Kizuru
Сетевая масса неспособна противостоять власти в офлайне ( 2 фото )
Страстное желание члена сетевой массы, сетевого зернышка, сокрушить противника, возмутиться, протестовать, начинает рассасываться сразу за дверью квартиры и донести его до площади не удается в принципе, считает Борис Якеменко
Мы сегодня наблюдаем новое рождение массы. Цифровой массы. Интернет идеальное место, где можно создать массу. Причем массу очень интересного свойства. Каждый член массы сознает себя в единстве с такими же как он, но при этом, не имея с остальными физического контакта, он чувствует возрастающее одиночество. Масса составляется из одиночеств. Возникает своеобразное квазихристианское анахоретство, когда, уходя из реального мира, человек становится одиноким для него, но не одиноким по сути – рядом с ним теперь всегда Сеть, как раньше Бог. Если раньше аскеты, анахореты и затворники были примером отношения к жизни, то теперь таким примером является человек, умеющий жить и зарабатывать в сети, не выходя на улицу, из любого места. Тот самый исихастский «одинокий в толпе» человек, остающийся один на один с собой и Богом даже в многолюдном сборище, возвращается в обиход.
Люди, едущие в место, идущие по улице с телефонами в руках, с наушниками – они не с нами, они с сетью. Причем раньше человека в толпе найти еще было можно. Сегодня человека в сети не найти. У человека в сети, в отличие от человека в толпе, нет лица, имени, возраста, физических данных, он может быть одновременно в разных местах. Сетевая масса – это новый тип массы, не понижающий индивидуальность, как у Фрейда, а стирающий любые черты, оставляющий вместо человека набор цифр, которые нужно всего лишь переставить местами, чтобы убить одного и получить другого человека.
Причем порядок цифр не важен. Многие наверняка замечали, что можно набрать в поисковике любое сочетание слов или даже букв и почти всегда окажется, что это уже было, это что-то для кого-то значит. То есть пустоты нет, все заполнено, как вселенная излучением, невидимой цифровой материей, которая состоит из чего угодно. Поэтому, например, на акциях протеста есть странный, несочетаемый набор слов и действий. «Против цензуры» (против цензуры вообще выступать невозможно, ибо любое понятие требует конкретизации), проклятия в никуда, коррупция, концерт. Каждый отдельный элемент абсолютно несочетаем с другими и может существовать в отдельности, но все они, взятые вместе, составляют структуру, которая не способна работать по определению. Тем не менее масса вполне удовлетворена и в этом интересный феномен массового сетевого сознания.
Искусственный интеллект может привести к жесточайшему тоталитаризму в истории – ХарариЦифровая диктатура уже становится реальностью, считает израильский историк
Тут интересно еще одно обстоятельство. Нежизнеспособность сетевой массы при выходе в офлайн. Две реальности – сетевая и офлайновая, коммутируются по тем самым отдельным элементам, указанным выше, но все вместе, составляющее в сети странную, но жизнеспособную картину, оказывается совершенно ни на что не способно при перенесении на улицу. На площади оказывается сборище сетевых анахоретов, которые не составляют единства, даже на площади, в непосредственной близости друг от друга общаются через сеть и, по большому счету, теряются в реальных пространствах (не случайно очень многие сетевые деятели возражали против широченных тротуаров, возникших в ходе реконструкции улиц Москвы – их пугает пространство, они не в состоянии занять его собой). Возникает аналогия с буддийской «кучей зерна», которую видишь, но не можешь взять в руки – в ладонях всегда остаются только отдельные зерна. Страстное желание члена сетевой массы, сетевого зернышка, сокрушить противника, возмутиться, протестовать, начинает рассасываться сразу за дверью квартиры и донести его до площади не удается в принципе. Эта масса пугает власти тем, что не очень понятно, как ей управлять, но при этом видно, что она почти полностью безопасна.
Это информация к размышлению над новым виртуально-социальным феноменом. Можно опереться на Фрейда и Гассета в попытке понимания психологии прежних масс, но нынешняя масса ждет своего персонального исследователя.
Борис Якеменко – историк, доцент кафедры истории России Российского университета дружбы народов
Мы сегодня наблюдаем новое рождение массы. Цифровой массы. Интернет идеальное место, где можно создать массу. Причем массу очень интересного свойства. Каждый член массы сознает себя в единстве с такими же как он, но при этом, не имея с остальными физического контакта, он чувствует возрастающее одиночество. Масса составляется из одиночеств. Возникает своеобразное квазихристианское анахоретство, когда, уходя из реального мира, человек становится одиноким для него, но не одиноким по сути – рядом с ним теперь всегда Сеть, как раньше Бог. Если раньше аскеты, анахореты и затворники были примером отношения к жизни, то теперь таким примером является человек, умеющий жить и зарабатывать в сети, не выходя на улицу, из любого места. Тот самый исихастский «одинокий в толпе» человек, остающийся один на один с собой и Богом даже в многолюдном сборище, возвращается в обиход.
Люди, едущие в место, идущие по улице с телефонами в руках, с наушниками – они не с нами, они с сетью. Причем раньше человека в толпе найти еще было можно. Сегодня человека в сети не найти. У человека в сети, в отличие от человека в толпе, нет лица, имени, возраста, физических данных, он может быть одновременно в разных местах. Сетевая масса – это новый тип массы, не понижающий индивидуальность, как у Фрейда, а стирающий любые черты, оставляющий вместо человека набор цифр, которые нужно всего лишь переставить местами, чтобы убить одного и получить другого человека.
Причем порядок цифр не важен. Многие наверняка замечали, что можно набрать в поисковике любое сочетание слов или даже букв и почти всегда окажется, что это уже было, это что-то для кого-то значит. То есть пустоты нет, все заполнено, как вселенная излучением, невидимой цифровой материей, которая состоит из чего угодно. Поэтому, например, на акциях протеста есть странный, несочетаемый набор слов и действий. «Против цензуры» (против цензуры вообще выступать невозможно, ибо любое понятие требует конкретизации), проклятия в никуда, коррупция, концерт. Каждый отдельный элемент абсолютно несочетаем с другими и может существовать в отдельности, но все они, взятые вместе, составляют структуру, которая не способна работать по определению. Тем не менее масса вполне удовлетворена и в этом интересный феномен массового сетевого сознания.
Искусственный интеллект может привести к жесточайшему тоталитаризму в истории – ХарариЦифровая диктатура уже становится реальностью, считает израильский историк
Тут интересно еще одно обстоятельство. Нежизнеспособность сетевой массы при выходе в офлайн. Две реальности – сетевая и офлайновая, коммутируются по тем самым отдельным элементам, указанным выше, но все вместе, составляющее в сети странную, но жизнеспособную картину, оказывается совершенно ни на что не способно при перенесении на улицу. На площади оказывается сборище сетевых анахоретов, которые не составляют единства, даже на площади, в непосредственной близости друг от друга общаются через сеть и, по большому счету, теряются в реальных пространствах (не случайно очень многие сетевые деятели возражали против широченных тротуаров, возникших в ходе реконструкции улиц Москвы – их пугает пространство, они не в состоянии занять его собой). Возникает аналогия с буддийской «кучей зерна», которую видишь, но не можешь взять в руки – в ладонях всегда остаются только отдельные зерна. Страстное желание члена сетевой массы, сетевого зернышка, сокрушить противника, возмутиться, протестовать, начинает рассасываться сразу за дверью квартиры и донести его до площади не удается в принципе. Эта масса пугает власти тем, что не очень понятно, как ей управлять, но при этом видно, что она почти полностью безопасна.
Это информация к размышлению над новым виртуально-социальным феноменом. Можно опереться на Фрейда и Гассета в попытке понимания психологии прежних масс, но нынешняя масса ждет своего персонального исследователя.
Борис Якеменко – историк, доцент кафедры истории России Российского университета дружбы народов
Взято: Тут
289