Почему отмена «Смерти Сталина» — это куда большее «унижение россиян», чем сам фильм ( 6 фото + 1 видео )

Это интересно

Министерство культуры России отозвало прокатное удостоверение у комедии «Смерть Сталина». Фильм не выйдет в России. Приехали.



Утром мы узнали, что фильм попытаются перенести почти на полгода, чтобы не омрачать годовщину Сталинградской битвы подобным «пасквилем» (и выборы президента заодно), но теперь картину отменили окончательно. Замечу, что тот же комитет комедию уже проверял ранее и прокатное удостоверение выдал. Но, видимо, второе решение — самое правильное.

Глава Общественного совета Юрий Поляков заявил:

«„Смерть Сталина“ не должна демонстрироваться в России из-за признаков идеологической борьбы. Ни один человек не высказался в поддержку этого фильма как художественного, исторического произведения».

И вот последнее меня пугает больше всего.

Картину посмотрели деятели кино, депутаты Госдумы, представители Российского исторического общества, а также члены Общественного совета при Минкультуры — и ни один из них не увидел проблемы в том, чтобы подписаться под «у этого художественного фильма полностью отсутствует художественная ценность»?

«Фильм содержит информацию, которая может быть расценена как экстремистская, направленная на унижение достоинства российского (советского) человека, пропаганду неполноценности человека по признаку его социальной и национальной принадлежности». 21 человек подписал письмо Мединскому после просмотра: дочь маршала Георгия Жукова Эра Жукова, Никита Михалков (а разве не было у него антисталинизма в «Утомленных солнцем 2»?), Владимир Бортко, Юрий Розум, Сергей Мирошниченко и Леонид Верещагин. Им всем нужно сказать спасибо.

Спасибо, что решили все за нас. За то, что оберегаете нас, неразумных и хрупких, от таких страшных вещей, как дурацкий французский комикс восьмилетней давности. Ведь французы очевидно хотели подорвать нашу веру в себя и сорвать выборы! Или американцы, которые это все так вовремя экранизировали. Мировой заговор.


Бог с ним, допустим, комикс, до которого никому не было дела в течение стольких лет, и впрямь адаптировали неспроста. Он направлен на нас, чтобы что-то там подорвать. Но даже если так — неужели столь паническая и топорная силовая реакция не играет на руку злоумышленникам?

Неужели не очевидно, что некая элитная группа, решающая за нас, что наши мозги смогут выдержать и оценить самостоятельно, а что — нет, это и есть «экстремистская деятельность, направленная на унижение достоинства российского (советского) человека, пропаганду неполноценности человека по признаку его социальной и национальной принадлежности»?

Россияне неполноценны, нас надо спасать от нас самих, это совсем не унижает наших интеллектуальных способностей, наше достоинство.

Весь мир посмотрит и будет смеяться над «Жуковым, изображенным придурком», а мы даже не сможем им аргументировано возразить — ведь мы не видели фильм, мы выключены из мирового культурного контекста. Да и правильно, зачем участвовать в глобальной дискуссии, можно запереться в своем информационном микрокосме, написать дерьмом на стене «Все хорошо» и жить спокойно.


Отдельно меня радует вот эта самая «нулевая художественная ценность». Как кто-то, называющий себя деятелем культуры, вообще может позволить себе ляпнуть подобную ахинею? Как она может быть нулевой? Не просто находиться на низком уровне, а отсутствовать напрочь? Даже актерская игра Стива Бушеми и Джейсона Айзекса ничего собой не несет?

И как один человек (или двадцать один) может оценить культурную ценность чего-либо для другого человека — с другими ценностями, интересами и образами, которые найдут отклик в этом произведении?

Вот это как раз крайне нафталиновая советская концепция цензуры, которая не просто способна, а обязана решать все за всех.

Я уверен, что жестко запрещать к выходу в кино имеет смысл только фильмы-агитки для террористических организаций и прочий куда более откровенный экстремизм. Это же — просто комедия, как бы оскорбительно нас там ни изобразили. Мы не сахарные, вполне бы вытерпели. Русских изображают оскорбительно в каждом втором зарубежном фильме, вечно мы бандиты и бескультурные дуболомы, и ничего — не запретили же «Джона Уика», «Сорвиголову» Netflix и тысячи других фильмов и шоу. И мы посмотрели, вздохнули, но не разочаровались в себе и не наложили на себя руки. Жестокости там много, череп там в кадре Сталину вскрывают? Вам напомнить, что мы смотрим в кино? Там людей едят, головами в футбол играют — мы не дети, вы рейтинг поставьте, мы сообразим.

