Mukinos
Подвиг деда Матвея Кузьмина ( 5 фото )
Сотни тысяч героев внесли неоценимый вклад в освобождение нашей Родины и всего мира от фашистского ига. Имена некоторых так и остались неизвестными. Но были и есть те, чьи имена остались для истории. Одним из таких героев является Матвей Кузьмин. Он не состоял в числе рядовых солдат по своему возрасту. Но, тем не менее, и он внес свой вклад в победу.
В феврале 1942 года немецкая горно-стрелковая дивизия должна была прорвать фронт и продвинуться в тыл Красной Армии на участке между Ленинградом и Псковом. Дело это было для немецкого командования трудновыполнимым из-за отсутствия четких ориентиров и карт местности, из-за труднопроходимых лесов. К тому же жестокие тридцатиградусные морозы сковывали движение, в такие морозы трудно приходилось не только солдатам, но и технике. Успех этой операции некоторые из военачальников немецкой армии ставили под сомнение. Необходимо пройти около шести километров по трудной местности и выйти к деревне Першино. Этот небольшой по протяженности марш-бросок немцам на тот момент времени можно было пройти за два часа, при условии, что они пойдут прямиком.
Командир немецкой колонны решил взять с собой проводника из тех, что жил в этой местности. В качестве проводника он выбрал хозяина избы, в которой был основан штаб немецкого батальона. Капитан, офицер батальона, однажды вечером сказал Матвею Кузьмичу, что он должен провести их самой короткой дорогой, за что будет поощрен деньгами. После некоторого раздумья Матвей Кузьмин согласился. Если бы тот немецкий офицер знал, что задумал старый колхозник Матвей, какую он немецким захватчикам приготовил погибель.
Когда выдался удобный момент, дед Матвей шепнул несколько слов своему внуку Ване, тот тут же собрался, вышел из избы, надел лыжи и помчался в лес. Через некоторое время вышел из колхозной деревушки немецкий батальон во главе с командующим офицером. Впереди колонны шел Матвей Кузьмин. Немецкий батальон, экипированный полным снаряжением, передвигался к намеченной цели вместо положенных двух часов несколько часов подряд. От такого марш-броска солдаты немецкого батальона были явно обессилены. Дед Матвей не повел их прямой дорогой, как обещал, а, введя их в заблуждение, провел немецких солдат обходными путями. Вместо положенных шести километров тем пришлось протопать около двадцати пяти километров.
На опушку леса фашистские оккупанты выйти смогли только под утро. Измученные ночным переходом немецкие солдаты чуть ли не падали с ног. Но вышли они совсем не к деревне Першино, как им было назначено. Вывел их дед Матвей к деревне Малкино, где их уже поджидала засада. Еще с вечера к встрече немецкого батальона горно-стрелковой дивизии были готовы бойцы 31-ой отдельной стрелковой бригады полковника Горбунова. Дед знал, куда надо вести фашистов. Он вел их на место засады, он верил в то, что его внук Ванечка успеет задолго до рассвета добраться до бойцов нашей дивизии, и заранее сказал ему, где следует сделать засаду.
Выйдя на опушку леса, немецкие солдаты во главе с офицером на минуту остановились перевести дух. Тишина в лесу стояла абсолютная, ничто не смело нарушать утреннюю тишину леса. Но тишину вдруг резко нарушил треск советских пулеметов и автоматов. Ошарашенные солдаты немецкого батальона, скованные ночной усталостью и страхом, от неожиданности не сумели даже сообразить о том, что случилось, не то что дать какой-то отпор. В первые же секунды начала обстрела полегло несколько десятков немцев. Некоторые из оставшихся в живых решили повернуть обратно в лес под укрытие деревьев. Огонь из пулеметов с флангов перекрыл им дорогу.
Всего около полутора сотен фашистских солдат полегло в снег у того леса. Около двадцати немцев тут же попытались сдаться в плен. Остальным же, не успевшим сдаться и пытавшимся предпринять попытку отбиваться, выжить не удалось. Всех их скосило огнем пулеметных очередей. Удирающих немцев догоняли советские солдаты, добивая прикладом и штыком. Среди них бежал и Ваня, пытаясь найти своего деда. Бойцы бригады через несколько минут обнаружили тело деда Матвея, отдавшего свою жизнь ради того, чтобы лишить незваных гостей жизни. После того, как начался обстрел, командир немецкого батальона понял, что дед Матвей завел его солдат в тупик, и расстрелял его из своего браунинга. Но тут же и сам был сражен длинной пулеметной очередью, посланной в него советским стрелком.
Псковский «Иван Сусанин», именно так прозвали Матвея Кузьмина, за свой подвиг посмертно был награжден Звездой Героя Советского Союза в мае 1965 года. Он стал самым старшим из тех советских героев, которые были удостоены такой высокой государственной награды. И еще сотни таких «Иванов Сусаниных» противостояли господству фашистской нечисти на территории Советской Родины.
Памятник на «Партизанской»
Взято: Тут
5