sergkyrios
"Молчи, не поднимай панику!": Тысячи человек едва не погибли из-за жадности чиновников ( 5 фото )
Panoramic/ZUMAPRESS.com/Globallookpress
Маргарита Меньшикова
Поклонники футбола знают, что 5 мая во Франции – это день, когда игры не проводятся. Так повелось с 1992 года как дань памяти жертв крупной техногенной катастрофы – обрушения стадиона на острове Корсика. К трагедии привела халатность: сначала чиновники хотели заработать, а после не давали вывести людей. "Молчи, не поднимай панику!" – услышал один из рабочих, первый начавший бить тревогу.
Исключение из этого правила было сделано только в 2019 году, когда в "запретный" день провели сразу четыре матча, что вызвало возмущение в стране. После чего был выдвинут законопроект об узаконивании запрета на футбольные матчи 5 мая.
Ещё в начале 2000-х Федерация футбола Франции запретила проведение футбольных матчей в начале мая. Соответствующее обращение в федерацию тогда подала футбольная ассоциация Корсики, под прошением подписалось около 40 тысяч (!) человек. Таким образом корсиканцы хотели увековечить память жертв катастрофы, случившейся на их острове в 1992 году. Тогда произошло обрушение местного стадиона "Арман Сезари", унёсшее жизни 18 человек, ранено было более 2300 зрителей.
Конечно, массовые трагедии, связанные со спортом, случались и раньше. Но на их фоне происшествие на "Арман Сезари" выделяется значительно, ведь причиной ЧП была не случайность или роковое стечение обстоятельств, а банальные жадность и, пожалуй, откровенная человеческая глупость. Разумеется, речь идёт не о жертвах катастрофы, а о тех, из-за кого стадион рухнул, ведь расследование показало, что именно людская халатность при возведении временных трибун привела к катастрофе.
Готовились к "денежному" празднику
Итак, весной 1992 года местная команда "Бастия" в рамках полуфинала Кубка Франции предвкушала встречу с одной из самых именитых на то время команд, также французским клубом "Марсель" (который был известен уже во всей Европе). Событие было без преувеличения знаковым для всей страны, поскольку "Бастия" была командой молодой, но неожиданно показавшей себя в ходе соревнований как крайне перспективная. Поэтому футбольные фанаты с волнением ждали развязки матча и толпой должны были валить на трибуны. Интрига была нешуточной: кто победит в сражении на поле, молодые и нахрапистые "бастийцы" или опытные, знаменитые "марсельцы"?..
То, что на предстоящем противостоянии можно, как говорится, срубить бабла, понимали и руководители команды "Бастия". Как позже писали французские СМИ, особенно хорошо понимал это президент "Бастии" Жан-Франсуа Филиппи.
Он видел, что ажиотаж вокруг матча невероятный. Но домашний стадион корсиканской команды был совсем небольшим: "Арман Сезари" вмещал всего 10 тысяч зрителей. Тогда Филиппи и другие руководители посовещались и приняли, как им казалось, гениальное решение: за невероятно короткие сроки расширить стадион, фактически построив на его месте новый, гораздо вместительнее. Обновлённый "Арман Сезари" должен был принять почти в два раза больше болельщиков – там планировалось сделать уже 18 тысяч мест.
Построить за неделю
Таким образом, в срочном порядке в городке Фуриани, где и расположен стадион, закипели строительные работы.
На "Арман Сезари" возводили дополнительные трибуны. При этом на большинство работ по реконструкции и снесению части трибун не было времени, так что руководство просто решило их не согласовывать с местными контролирующими органами!..
Естественно, всё это было возможно только при активном попустительстве местных городских властей.
Работами занималась строительная компания Sud Tribunes, больше никто не рискнул браться за возведение новой трибуны, тем более на несколько тысяч мест, всего за неделю до начала матча. Как выяснилось уже позже, ценой скорости были вопиющие нарушения и зачастую полное игнорирование элементарных правил безопасности при работах.
О зрителях думать было, очевидно, некогда, ведь впереди маячили огромные деньги.
А пока новые трибуны возводились, билеты на предстоящий матч расходились как горячие пирожки. Болельщиков не останавливало даже то, что цены были задраны в десятки раз по сравнению с обычными. Руководство команды "Бастия" предвкушало неслыханные доселе барыши… И плевать, что за сутки до матча одна из временных трибун всё ещё не была достроена. Её заканчивали в авральном режиме. Естественно, на качество работ уже окончательно плюнули – главное, чтобы 15-метровая конструкция была готова хотя бы номинально.
Стадион действует и сегодня. Но, безусловно, без диких нарушений правил безопасности, выявленных после катастрофы. Фото: Panoramic ZUMAPRESS.com/Globallookpress
Вниз – с высоты пятиэтажного дома
И вот наконец день матча. Предвкушающие интересное зрелище болельщики заранее валят на трибуны огромной толпой. До начала игры ещё немало времени, а на местах уже сидят тысячи людей.
В это время один из служащих стадиона замечает, что вся трибуна буквально начала ходить ходуном под такой нагрузкой. Обеспокоенный служащий докладывает об этом руководству, но ему… советуют: "Молчи, не поднимай панику на пустом месте!"
За час до начала матча на одного из зрителей падает металлическая труба, вывалившаяся из конструкции стадиона из-за вибрации (как раз оттого, что тот ходит ходуном). Несмотря на то что человек травмирован, руководство команды – хозяйки стадиона и не думает беспокоиться о безопасности остальных болельщиков. Ограничиваются тем, что по громкой связи и по радио фанатов просят сидеть на своих местах спокойно, не прыгать, не производить лишних движений и прочее. Это на футболе-то, перед обещающим быть горячим матчем!..
До самого матча, впрочем, дело в итоге так и не дошло. За полчаса до его начала и случилось страшное:
Злополучная трибуна, возведённая наспех, всё-таки не выдержала и просто сложилось со страшным грохотом, подобно бумажному карточному домику. Ужасную картину наблюдали в том числе зрители телетрансляции, которая велась с Корсики в тот день.
Вместо праздника – трагедия. А всё потому, что чиновники и бизнесмены хотели больше заработать. Фото: Panoramic ZUMAPRESS.com/Globallookpress
Тысячи людей летели вместе с металлическими конструкциями с огромной высоты (на минуточку, 15 метров – это высота стандартной советской пятиэтажки). Несчастные болельщики приземлялись на обломки металлических реек и труб, погибая и калечась.
В тот день на месте происшествия скончалось 18 человек, более 2,3 тысячи было госпитализировано с травмами разной степени тяжести.
Ситуация осложнялась тем, что к стадиону вела только одна дорога, так что машинам скорой помощи было нелегко пробиться через неё для своевременного оказания помощи пострадавшим. В общем, вместо праздника в городе царили ужас и хаос.
Поскольку больницы города не были рассчитаны на такое количество пострадавших, на место происшествия была направлена санавиация. Вертолёты развозили раненых по клиникам Марселя и Ниццы. По оценкам французских экспертов, если бы не это, погибших было бы гораздо больше. Жизни десяткам людей спас и пункт переливания крови, в экстренном порядке организованный в корсиканском городе-порте Аяччо.
Бодрое расследование и невнятный суд
Случившееся на Корсике потрясло не только всю Францию – весь мир. Кадры прямой трансляции, запечатлевшие техногенную катастрофу, облетели практически все страны. Естественно, такой широкий резонанс требовал быстрого и эффективного расследования.
И французские следователи рьяно взялись за дело. Они весьма споро начали оглашать шокирующие факты: наконец-то было обращено внимание на то, в каких условиях и в какие сроки возводилась та самая рухнувшая трибуна.