Рекомендацию напишите, предупреждение. Как на сигаретах. Впрочем, критики с этим и сами справятся — предупредят, перечислят детали, о которых стоит знать перед покупкой билета. У нас уже есть система, которая помогает зрителю фильтровать поток фильмов и осознанно принимать решения. Показывали же фильм критикам еще 18 декабря — они бы свою работу выполнили, все бы до людей как есть к премьере донесли. И зачем, спрашивается, пихать между зрителями и критиками еще и машину цензуры? В нее, правда, некоторые журналисты и сами вклиниваются с удовольствием — вы посмотрите, какой одиозный текст написал человек из «Комсомольской правды».

Если фильм и впрямь дрянь — дайте нам решить это для себя и тогда наше возмущение обрушится не на ваш комитет, а на создателей фильма. Если вы так уверены, что они того заслуживают.


Год только начался, а у нас уже отбросили (а потом вернули назад) на пару недель несчастного «Паддингтона 2» и на неделю — «Бегущего в лабиринте», только чтобы дать «Движению вверх» собрать все возможное бабло, а «Скифу» — собрать хоть что-то. Теперь вот — и вовсе отмена проката.

Почему так сложно понять, что столь навязчивые топорные меры лишь усугубляют положение российского кино? «Движение вверх» зрители искренне полюбили, но теперь его образ запятнан грязью — тем, что ему подмаслили дорогу, убрав бедного британского мишку с дороги.

Как повысить статус отечественного кино в глазах россиян, если большая часть этого кино все еще отвратительна, а редким хорошим фильмам приходиться пробиваться через слой недоверия, лишь растущий от напористого, но бездумного и неуважительного продвижения?

«Смерть Сталина» может быть политическим оружием и бездарной поделкой, но в современном мире единственный адекватный вариант развития событий — дать людям увидеть его и высказаться самостоятельно. Запрет — это выражение недоверия и неуважения власти по отношению к народу, снисходительное покровитественное отношение, испытывать которое попросту неприятно. Чего бы ни добивались закинувшие в нас эту гипотетическую бомбу с дерьмом, именно вы размазали его по лицам присутствующих, добавив свой неповторимый штрих.


Запрет какой-то там комедии — вроде бы мелочь, но в этом и проблема. Это «смерть от тысячи порезов» вместо одной страшной раны, но это все равно смерть. Цензура не начнет с того, что запретит в один день Библию, Коран и все учебники по физике, куда эффективнее начать с мелочей, которым никто не захочет придавать значение, и наращивать напор, дать когнитивному диссонансу и самоубеждению сделать свое дело. Ну не стану же я лезть на баррикады из-за такой ерунды. И такой. И такой.

А меж тем отношения между зрителем и кинематографом осложняются и замутняются все больше, где-то посередине застряли владельцы кинотеатров, по которым это все тоже бьет раз за разом.

Мы проглатываем накрученные оценки отечественных лент на «Кинопоиске», миримся с их асфальтоукладческими промо-кампаниями, в которых по всем государственным телеканалам русские картины поливают елеем, нам показывают одни и те же интервью с одними и теми же восторженными зрителями. И мы же принимаем как должное откладывание премьер зарубежных лент в угоду «отечественным продуктам».

Ладно, «Смерть Сталина» массовому зрителю не настолько интересна, но что будет, когда отменят очередных «Мстителей» или новый фильм Нолана? Отменят по надуманной причине, безумной трактовке в духе «Танос — очевидная пародия на Ивана Грозного». А царя очернять нельзя, они все святые! «Вот тогда и поговорим» тут не работает, поздно будет.

Не молчите, высказывайтесь, потому что за вашей реакцией следят. И чем слабее она будет, чем больше мы будем проглатывать, тем скорее последует следующий порез и тем серьезнее он окажется.


Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация