TTF
Даже если ты звезда, веди себя прилично, а то от интернета отключат ( 1 фото )
Как в Китае регулируют интернет-коммерцию, объем которой уже превысил 2 трлн долларов в год
Михаил Морозов
23 сентября на сайте министерства культуры и туризма Китая был опубликован для общественного обсуждения проект постановления о контроле прямых трансляций увеселительных мероприятий в соцсетях. Таких, как концерты, ток-шоу, фестивали, оперы и так далее. Может быть, российскому читателю это покажется странным, но это постановление лишь продолжает политику китайского государства по контролю за интернетом.
Суть постановления в том, что, согласно документу, предлагается транслировать такие мероприятия в прямом эфире, но с задержкой на некоторое время. За это время специальные команды, которые наблюдают за контентом на конкретных интернет-платформах смогут удалить то, что не соответствует законодательству. Как сказано в постановлении, «блокировать «проблемный контент».
Также, согласно предлагаемому регламенту, интернет-платформы обязаны будут подавать заявки на предварительное одобрение в тех случаях, когда в онлайн-шоу участвуют иностранные исполнители. Предварительные разрешения также необходимы для трансляции шоу, проводимых или записанных за пределами материкового Китая.
Обсуждение постановления продолжится до 10 октября, за это время специалисты и общество выскажут свои замечания, предложат свои поправки. Но, скорее всего, документ уже в ближайшее время вступит в силу. Эта инициатива Министерства культуры и туризма еще больше расширит его полномочия по «регулированию источника онлайн-контента», которые вступили в силу 1 января этого года.
Минкультуры и туризма КНР — лишь одно из нескольких китайских правительственных учреждений, которые имеют право регулировать различные сегменты интернет-индустрии страны. А еще в этой сфере работают Администрация киберпространства Китая (CAC) и Национальное управление радио и телевидения (NRTA).
В июне этого года NRTA и Министерство культуры и туризма совместно опубликовали руководство из 18 пунктов, в котором изложены требования по квалификации и поведению блогеров. В этом новом руководстве, которое обязательно к исполнению, также перечислен 31 вариант запрещенного поведения во время сеансов прямой трансляции.
Как считают специалисты, новое постановление Министерства культуры и туризма повлияет на то, как онлайн-концерты будут транслироваться крупнейшими операторами видеоплатформ материкового Китая, включая принадлежащие ByteDance Douyin, Kuaishou Technology и многоцелевое суперприложение WeChat tencent Holdings.
Как известно, в Китае действует целая система мер, позволяющих контролировать интернет. Она включает «Великий брандмауэр», который блокирует данные и цифровые ресурсы с иностранных онлайн-платформ, огромную армию цензоров, обрабатывающих отечественный интернет-контент и систему штрафов для частных и юридических лиц.
Примеры контроля можно найти почти ежедневно, но громкие скандалы случаются нечасто. Например, в июле была заблокирована на полчаса трансляция в прямом эфире международная конференция, которая проводилась на площадке Baidu, крупнейшего китайского интернет-поисковика. А все потому, что мероприятие не было предварительно зарегистрировано китайскими властями.
Как это работает, испытал на себе не так давно один из самых популярных китайских блогеров, «король губных помад» Ли Цзяци (также известен как Остин Ли), который зарабатывает в интернете миллионы долларов и имеет миллионные аудитории. То есть, по китайским понятиям, он является «лидером общественного мнения», «инфлюенсером», человеком, имеющим влияние на аудиторию. Так вот он был заблокирован, «выпал из эфира» и три месяца отдал изучению законов и правил поведения в интернете. Вероятно, цензорам не понравилось, что его июльский стрим демонстрировал торт-мороженое в форме танка. А эта тема очень чувствительна для Китая. Ведь именно в июле (1989 года) произошли трагические события на площади Тяньаньмынь. Спустя три месяца блогера вновь допустили до публики, и он провел прямую трансляцию на платформе Taobao, презентовав товары для дома, нижнее белье и средства по уходу за кожей. Хотя Ли Цзяци не анонсировал стрим, его смотрели более 50 млн китайцев. Большинство товаров были моментально распроданы. Как говорится, ведите себя прилично и будете «в шоколаде».
За последние три года продажи в китайском секторе электронной экономики росли в среднем больше чем на 13% в год, а в 2022-м объем рынка превысит 2 трлн долларов. Этим продажам товаров и услуг способствуют так называемые ванхуны. Так здесь называют популярных блогеров, которые давно обошли по выручке другие каналы продаж. Так, в прошлом году на Дне холостяка тот же Ли Цзяци за 12 часов стрима на платформе Taobao от Alibaba продал товаров почти на 2 млрд долларов.
