Fenrilar
"Четыреста ударов" Франсуа Трюффо. Борьба с "папиным кино" ( 13 фото )
"Четыреста ударов" - фильм, который можно понять, не имея никакого представления о французской новой волне, «Кайе дю синема» , о борьбе с "папиным кино", о триумфе на каннском фестивале, и самое главное, о судьбе самого режиссёра Франсуа Трюффо, человеке, у которого были трудные отношения с матерью, который поздно узнал, что его папа - отчим, а с родным биологическим отцом так и не познакомился. Который плохо учился, убегал из дома, обнаружил задатки бунтаря против несправедливости, что не раз приводило его в стены исправительных заведений для «трудных» подростков. Всё это он пересказал в фильме. Можно не знать про Жана- Пьера Лео (актёра, сыгравшего Антуана Дуанеля), культовой личности прошедший через всю новую волну... Даже человеку, упавшему с луны фильм будет интересен, вызовет сопереживание главному герою- мальчику с непростой судьбой.
.
.
Французская новая волна - фильмы, которые появились на рубеже 50-60 годов и явились результатом вторжения в кинематограф критиков. Режиссёры 50 - х не предполагали, что эта задиристая молодежь создаст картины, которые снимут их " папино кино" с пьедестала. Что было такое "папино кино", с которым воевал Трюффо, сделав героем своей картины 13 - летнего подростка, выступающего против системы? Французское молодое поколение, пришедшее в кино чувствовало некий застой и появилось желание обновить и язык и технику предшественников, использовать новые камеры, выйти из павильонов ("папы"делали кино в искусственных декорациях с искусственным светом, театральными гримасничающими артистами).Однако, бунтуя против одних (Марсель Карне, Клод Отан-Лора) они в то же время восхищались другими "Отцами" кино ( Хичкок, Форд, Хьюстон ).
.
Новая волна началась с журнала «Кайе дю синема» , где писали статьи будущие режиссёры, где был великий Андре Базен, придумавший этот журнал, который в некотором роде, учитель Годара и Трюффо. Они были критики и придумали несколько теорий. Важнейшая из них - "теория авторов". Мир об этом культурном явлении узнал благодаря Трюффо и его фильму "Четыреста ударов". Картина стала сенсацией каннского кинофестиваля в 1959 году, получил там приз за режиссуру, но многие возмущались, что нужно давать золотую пальмовую ветвь!
.
.
Жан - Люк Годар и Франсуа Трюффо - два краеугольных камня новой волны. Они дружили, но не долго. Годар тяготел к всё большему радикализму и после какого-то времени вообще стал снимать кино для революции и самого себя и авангарда. Был ли Трюффо авангардистом? С одной стороны да. Сам технический подход был авангардным (съёмки на улице, использование подвижных, мобильных камер, отказ от декораций, нетеатральная игра актёров). С другой стороны, сам Трюффо говорил, что он антагонист всякому авангардизму, потому что он художник ностальгического склада. Это очень важно в понимании фильма "400 ударов" и остальных серий об Антуане Дуанеля, где он отчасти реконструирует собственную жизнь, погружаясь в прошлое, в то время, как авангардист устремлён в будущее.
.
.
.Заголовок "четыреста ударов"- часть французской идиомы, по смыслу близкой к русскому вариант - 33 несчастья - количество ударов судьбы (и не только), которые получает неудачливый герой.
.
Кажется, что это просто история мальчика Антуана Дуанеля ( его играет 13-летний Жан - Пьер Лео, актер, которого нашёл и сделал известным Трюффо), у него не очень счастливая жизнь, трудные отношения с мамой, ещё более трудные отношения с отчимом, не получается найти общий язык с учителем в школе. Есть только один близкий друг, который так же как и он, бесправный подросток. Дуанель пытается выразить себя, Но у него нет даже своих слов, и в сочинении он использует отрывок из произведения Бальзака (которому ставит свечку в импровизированном домашнем алтаре), за что учитель называет его жалким плагиатором.
.
.
.
Родители отказываются от мальчика за нелепую кражу пишущей машинки, ссылают его подальше в центр отказных подростков, где их содержат почти в тюремном режиме. Во время игры в футбол главный герой сбегает оттуда, убегая на берег расположенного неподалёку моря.
.
