательно о нем рассказывает.
В селе Тарбагатай есть свой Музей истории и культуры старообрядцев, созданный на основе частной коллекции отца Сергия. В нем более 700 экспонатов - одежда, орудия труда, посуда даже пушечные ядра времен Емельяна Пугачева!
Семейские славятся своей песенной культурой. Их основное отличие – многоголосие, пришедшее из старинного многоголосного церковного распева.
Любят эти места туристы. Турагентства привозят сюда путешественников большими группами, причем, интерес проявляют не только российские гости региона, но и иностранцы. В деревне Десятниково для гостей разработана большая программа с мастер-классами и большой фольклорной составляющей. Тут и обедами кормят, и в печи учат готовить, замуж выдают. Есть в Десятниково традиция выбрать из гостей девушку и молодого человека, нарядить их в колоритные местные костюмы, и отпраздновать шуточную свадьбу. Говорят одна такая импровизированная пара поженилась по-настоящему. Но это уже другая история.
Великий русский поэт Николай Некрасов в своей поэме «Дедушка» дал восторженное описание Тарбагатая в небольшом отрывке, посвященном селу:
«Горсточку русских сослали в страшную глушь за раскол,
Землю да волю им дали; год незаметно прошел –
Едут туда комиссары, глядь – уж деревня стоит,
Риги, сараи, амбары! в кузнице молот стучит…
Вновь через год побывали, новое чудо нашли;
Жители хлеб собирали с прежде бесплодной земли…
Так постепенно в полвека вырос огромный посад –
Воля и труд человека дивные дивы творят!...
…"Где ж та деревня?" - Далеко, имя ей: Тарбагатай.
Страшная глушь, за Байкалом...».
Я попросила жителя Тарбагатая Юрия рассказать о том, как живут семейские в наши дни.
- Все начало меняться в советское время. Истово навязывался атеизм, много стало смешанных браков с приезжими. В экономике с образованием новой России исчезли семейские колхозы-миллионеры, многие жители остались без работы, упала рождаемость, в школах всё меньше учеников, оттого и деревни постепенно пустеют – немало уже пустующих домов, кроме, наверное, райцентра.
НО!
Но кто ищет работу, тот её находит. Многие работают в Улан-Удэ или открывают свои ИП – от торговли до предоставления различных видов бытовых услуг. По последним данным три основных сельхозпроизводителя (фермера) засевают земли и добиваются урожайности уже больше, чем все колхозы в советское время. Есть фермеры, которые выращивают коров, коней, есть свинофермы. При том каждый двор имеет свои огороды, покосы, пашни, выращивают овощи, картофель – для себя и на продажу. Более уверенные в себе и самодостаточные продолжают держать в личном подсобном хозяйстве коров, свиней и другую живность, но уже не в таком количестве, как лет 30-40 назад. Молодежи в сёлах не так много остаётся, немногие после окончания учебных заведений возвращаются в родное село.
Но за один день узнать обо всех особенностях, фактах, вообще о жизни, культуре семейского народа просто невозможно, чтобы всё узнать, здесь нужно пожить…
Будете в Бурятии - обязательно загляните к семейским!
Репортаж был сделан в рамках проекта "Живое наследие"
Взято: Тут
27