Как создавались костюмы фильма "Викинг" ( 28 фото )
- 29.07.2021
- 7 990
В 2016 году на экраны вышел самый дорогостоящий фильм российского кинематографа с бюджетом в 1,25 млрд рублей - "Викинг".
Эта была самая первая попытка экранизации событий Х века, ранее фильмов об этом периоде не было, поэтому перед съемочной группой стояла грандиозная и амбициозная задача создания на экране максимально достоверного и художественно правдивого мира далекого прошлого. В том числе и с помощью костюмов.
Рассказывает автор костюмов картины Екатерина Шапкайц
Екатерина Юрьевна Шапкайц
- С чего в таких масштабных проектах начинается работа художника по костюмам?
- Сначала читается сценарий. Потом устраивается еще несколько читок с режиссером и съемочной группой - чтобы точнее понимать замысел, обсудить все нюансы. А дальше уже сбор материала: нужно пообщаться с экспертами, прочитать как можно больше литературы, набрать как можно больше артефактов…
- Режиссер Андрей Кравчук работал над "Викингом" семь лет (2009-2016) На каком этапе подключились?
- В 2012 году, это был предподготовительный этап съемок. Писался сценарий, создавались макеты и чертежи декораций. Но актеры еще не были утверждены. Пробы начались при мне. У нас к этому времени уже был запас костюмов. Примеряли, смотрели, насколько органично кандидаты на роли смотрятся в средневековой одежде. Для нарядов это тоже был своеобразный тест-драйв.
Когда я пришла на картину “Викинг” у режиссера Андрея Кравчука уже было свое видение, как должна выглядеть средневековая реальность, в которой живет главный герой фильма — князь Владимир Святославич, будущий креститель Руси. Это время разрозненности земель, языческих культов и междоусобиц, когда один брат из-за обычаев вынужден мстить другому. При подготовке мы все проговаривали: чем одни племена и народности отличались от других, и постепенно это оформилось в определенные вещи. Например, стало ясно, что у византийцев будет яркий декор, чтобы они выглядели как инопланетяне на фоне викингов, одежда которых цвета земли, коры, песка и жухлой травы.
Ромеи vs викинги
Для каждого героя, для каждой народности, для каждого социального класса был создан свой образ: викинги, печенеги, киевляне, византийцы, воины и мирное население, массовка и центральные персонажи, — каждый образ был продуман до мелочей.
Рогволод, князь полоцкий, и эскиз костюмов половчан (жителей Полоцка)
Эскизы костюма печенега
Печенеги
Эскизы костюмов киевлян и костюмов булгар
Эскизы костюмов загонщиков и костюма кобника (знахаря)
Всего было создано около 2000 костюмов, над которыми трудился целый цех мастеров, в том числе специалисты по меху, коже, металлу и ткачеству. Все рубашки вышивали вручную, а за основу узоров брали только подлинные орнаменты того периода. Образы центральных персонажей создавались индивидуально, причем костюм героя исходил из задач каждой конкретной сцены.
Прорабатывать материал нам помогали исследователь скандинавской и древнерусской филологии Федор Успенский и завкафедрой археологии истфака СПбГУ Евгений Носов. Они консультировали нас с точки зрения истории, но не материальной культуры: осталось мало памятников того времени, а рассказы в летописях можно трактовать по-разному. Это дает простор для фантазии: основа костюма известна, а дальше — действуй, как хочешь.
Была грандиозная командировка по городам России и Европы. Несколько месяцев колесили по историческим музеям, искали подлинники, которые можно взять за образец. Впечатляющая была поездка. Самые богатые археологические коллекции обнаружили в музеях Риги, Хельсинки и Петербурга.
- Все находки с точностью копировали?
- В каких-то случаях просто один в один. В Историческом музее Москвы, например, нашли хорошо сохранившуюся обувь конца десятого века - изготовили такую же. Но творческую свободу никто не ограничивал. Некоторые элементы костюмов придумывали сами. Разумеется, не нарушая историческую правду.
Обувь кожаная. Новгород. Ярославово дворище. X-XV вв ГИМ.
Кроме того, мы изучали фонды Эрмитажа, национального исторического музея в Риге и ездили на раскопки в Новгород.
На археологических раскопках в Новгороде нам показывали кусочки, которые использовались для пошива одежды простого люда. Этот материал называли мешковиной. Хотя это не совсем точно, потому что в составе были еще хлопок и шерсть. Специалисты на фабрике в Орше восстановили ее такой, как в десятом веке. Так что все рубахи для героев сделаны в Беларуси.
Кадр из фильма
- В Беларусь тоже ездили во время съемок…
- Кинематографисты там постоянные и желанные гости. Весь лен для исторических картин закупается на белорусских фабриках. Разнообразие фактур - и тонкие, и грубые, и средние. Выбор огромный и цены приемлемые. Tкани, которые использовались преимущественно на Руси (суровье, мешковина, вигонь), специально для фильма создавали на белорусских ткацких фабриках.
У подмосковной фабрики брали шерсть, кусочки византийских реплик я привозила из Италии, а простые ткани — из Китая и Индии.
Над доспехами и оружием трудились опытные мастера. Тяжелые доспехи из бычьей кожи для главных героев — дело рук непревзойденного белорусского мастера Олега Седловского.
Кадр из фильма
Доспехи подгоняли точно по фигуре актеров. Даниле Козловскому, который похудел за время съемок, доспех пришлось переделывать.
Доспехи
Игорь Петренко (Варяжко, дружинник князя Ярополка) : “Доспех с одной стороны сковывал, с другой — давал ощущение эпохи, мощный энергетический заряд”.
Варяжко, дружинник князя Ярополка
Мечи, топоры и кинжалы для главных героев создавались по индивидуальному дизайну и ковались по старой технологии. Каждый меч весил около 2-3 кг. Для массовки и всадников в Китае заказали несколько сотен облегченных мечей. Первая партия получилась очень ломкой, это учли и исправили.
Всю одежду, оружие, доспехи и предметы быта уже на съемочной площадке доводили до идеального “пожившего” состояния белорусские мастера — братья Юрий и Дмитрий Седловские под руководством отца, Олега Седловского. Они красили, скоблили, замачивали, прочищали, полировали, выпиливали, прожигали и совершали еще десятки иногда очень затейливых манипуляций, чтобы каждая вещь — будь то чарка или упряжь — "задышала" в кадре, а не производила впечатление музейного экспоната.
- Все-таки какие детали - плод воображения, а не копия артефактов?
- У главных героев и одежды, и украшения в точности повторяют музейные экспонаты. Состав мужского костюма был одним и тем же - нижняя рубаха, верхняя рубаха, штаны, плащ, иногда шкура. Ничего нового не придумаешь. Кольчуги у нас точь-в-точь, как в десятом веке. Массовочные шлемы викингов - копии тех, что были найдены на раскопках в Норвегии.
Фантазия подключалась, когда историю невозможно было восстановить. Например, в ситуации с доспехами, потому что сохранились лишь отдельные бляшки. Консультанты фильма не возражали: “Придумывайте! Ведь нет никаких доказательств, что этого не было”.
Кадр из фильма
Одна из самых зрелищных сцен - славянский обряд на языческом капище
Ритуальные маски, эскиз. Во время съемок сцены.
Языческое капище, кадр из фильма. Маски кобников (знахарей), эскиз
- С “Викингом” все-таки сложностей хлебнули - исторических героев одеть куда сложнее, чем современников.
- Одежда не просто футляр. Художник по костюмам создает психологический портрет человека. Исторические фильмы - игра с погружением в другую эпоху, о которой до этого ничего не знал. Поэтому задача сложнее: надо учитывать и психологическое состояние персонажа, и социальный статус, и эпоху, и даже время года.
Проблем выше крыши, но и удовольствия от работы получаешь больше.
Когда актеру подходит костюм, значит, кастинг прошел идеально и нет пропасти между ним и персонажем. Александра Бортич, наша Рогнеда (жена князя), она такая спортивная, резкая, юная — пытается надеть сразу все и лучшее. Поэтому во время сцены сватовства мы выбрали для нее костюм с мехом рыси, который смотрится нарочито нелепо, а когда она вынуждена выйти замуж, на ней серебряные вериги: с одной стороны, это украшение, а с другой — напоминает о кандалах.
Рогнеда Рогволодовна, княжна полоцкая, жена Владимира Святославича
Данила Козловский, сыгравший князя Владимира, также подошел для роли идеально. Он с такой радостью и интересом во время примерок рассматривал ремешки и прочий декор на костюмах — очень приятно, когда твою работу ценят.
- Обычно после премьеры исторических лент возникают дискуссии: один герой не так одет, у героини прическа из другого века…
- На критику, честно говоря, не обращаю внимания. Всегда найдутся люди, которых хлебом не корми, дай поругать. Причем заметила: обычно критикуют не костюмы, а их уместность в определенной ситуации.
Мы наряды шили, опираясь на исторические факты и советы консультантов - историков, филологов. Другое дело, что могут быть разночтения: когда и среди ученых нет единой позиции на события прошлого.