Кажется, что это - романтический персонаж, который не такой, как все, бросает вызов обществу, диссидент (как например герой Бельмондо в таком же программном фильме новой волны Годара "На последнем дыхании"). На самом деле это не так. Мальчик с непосредственностью, свойственной ребёнку, пытается всё время встроиться в систему. Он хочет, чтобы мама его любила, учитель хвалил. В сцене, где мать с отчимом ведут его в кино он абсолютно счастлив.
.
.
Мальчик, отражающий режиссёрское альтер эго - человек, который изначально не желает быть в оппозиции (но приходится), хочет нравиться, быть с близкими и т.д. У него вовсе нет цели быть одиноким авангардистом. Когда он поджигает дома штору, то делает это вовсе не из какого-то чувства протеста, а потому, что ставил свечку любимому писателю Бальзаку для успеха в написании злополучного сочинения. Его лучшие намерения оборачиваются смешными, но по факту, печальными последствиями.
.
.
.
В дальнейшем Франсуа Трюффо продолжил историю Антуана Дуанеля еще в нескольких фильмах (жизнь у него более менее выравнивается), отследив его судьбу на разных возрастных этапах – в «Антуане и Колет» (1962), «Украденных поцелуя»х (1968), «Семейном очаге» (1970) и «Сбежавшей любви» (1979). А Жан-Пьер Лео еще дважды появлялся у Трюффо в ролях других героев – в фильмах «Две англичанки и континент «(1971) и «Американская ночь» (1973). Режиссёр найдет приют томлениям Антуана только двадцать лет спустя и только в творчестве: тот закончит свой экранный путь профессиональным прозаиком.
.
.
Разговор о Трюффо и "400 ударах"очень сложен, потому что неизбежно приходится сталкиваться с самой материей кино (настоящее кино - то, которое описать невозможно). Простой пересказ напомнит банальную историю о трудном подростке, снятую на студии имени горького. Как передать сочетание света и тени, музыки и речи. Как описать поэзию кино?
Трюффо нарочно назвал фильм "400 ударов". По - французски это название звучит довольно стёрто, пресно и серо. Кинокритики написали, что режиссёр, который разнёс французскую кинематографию, сам сейчас снимает фильм под каким-то банальным названием. Трюффо свой радикализм давил и гасил в отличии от Годара, который его выпячивал. Трюффо говорил, что кино для него искусство прозаическое и что нужно снимать прекрасное, но как бы ненароком, просто так.
.
.
Кино Трюффо - поэтическое, как бы поэзия в прозе. Оно, конечно, отличается от поэтических фильмов Тарковского и его последователей, не содержит сверхсложных метафор, лишено любования собой в отражении лужи и т д. Зато у него есть образность, которую он создаёт без свойственной Годару претенциозности. Режиссёр способен пронзительно и искренне показать простые, но важные вещи.
.
Весь фильм Трюффо. как бы, рисует великолепный портрет мальчика Антуана Дуанеля и в конце, мы видим лицо этого героя. Он смотрит прямо в камеру, но проникает в душу. Сейчас этот приём кажется избитым, но в 1959 году, когда этот фильм увидели зрители, это было применено второй раз (первый раз - в фильме Бергмана "Лето с Моникой", которого боготворил Трюффо) было мало известно и произвело сильное впечатление. Как Дуанель не гнушался списывать у Бальзака, так и Трюффо "скатывал" у Бергмана, не делая из этого какой-то культурной игры с цитатами и коллажа. Да, все великие воровали и не делали из этого трагедии, но они преображали "воровство" собственным видением.
.
.
...В "400 ударах" очень важна концовка. Дуанель сбегает из приюта. Мы видим героя в его стихии, в естественном состоянии. Это бег. Саму материю кинематографа, как постоянное движение этот фильм замечательно передал. Это основной вид действия в фильме(убегание). И когда это движение останавливается (герой добегает до моря), то этот предел настолько просто и непретенциозно показан, что финал не вырастает в какую-то метафору и второй план. Мы видим растерянного подростка, которому как любому тринадцатилетнему мальчику некуда бежать. По периметру - школа, родители , воспитатели, полиция, он никуда не может деваться.
.
.
Трюффо - пример скромности в кинематографе. Ни один его фильм не идёт три часа, нет в нем бесконечного авторского топтания и необоснованного самоусложнения. Секрет успеха его фильмов в искренности и простоте. Редчайшее качество человека и режиссёра.
Взято: Тут
1203