И этот рынок продолжает стремительно расти, инфлюенсеров становится все больше, требования к ним ужесточаются. И эти требования диктует не рынок, а государство. Причем помимо официальных органов, команд наблюдателей на интернет-платформах, есть еще и так называемые «народные дружинники». Они добровольно отслеживают интернет и «ставят на вид» тем, кто нарушает закон или нормы морали. Причем уровень правовых требований уже настолько высок, что они порой соответствуют нормам морали: например, нельзя распространять слухи.
Китайские блогеры не просто должны быть законопослушными — они и вести себя должны прилично. Например, они не имеют права демонстрировать избыточное количество предметов роскоши и экстравагантный образ жизни, а также публиковать сексуальный контент. Регулируется даже внешний вид инфлюенсеров.
У цензурных ведомств есть черный список знаменитостей. Китайских звезд, проявивших себя недостойно, отправляют в бан и сами бренды и интернет-платформы. Например, так поступили Prada и Remy Martin с популярным китайским артистом Ли Ифэн, за то, что он позволил себе домогательства. За это же был заблокирован и звезда китайских боевиков Крис Ву. А певица Чжэн Шуан была отлучена от публики за уклонение от налогов.
Для блогеров организованы курсы обучения, в которых они могут получить необходимые правовые знания и профессиональные навыки. Главное, что им внушают: нужно уметь правильно оценивать и использовать ту власть, которую они приобретают над аудиторией. Молодежь, подготовленная в соответствии с буквой закона и освоившая правила поведения, вытесняет не вполне дисциплинированных самоучек.
Власти отмечают, что эти меры направлены на создание позитивной и здоровой интернет-среды, которая поддерживает традиционные ценности китайского общества. Вот как об этом, например, говорится в заявлении Китайской ассоциации телевизионных художников: «Мы торжественно призываем деятелей искусства относиться к морали как к домашнему заданию. Независимо от того, каких успехов вы достигли, если вы не будете содержать себя в чистоте, так называемая слава исчезнет, а так называемое будущее будет разрушено».
По оценке специалистов, Китай в настоящее время стал самой продвинутой в мире страной с точки зрения развития социальных сетей и интернет-коммерции. Эта индустрия уже способна диктовать свои правила и порядки всему остальному миру. И эти правила будут куда цивилизованней, чем ныне господствующие нормы так называемого либерального общества.
Об авторе: Михаил Морозов, обозреватель газеты «Труд»
Михаил Морозов
23 сентября на сайте министерства культуры и туризма Китая был опубликован для общественного обсуждения проект постановления о контроле прямых трансляций увеселительных мероприятий в соцсетях. Таких, как концерты, ток-шоу, фестивали, оперы и так далее. Может быть, российскому читателю это покажется странным, но это постановление лишь продолжает политику китайского государства по контролю за интернетом.
Суть постановления в том, что, согласно документу, предлагается транслировать такие мероприятия в прямом эфире, но с задержкой на некоторое время. За это время специальные команды, которые наблюдают за контентом на конкретных интернет-платформах смогут удалить то, что не соответствует законодательству. Как сказано в постановлении, «блокировать «проблемный контент».
Также, согласно предлагаемому регламенту, интернет-платформы обязаны будут подавать заявки на предварительное одобрение в тех случаях, когда в онлайн-шоу участвуют иностранные исполнители. Предварительные разрешения также необходимы для трансляции шоу, проводимых или записанных за пределами материкового Китая.
Обсуждение постановления продолжится до 10 октября, за это время специалисты и общество выскажут свои замечания, предложат свои поправки. Но, скорее всего, документ уже в ближайшее время вступит в силу. Эта инициатива Министерства культуры и туризма еще больше расширит его полномочия по «регулированию источника онлайн-контента», которые вступили в силу 1 января этого года.
Минкультуры и туризма КНР — лишь одно из нескольких китайских правительственных учреждений, которые имеют право регулировать различные сегменты интернет-индустрии страны. А еще в этой сфере работают Администрация киберпространства Китая (CAC) и Национальное управление радио и телевидения (NRTA).
В июне этого года NRTA и Министерство культуры и туризма совместно опубликовали руководство из 18 пунктов, в котором изложены требования по квалификации и поведению блогеров. В этом новом руководстве, которое обязательно к исполнению, также перечислен 31 вариант запрещенного поведения во время сеансов прямой трансляции.
Как считают специалисты, новое постановление Министерства культуры и туризма повлияет на то, как онлайн-концерты будут транслироваться крупнейшими операторами видеоплатформ материкового Китая, включая принадлежащие ByteDance Douyin, Kuaishou Technology и многоцелевое суперприложение WeChat tencent Holdings.