- Очень бросилась в глаза сцена, где княжна Ирина, которую играет Светлана Ходченкова, идет по средневековому Киеву среди грубо сколоченных деревянных изб, а ее голова покрыта прозрачным синим платком. Красиво, конечно, но разве в те времена на Руси были такие роскошества?
Ирина
- Ирина была гречанкой. Согласно христианской традиции, у замужних женщин на голове обязательно должен быть платок или, если выражаться точнее, покров - это знак кротости и послушания.
А такие ткани и цвета действительно существовали со времен Древней Греции - еще в античности белые наряды почти не носили. Все тоги красили.
Другое дело, что на Руси в Средневековье натуральные красители (например, кору дуба или свеклу) использовали только для дорогих одежд. Бедняки себе этого позволить не могли.
- У Светланы Ходченковой в фильме много нарядов…
- ... и каждый символизирует состояние героини. Впервые Ирина появляется на экране в синем платье - цвета, характерного для Византии. Заметьте, в «Викинге» больше нет героев, которые носят одежду такого тона. Сразу понятно, что Ирина - особенная, не такая, как все.
Потом мы видим героиню в зеленом платье - с золотом и вышивкой, которые, с одной стороны, отражают византийскую культуру. С другой стороны, это намек: Ирина уже интересуется Владимиром и стремится красиво нарядиться, чтобы понравиться ему.
Темно-бордовое платье - это ее прощальный княжеский наряд, дальше начинается совсем другая жизнь.
Ну и в конце - коричнево-лиловая монашеская одежда, с минимумом украшений, символизирует ее отрешение от всего мирского. Зрителю в этих сценах должны запомниться только ее глаза.
В фильме у главных героев нет ни одного необоснованного переодевания. Новый этап сюжета — новый костюм, психологическая перемена в герое — новый костюм. Это дает некую подсказку зрителю, формирует в его глазах образ героя. Как герой проходит свой путь, так и меняется его костюм.
Каждая деталь в костюмах центральных персонажей выполняет свою психологическую функцию: кожух Владимира из овчины, с которым он не расстается, символизирует его мужественную и неприхотливую натуру, царственный рысий мех Рогнеды, в котором она тонет, — неокрепшую женственность, аскетичность костюма Свенельда — жесткость, которая растет в нем от сцены к сцене
Свенельд, воевода Великого князя Святослава Игоревича
Одним из удачных “открытий” стала шапочка-подшлемник Варяжко. Игорю Петренко очень понравилась эта живая, трогательная деталь.
Варяжко, дружинник князя Ярополка
Данила Козловский: “Костюмы давали абсолютное ощущение аутентичности на уровне каждой детали — от выбора ткани до узоров или отдельного элемента!”
Князь Владимир
Украшения, как и предметы одежды, создавались для съемок вручную. Несколько антикварных аксессуаров было привезено из Индии.
Эскиз костюма Рогнеды, полооцкая княжна Рогнеда Рогволодовна в платье с украшениями
При изготовлении украшений вдохновлялись антикварными драгоценностями и музейными экспонатами, порой создавая их точные искусные копии с золочением, серебрением и эмалью.
- Много приходилось перешивать на ходу?
- Значительных переделок не было. Много сил бросили на то, чтобы одежду реставрировать. В кино так всегда: одну сцену снимаем под проливным дождем, другую - под палящим солнцем. Очень быстро одежда теряет первоначальный вид. В “Викинге” снимались несколько сотен героев - только и успевали латать. Еще постоянно какие-то детали вроде шапок, поясов, варежек терялись. Приходилось шить новые.
- Актеры могут что-то советовать художнику?
- Им же в наших костюмах работать! Представьте, человек пришел на съемки, оделся и двенадцать часов играет на морозе. Все пожелания учитываются. В работе над другими лентами случались необоснованные просьбы: “Хочу голубое платье - оно так подходит к цвету моих глаз”. В этот раз ничего похожего не было.
Про фильм "Викинг" неоднократно говорилось, что такого масштабного проекта российский кинематограф не помнит со времен фильма "Андрей Рублев".
Параллели с "Андреем Рублевым" просто бьют по глазам. Грязная, лапотная, мрачная, страшная, жестокая Русь, показанная к тому же не как художественный образ, а как реконструкторство (сделаем так документально, как только сможем), главный герой ищет путь к Богу, а последняя сцена из серии "да будет свет в этом мраке" - это крещение народа в реке. Черно-белое только на цветное не поменяли, зато сцену крещения сделали очень солнечной. Разница с "Андреем Рублевым" тоже просто бьет по глазам. Фальшивостью образов
Впрочем, пост о костюмах. Костюмы сделаны на отлично
Материал взят: Тут