«Тыжедевочка»: 5 образов и установок, от которых отказываются женщины ( 5 фото )
- 20.01.2022
- 9 031
Веками женщины были вынуждены играть навязанные обществом роли, и даже сегодня, когда у них появилась возможность выбора, многие продолжают отталкиваться от суждений о том, какими они должны быть и к чему обязаны стремиться. Все же стереотипы сегодня теряют актуальность, на смену им приходят образы, вдохновляющие современных женщин.
Как известно, массовая культура, словно зеркало, отражает общественные изменения. Чтобы выяснить, как меняется образ женщины в медийном пространстве, телеканал TLC провел семиотическое исследование. Проанализировав фильмы, рекламные ролики и публикации в прессе, эксперты выявили 31 код — устойчивый набор знаков и их комбинаций, которые позволяют проследить трансформацию привычных образов.
«Безусловно, стереотипы в отношении женщин все еще сильны и нельзя говорить за всю страну: в Москве одно, за ее пределами — другое. Важно учитывать национальные и религиозные особенности», — считает психолог Лариса Суркова. В целом женщины действительно постепенно становятся более свободными от давления общества и открывают для себя новые возможности в разных сферах жизни. Рассмотрим, как это проявляется в массовой культуре.
СЧАСТЛИВАЯ ЖЕНА
О том, что главное для женщины — удачно выйти замуж, хотя бы раз слышала каждая девочка. Конечно, кому-то хватило критичности мышления, чтобы строить жизнь, основываясь на собственных желаниях и убеждениях, а не на мнении окружающих, но многие выросли и продолжают жить с убеждением, что замужество — главное счастье, а если им не удается вступить в брак до 30 лет, чувствуют себя неудачницами.
Этот стереотип, в свою очередь, породил суждения «Не ешь много, не смейся громко, не будь слишком активной — ты должна быть женственной, ты же девочка», «Не будь слишком умной, ни один мужчина не захочет выглядеть глупее своей женщины», «Будь хрупкой и нежной — мужчины любят быть защитниками», «Будь всегда послушной и терпеливой, им необходимо чувствовать себя главными в отношениях, иначе страдает их самооценка».
Эти посылы продвигает масс-медиа. Реклама часто рисует образ девушки, чьи мысли заняты тем, как быть привлекательной для партнера и заботиться о его комфорте. Такая девушка обожает розовый цвет, не слишком любит думать и довольно неуклюжа, но ее мужчина относится к этому снисходительно. Например, в рекламе пивного бренда домохозяйка льет слезы из-за того, что сожгла обед, и слышит от мужа: «Не волнуйся, дорогая, зато ты не сожгла пиво».
Тренинги по пробуждению женской силы учат тому, что только замужняя женщина может быть по-настоящему счастливой, а значит, важно направить все свои усилия на то, чтобы вдохновлять и поддерживать партнера, создавать для него комфортные психологические и бытовые условия, всегда оставаться женственной и привлекательной и признавать главенство мужа.
Образ робкой, беззащитной, покорной и очень старательной девушки как эталон поведения, который непременно приведет к свадьбе с принцем, прослеживается в таких сериалах, как «Бедная Настя», «Не родись красивой», и в фильме «Золушка.ru».
Есть и другая категория стереотипов, порожденная представлением о браке как о главной мечте любой женщины
Она предполагает более прагматичный подход, который заключается уже не в том, чтобы заполучить принца на белом коне, а в том, чтобы стать «трофейной женой» обеспеченного человека. Но и здесь есть ряд предписаний: «Всегда выгляди безупречно», «Будь интересной собеседницей, но не грузи и не старайся казаться умнее», «Будь великолепна в постели и удовлетворяй все желания и фантазии мужчины», «Будь загадочной и таинственной», «Будь легка в общении, дари мужчине внимание и ласку».
Этим принципам следуют героини картин «Как выйти замуж за миллионера», «Джентльмены предпочитают блондинок», «Сердцеедки», а взять их на вооружение призывают видеотренинги и книги, рассказывающие о том, что нужно сделать, чтобы заполучить обеспеченного мужа.
В обоих случаях во главу угла ставятся интересы и желания мужчины, и женщине предлагается в первую очередь подстраиваться под них. В последнее время представление о замужестве как о высшем счастье для любой женщины ослабевает. Вместо этого СМИ все активнее продвигают образ уверенной в себе женщины, которая ставит перед собой цели вне поля романтических отношений и стремится к ним, невзирая на преграды. Даже если выходит замуж, этот факт не становится решающим критерием ее успешности и счастья.
Кадр из фильма «Сердцеедки».
ИДЕАЛЬНАЯ ДОМОХОЗЯЙКА
Один из вечных образов — хранительница очага. Чаще всего так описывают женщину, полностью реализовавшую себя в роли идеальной домохозяйки, которая посвящает себя заботе о муже (добытчике и главе семьи) и детях, поддерживает безупречный порядок в доме, с удовольствием готовит, всегда ухоженна и в хорошем настроении. Этот образ изображен в романе «Степфордские жены» и одноименной экранизации, в картине «Плезантвиль».
Отечественная вариация образа — хозяйка-супергерой. Ей позволено работать (но не в ущерб быту), не выглядеть на все сто и даже не обладать совсем уж кротким нравом, хотя знать свое место она обязана. Супруг и дети должны чувствовать себя за ней как за каменной стеной. Такая женщина коня на скаку остановит, в горящую избу войдет, как героини сериала «Ольга» и клипа группы «Ленинград» «Не Париж».
Но представление о том, что высшая ее миссия — быть хранительницей очага, теряет популярность. В СМИ прослеживается мысль о том, что муж и дети не единственный способ самореализации, а домашние обязанности вполне можно совместить с работой и увлечениями или перепоручить другим. Вместе с тем популяризуется идея о равном распределении работы по дому и образ мужа-домохозяина.
Кадр из фильма «Степфордские жены».
УДАРНИЦА ТРУДА
Этот образ получил популярность в прошлом веке, когда женщинам открылись многие мужские профессии, а государство стимулировало стремление служить обществу. Речь идет о женщинах-трудоголиках, для которых главное — работа: ради нее они жертвуют личной жизнью, общением с детьми (если они есть), интересами и хобби.
Такими предстают героини ряда фильмов: одинокая карьеристка Люси Хилл из «Замерзшей из Майами», которую поначалу не волнует не только собственная личная жизнь, но и судьбы подчиненных, которым грозит сокращение; журналистка Энди из «Дьявол носит Prada», которая в какой-то момент ставит карьеру выше отношений; следователь Каменская, которая принципиально не хочет заводить детей, чтобы преступники не смогли использовать их для шантажа, и многие другие.
Казалось бы, это полная противоположность хранительнице очага, но между образами есть сходство. Их сближает идея о том, что главное для женщины — служить, неважно, семье или обществу, а на личные интересы она не имеет права.
Впрочем, образ также теряет популярность. В фокусе СМИ оказываются женщины, которые успешно совмещают работу, семью и увлечения, реализуя в первую очередь свои цели и желания и получая удовольствие от жизни. К ним можно отнести таких звездных многодетных мам, как Наталья Водянова, Виктория Бекхэм, Хайди Клум, половину блогеров-женщин в Instagram и героинь фильмов «Я не знаю, как она делает это» и «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту».
Кадр из фильма «Дьявол носит Prada».
LA FEMME FATALE С ГЛЯНЦЕВОЙ ОБЛОЖКИ
Вплоть до недавнего времени популярным оставался образ безупречной красотки — «роковой женщины», которая выглядит идеально в любой ситуации. Она носит стильную одежду, выгодно подчеркивающую ее безупречную фигуру (результат регулярных тренировок в спортивном зале или пластических операций), ее волосы всегда идеально уложены, макияж ярок, а с обувью на высоких каблуках она не расстается даже дома. Предполагается, что мужчины так и вьются вокруг нее, а она умело манипулирует ими, в то время как они об этом даже не подозревают.
Этот образ встречается в фильмах «Роковая красотка», «Звезда», «Завтрак у Тиффани» и картинах с участием Мэрилин Монро. Понятно, что всегда соответствовать ему почти невозможно и весьма утомительно, но визуальная реклама, статьи в глянце и интернете, пособия из разряда «Как стать роковой женщиной» завуалированно и прямо призывали женщин стремиться к этому.
В последнее время медиа отказываются от этого образа в пользу естественности. Ведущие дизайнеры считают, что модно все, что удобно, небрежная прическа и естественный макияж находятся на пике популярности, а однообразные постановочные кадры в Instagram многим порядком наскучили. Популярнее становится эстетика разнообразия и бодипозитив. Быть не такой, как другие, не скрывать шрамы, ожоги, особенности кожи, немодельные размеры и нестандартную внешность сегодня не зазорно. Уникальность приветствуется.
Кадр из фильма «Роковая красотка».
В 60+ — ТОЛЬКО БАБУШКА
Стереотипы и общественные ожидания сопровождают женщин с самого рождения («девочкам — розовое, мальчикам — голубое», «девочкам — куклы, мальчикам — машинки») и до преклонного возраста. Долгое время массовая культура рисовала такой образ «правильной» женщины 50-60+: она печет, заготавливает варенье и разносолы, вяжет или вышивает, ухаживает за внуками, собаками, котами, а в ее доме всегда чисто и аккуратно. Этот образ встречается в сериалах «Лекарство для бабушки», «Сваты» и во многих других.
Но сейчас масс-медиа продвигают другой образ жизни для женщин зрелого возраста, активный и социально значимый. Представительницы этой категории покоряют многие сферы, которые ранее были им недоступны: выходят на подиумы, становятся главными героинями телепрограмм, сериалов, рекламы и статей, занимаются спортом, любимой работой и даже счастливо выходят замуж, подчас и за мужчин намного младше себя. Такими, живущими яркой жизнью, предстают главные героини фильмов «Здравствуйте, меня зовут Дорис», «Гарольд и Мод», «Бабушка на сносях».
Исследование телеканала TLC говорит о постепенном отходе от вышеуказанных стереотипов, в первую очередь в массовой культуре. Масскульт чутко реагирует на малейшие изменения в обществе и отражает их, к тому же влияние обоюдно, многие женщины примеряют на себя те или иные модели поведения, которые популяризуют медиа.
Как известно, массовая культура, словно зеркало, отражает общественные изменения. Чтобы выяснить, как меняется образ женщины в медийном пространстве, телеканал TLC провел семиотическое исследование. Проанализировав фильмы, рекламные ролики и публикации в прессе, эксперты выявили 31 код — устойчивый набор знаков и их комбинаций, которые позволяют проследить трансформацию привычных образов.
«Безусловно, стереотипы в отношении женщин все еще сильны и нельзя говорить за всю страну: в Москве одно, за ее пределами — другое. Важно учитывать национальные и религиозные особенности», — считает психолог Лариса Суркова. В целом женщины действительно постепенно становятся более свободными от давления общества и открывают для себя новые возможности в разных сферах жизни. Рассмотрим, как это проявляется в массовой культуре.
СЧАСТЛИВАЯ ЖЕНА
О том, что главное для женщины — удачно выйти замуж, хотя бы раз слышала каждая девочка. Конечно, кому-то хватило критичности мышления, чтобы строить жизнь, основываясь на собственных желаниях и убеждениях, а не на мнении окружающих, но многие выросли и продолжают жить с убеждением, что замужество — главное счастье, а если им не удается вступить в брак до 30 лет, чувствуют себя неудачницами.
Этот стереотип, в свою очередь, породил суждения «Не ешь много, не смейся громко, не будь слишком активной — ты должна быть женственной, ты же девочка», «Не будь слишком умной, ни один мужчина не захочет выглядеть глупее своей женщины», «Будь хрупкой и нежной — мужчины любят быть защитниками», «Будь всегда послушной и терпеливой, им необходимо чувствовать себя главными в отношениях, иначе страдает их самооценка».
Эти посылы продвигает масс-медиа. Реклама часто рисует образ девушки, чьи мысли заняты тем, как быть привлекательной для партнера и заботиться о его комфорте. Такая девушка обожает розовый цвет, не слишком любит думать и довольно неуклюжа, но ее мужчина относится к этому снисходительно. Например, в рекламе пивного бренда домохозяйка льет слезы из-за того, что сожгла обед, и слышит от мужа: «Не волнуйся, дорогая, зато ты не сожгла пиво».
Тренинги по пробуждению женской силы учат тому, что только замужняя женщина может быть по-настоящему счастливой, а значит, важно направить все свои усилия на то, чтобы вдохновлять и поддерживать партнера, создавать для него комфортные психологические и бытовые условия, всегда оставаться женственной и привлекательной и признавать главенство мужа.
Образ робкой, беззащитной, покорной и очень старательной девушки как эталон поведения, который непременно приведет к свадьбе с принцем, прослеживается в таких сериалах, как «Бедная Настя», «Не родись красивой», и в фильме «Золушка.ru».
Есть и другая категория стереотипов, порожденная представлением о браке как о главной мечте любой женщины
Она предполагает более прагматичный подход, который заключается уже не в том, чтобы заполучить принца на белом коне, а в том, чтобы стать «трофейной женой» обеспеченного человека. Но и здесь есть ряд предписаний: «Всегда выгляди безупречно», «Будь интересной собеседницей, но не грузи и не старайся казаться умнее», «Будь великолепна в постели и удовлетворяй все желания и фантазии мужчины», «Будь загадочной и таинственной», «Будь легка в общении, дари мужчине внимание и ласку».
Этим принципам следуют героини картин «Как выйти замуж за миллионера», «Джентльмены предпочитают блондинок», «Сердцеедки», а взять их на вооружение призывают видеотренинги и книги, рассказывающие о том, что нужно сделать, чтобы заполучить обеспеченного мужа.
В обоих случаях во главу угла ставятся интересы и желания мужчины, и женщине предлагается в первую очередь подстраиваться под них. В последнее время представление о замужестве как о высшем счастье для любой женщины ослабевает. Вместо этого СМИ все активнее продвигают образ уверенной в себе женщины, которая ставит перед собой цели вне поля романтических отношений и стремится к ним, невзирая на преграды. Даже если выходит замуж, этот факт не становится решающим критерием ее успешности и счастья.
Кадр из фильма «Сердцеедки».
ИДЕАЛЬНАЯ ДОМОХОЗЯЙКА
Один из вечных образов — хранительница очага. Чаще всего так описывают женщину, полностью реализовавшую себя в роли идеальной домохозяйки, которая посвящает себя заботе о муже (добытчике и главе семьи) и детях, поддерживает безупречный порядок в доме, с удовольствием готовит, всегда ухоженна и в хорошем настроении. Этот образ изображен в романе «Степфордские жены» и одноименной экранизации, в картине «Плезантвиль».
Отечественная вариация образа — хозяйка-супергерой. Ей позволено работать (но не в ущерб быту), не выглядеть на все сто и даже не обладать совсем уж кротким нравом, хотя знать свое место она обязана. Супруг и дети должны чувствовать себя за ней как за каменной стеной. Такая женщина коня на скаку остановит, в горящую избу войдет, как героини сериала «Ольга» и клипа группы «Ленинград» «Не Париж».
Но представление о том, что высшая ее миссия — быть хранительницей очага, теряет популярность. В СМИ прослеживается мысль о том, что муж и дети не единственный способ самореализации, а домашние обязанности вполне можно совместить с работой и увлечениями или перепоручить другим. Вместе с тем популяризуется идея о равном распределении работы по дому и образ мужа-домохозяина.
Кадр из фильма «Степфордские жены».
УДАРНИЦА ТРУДА
Этот образ получил популярность в прошлом веке, когда женщинам открылись многие мужские профессии, а государство стимулировало стремление служить обществу. Речь идет о женщинах-трудоголиках, для которых главное — работа: ради нее они жертвуют личной жизнью, общением с детьми (если они есть), интересами и хобби.
Такими предстают героини ряда фильмов: одинокая карьеристка Люси Хилл из «Замерзшей из Майами», которую поначалу не волнует не только собственная личная жизнь, но и судьбы подчиненных, которым грозит сокращение; журналистка Энди из «Дьявол носит Prada», которая в какой-то момент ставит карьеру выше отношений; следователь Каменская, которая принципиально не хочет заводить детей, чтобы преступники не смогли использовать их для шантажа, и многие другие.
Казалось бы, это полная противоположность хранительнице очага, но между образами есть сходство. Их сближает идея о том, что главное для женщины — служить, неважно, семье или обществу, а на личные интересы она не имеет права.
Впрочем, образ также теряет популярность. В фокусе СМИ оказываются женщины, которые успешно совмещают работу, семью и увлечения, реализуя в первую очередь свои цели и желания и получая удовольствие от жизни. К ним можно отнести таких звездных многодетных мам, как Наталья Водянова, Виктория Бекхэм, Хайди Клум, половину блогеров-женщин в Instagram и героинь фильмов «Я не знаю, как она делает это» и «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту».
Кадр из фильма «Дьявол носит Prada».
LA FEMME FATALE С ГЛЯНЦЕВОЙ ОБЛОЖКИ
Вплоть до недавнего времени популярным оставался образ безупречной красотки — «роковой женщины», которая выглядит идеально в любой ситуации. Она носит стильную одежду, выгодно подчеркивающую ее безупречную фигуру (результат регулярных тренировок в спортивном зале или пластических операций), ее волосы всегда идеально уложены, макияж ярок, а с обувью на высоких каблуках она не расстается даже дома. Предполагается, что мужчины так и вьются вокруг нее, а она умело манипулирует ими, в то время как они об этом даже не подозревают.
Этот образ встречается в фильмах «Роковая красотка», «Звезда», «Завтрак у Тиффани» и картинах с участием Мэрилин Монро. Понятно, что всегда соответствовать ему почти невозможно и весьма утомительно, но визуальная реклама, статьи в глянце и интернете, пособия из разряда «Как стать роковой женщиной» завуалированно и прямо призывали женщин стремиться к этому.
В последнее время медиа отказываются от этого образа в пользу естественности. Ведущие дизайнеры считают, что модно все, что удобно, небрежная прическа и естественный макияж находятся на пике популярности, а однообразные постановочные кадры в Instagram многим порядком наскучили. Популярнее становится эстетика разнообразия и бодипозитив. Быть не такой, как другие, не скрывать шрамы, ожоги, особенности кожи, немодельные размеры и нестандартную внешность сегодня не зазорно. Уникальность приветствуется.
Кадр из фильма «Роковая красотка».
В 60+ — ТОЛЬКО БАБУШКА
Стереотипы и общественные ожидания сопровождают женщин с самого рождения («девочкам — розовое, мальчикам — голубое», «девочкам — куклы, мальчикам — машинки») и до преклонного возраста. Долгое время массовая культура рисовала такой образ «правильной» женщины 50-60+: она печет, заготавливает варенье и разносолы, вяжет или вышивает, ухаживает за внуками, собаками, котами, а в ее доме всегда чисто и аккуратно. Этот образ встречается в сериалах «Лекарство для бабушки», «Сваты» и во многих других.
Но сейчас масс-медиа продвигают другой образ жизни для женщин зрелого возраста, активный и социально значимый. Представительницы этой категории покоряют многие сферы, которые ранее были им недоступны: выходят на подиумы, становятся главными героинями телепрограмм, сериалов, рекламы и статей, занимаются спортом, любимой работой и даже счастливо выходят замуж, подчас и за мужчин намного младше себя. Такими, живущими яркой жизнью, предстают главные героини фильмов «Здравствуйте, меня зовут Дорис», «Гарольд и Мод», «Бабушка на сносях».
Исследование телеканала TLC говорит о постепенном отходе от вышеуказанных стереотипов, в первую очередь в массовой культуре. Масскульт чутко реагирует на малейшие изменения в обществе и отражает их, к тому же влияние обоюдно, многие женщины примеряют на себя те или иные модели поведения, которые популяризуют медиа.
Материал взят: Тут