Как известно, в Китае действует целая система мер, позволяющих контролировать интернет. Она включает «Великий брандмауэр», который блокирует данные и цифровые ресурсы с иностранных онлайн-платформ, огромную армию цензоров, обрабатывающих отечественный интернет-контент и систему штрафов для частных и юридических лиц.
Примеры контроля можно найти почти ежедневно, но громкие скандалы случаются нечасто. Например, в июле была заблокирована на полчаса трансляция в прямом эфире международная конференция, которая проводилась на площадке Baidu, крупнейшего китайского интернет-поисковика. А все потому, что мероприятие не было предварительно зарегистрировано китайскими властями.
Как это работает, испытал на себе не так давно один из самых популярных китайских блогеров, «король губных помад» Ли Цзяци (также известен как Остин Ли), который зарабатывает в интернете миллионы долларов и имеет миллионные аудитории. То есть, по китайским понятиям, он является «лидером общественного мнения», «инфлюенсером», человеком, имеющим влияние на аудиторию. Так вот он был заблокирован, «выпал из эфира» и три месяца отдал изучению законов и правил поведения в интернете. Вероятно, цензорам не понравилось, что его июльский стрим демонстрировал торт-мороженое в форме танка. А эта тема очень чувствительна для Китая. Ведь именно в июле (1989 года) произошли трагические события на площади Тяньаньмынь. Спустя три месяца блогера вновь допустили до публики, и он провел прямую трансляцию на платформе Taobao, презентовав товары для дома, нижнее белье и средства по уходу за кожей. Хотя Ли Цзяци не анонсировал стрим, его смотрели более 50 млн китайцев. Большинство товаров были моментально распроданы. Как говорится, ведите себя прилично и будете «в шоколаде».
За последние три года продажи в китайском секторе электронной экономики росли в среднем больше чем на 13% в год, а в 2022-м объем рынка превысит 2 трлн долларов. Этим продажам товаров и услуг способствуют так называемые ванхуны. Так здесь называют популярных блогеров, которые давно обошли по выручке другие каналы продаж. Так, в прошлом году на Дне холостяка тот же Ли Цзяци за 12 часов стрима на платформе Taobao от Alibaba продал товаров почти на 2 млрд долларов.
И этот рынок продолжает стремительно расти, инфлюенсеров становится все больше, требования к ним ужесточаются. И эти требования диктует не рынок, а государство. Причем помимо официальных органов, команд наблюдателей на интернет-платформах, есть еще и так называемые «народные дружинники». Они добровольно отслеживают интернет и «ставят на вид» тем, кто нарушает закон или нормы морали. Причем уровень правовых требований уже настолько высок, что они порой соответствуют нормам морали: например, нельзя распространять слухи.
Китайские блогеры не просто должны быть законопослушными — они и вести себя должны прилично. Например, они не имеют права демонстрировать избыточное количество предметов роскоши и экстравагантный образ жизни, а также публиковать сексуальный контент. Регулируется даже внешний вид инфлюенсеров.
У цензурных ведомств есть черный список знаменитостей. Китайских звезд, проявивших себя недостойно, отправляют в бан и сами бренды и интернет-платформы. Например, так поступили Prada и Remy Martin с популярным китайским артистом Ли Ифэн, за то, что он позволил себе домогательства. За это же был заблокирован и звезда китайских боевиков Крис Ву. А певица Чжэн Шуан была отлучена от публики за уклонение от налогов.
Для блогеров организованы курсы обучения, в которых они могут получить необходимые правовые знания и профессиональные навыки. Главное, что им внушают: нужно уметь правильно оценивать и использовать ту власть, которую они приобретают над аудиторией. Молодежь, подготовленная в соответствии с буквой закона и освоившая правила поведения, вытесняет не вполне дисциплинированных самоучек.
Власти отмечают, что эти меры направлены на создание позитивной и здоровой интернет-среды, которая поддерживает традиционные ценности китайского общества. Вот как об этом, например, говорится в заявлении Китайской ассоциации телевизионных художников: «Мы торжественно призываем деятелей искусства относиться к морали как к домашнему заданию. Независимо от того, каких успехов вы достигли, если вы не будете содержать себя в чистоте, так называемая слава исчезнет, а так называемое будущее будет разрушено».
По оценке специалистов, Китай в настоящее время стал самой продвинутой в мире страной с точки зрения развития социальных сетей и интернет-коммерции. Эта индустрия уже способна диктовать свои правила и порядки всему остальному миру. И эти правила будут куда цивилизованней, чем ныне господствующие нормы так называемого либерального общества.
Об авторе: Михаил Морозов, обозреватель газеты «Труд»
Взято: Тут
1320