Выяснилось, что строительная компания, разработавшая проект строительства трибуны, каким-то образом сумела получить его одобрение от местных властей вообще без процедуры даже формального рассмотрения. При самих строительных работах не проводили вообще никаких экспертиз – дескать, и так сойдёт.
Сама постройка была возведена с грубейшими нарушениями: под ней даже не удосужились выровнять асфальт; металлические конструкции между собой кое-где скреплялись щепками и гвоздями (!); часть трибуны вообще стояла на самых обычных строительных лесах… В общем, если бы всё это в итоге не рухнуло при малейшей нагрузке, это было бы просто чудом, но его, увы, не случилось.
При этом в Федерации футбола Франции (эта организация, собственно, и должна была контролировать условия, в которых будет проведён матч, в том числе безопасность стадиона) попытались сразу уйти от ответственности. Уже на следующий день после трагедии глава федерации Жан-Фурнье Файяр заявил журналистам: дескать, никто не понимает, почему случилась катастрофа, ведь все необходимые меры для обеспечения безопасности болельщиков были предприняты. И вообще, речь будто бы идёт о "несчастном случае", а не о чьей-то халатности.
Как позже с негодованием констатировала французская пресса, расследование, начавшееся так бодро, в итоге обернулось возмутительным фарсом – как, впрочем, и последовавший за ним судебный процесс.
Сама постройка была возведена с грубейшими нарушениями: под ней даже не удосужились выровнять асфальт. Фото: Panoramic ZUMAPRESS.com/Globallookpress
В январе 1993 года следствие предъявило обвинение 18 фигурантам, имевшим отношение к трагедии на стадионе "Арман Сезари". Но вскоре число обвиняемых судебным решением уменьшилось до 13: из потенциальных виновников выбыли, к примеру, мэр города Фуриани (по данным прессы, именно он санкционировал строительство с нарушениями на многих его этапах) и тот самый глава Футбольной федерации Франции Файяр.
Кстати, накануне первого заседания по громкому делу президент "Бастии" Филиппи, которого не без оснований считали одним из главных виновников крушения стадиона, покончил с собой.
Процесс стартовал со скандала. Здание суда было оцеплено: на охрану выделили более четырёх сотен жандармов. Дело в том, что родственники и друзья погибших и пострадавших (многие из которых на всю жизнь остались инвалидами) жаждали совершить самосуд, не веря в справедливое наказание для подсудимых. К сожалению, их пессимистичные прогнозы оправдались.
Так, инженер Жан-Мари Буамон, который разрабатывал проект рухнувшей трибуны, а также вице-президент "Бастии" Мишель Лоренци получили всего по 2 года заключения. И это было самое строгое наказание. Ещё шестеро получили ещё меньше, а четверых подсудимых вообще оправдали. Вердикт вызвал во французском обществе волну негодования, да что проку?
Последствия трагедии
Корсиканская катастрофа на стадионе оказалась в своём роде переломной не только для тех, чьи судьбы она затронула непосредственно. Страшное ЧП заставило внести серьёзные исправления в правила проведения футбольных матчей в принципе. Так, ФИФА и УЕФА именно с того времени ввели строгое табу на возведение временных трибун любого типа перед матчами.
В 1992 году футбольный Кубок Франции был закончен 5 мая. После трагедии продолжение соревнований казалось (скажем честно, не без оснований) кощунственным. Этот турнир так и остался в истории футбола неоконченным.
Что касается стадиона "Арман Сезари", то он является действующим до сих пор. После трагедии его много лет реконструировали, на данный момент вместимость стадиона составляет порядка 16 тысяч болельщиков.
Рядом с ареной "Арман Сезари" в память о жертвах той трагедии ещё в 1994 году был установлен памятник в виде креста. В последующие годы на пожертвования неравнодушных добавились три стелы. Ежегодно там проводится траурная месса в память о погибших.
Стала ли трагедия уроком? Хочется верить... Фото: Panoramic ZUMAPRESS.com/Globallookpress
Взято: Тут
1481