Как донецкие шахтеры разгромили фашистов саперными лопатками ( 5 фото )
- 21.06.2019
- 1 382
В Донецке говорят: как только на борьбу с украинскими силовиками поднимутся все шахтеры, война в Донбассе будет выиграна. И судя по боевым успехам сформированного в прошлом году шахтерского батальона Донецкой народной республики "Кальмиус", это утверждение имеет достаточно оснований. Впрочем, свой боевой дух горняки Донбасса продемонстрировали еще в Великую Отечественную. Не зря по частям вермахта был распространен приказ шахтеров и моряков в плен не брать.
Достаточно вспомнить хотя бы один эпизод, когда вооруженные лишь саперными лопатками и гранатами шахтеры смогли разгромить крупное фашистское подразделение. Эту историю, кстати, особенно часто вспоминают сегодня в Донбассе.
В августе 1941-го в осажденную Одессу рвались многочисленные и хорошо вооруженные немецкие и румынские части. Фашисты планировали провести в конце августа победный парад в городе, но на восточном рубеже обороны у села Чебанка их наступление сдерживала 412-я береговая батарея. При этом мощная артиллерийская позиция являлась одновременно и защитой, и угрозой для Одессы. Если бы противнику удалось захватить батарею и развернули ее орудия, под обстрел попал бы не только город, но и морские подступы к нему. Пути снабжения и эвакуации были бы отрезаны окончательно. Именно поэтому фашисты, не жалея боеприпасов, обстреливали батарею и настойчиво штурмовали ее. Им почти удалось подойти к позициям одесских артиллеристов. Наступающие остановились лишь для того, чтобы подтянуть силы и подготовиться к последнему решающему натиску.
Ситуация сложилась критическая, однако послать на помощь батарее было некого: пришлось бы оголить другие участки обороны, которые тоже подвергались постоянным атакам. Единственным резервом, который можно было отправить в бой, оказались две маршевые роты - 250 шахтеров, прибывшие из Донецка (в то время - город Сталино). Они, правда, даже не были вооружены. Тем не менее горняки выразили желание отправиться на передовую.
На 250 человек нашлось лишь несколько винтовок. Шахтеров вооружили гранатами и саперными лопатками и отправили на машинах к 412-й батарее. На подступах к артиллерийским позициям шахтеры сходу попали в бой. Фашисты открыли огонь по машинам, и тут произошло невероятное.
Практически безоружные горняки атаковали румынских солдат. Под вражеским огнем шахтерам удалось приблизиться на расстояния броска гранаты. Отчаянные крики и взрывы в ночи заставили румын дрогнуть. А уж когда дело дошло до рукопашной и в воздухе замелькали лопатки в крепких мозолистых руках, противник не устоял.
Разбив первый заслон, шахтеры продолжили атаку. При этом многие уже были вооружены добытыми в бою трофеями. Во время атаки был убит командир и тяжело ранен политрук, но командование взял на себя один из шахтеров, пользовавшийся среди товарищей непререкаемым авторитетом. В результате горнякам удалось отбросить фашистов, окруживших батарею и уже почти прорвавшихся на позиции артиллеристов.
Ночная атака шахтеров был настолько мощной и неожиданной, что противник воспринял удар с тыла как действия крупного и хорошо вооруженного подразделения. Но в бою за батарею полегли практически все 250 донецких шахтеров. Когда рассвело, артиллеристы увидели поле ночного боя. Сошедшиеся в рукопашной горняки и фашисты лежали вповалку. Позже очевидцы рассказывали о рубленных ранах, перепачканных кровью саперных лопатках, которые даже после смерти крепко держали в руках погибшие шахтеры, и трофейных румынских винтовках с разбитыми прикладами.
Вот как, пропуская каждую строчку через собственное сердце, реконструировал этот бой, ветеран Великой Отечественной войны, военный историк Новомир Царихин:
«Колонна с потушенными фарами мчалась по Николаевской дороге, в сторону Чебанки. Вскоре впереди стали хорошо видны взрывы и светящиеся цепочки трассирующих пуль. Там шел бой…
Не доезжая до дороги к 412-й батарее, колонну машин обстреляли, видимо, румыны издали услышали шум моторов.
Шахтеры спешились, прошли вперед.
На самой дороге, на обочинах и рядом с дорогой, было много румын, ночь была светлая, и их было видно.
Внезапно шахтеры бросились в атаку и применили гранаты, а командиры короткими очередями из своих автоматов, принялись, как в тире, расстреливать вражеских солдат. И хотя среди румын началась паника, стрельбу по шахтерам они открыли.
Наши бойцы смешались с румынами, и, орудуя саперными лопатками, ножами и кулаками, перешли в рукопашную.
Крики, стрельба, ругань, стоны…
Бой был скоротечным.
В ходе боя погиб командир отряда – старший лейтенант Силин. Его заменил политрук Пронин, но и он упал тяжело раненым в живот. Команду на себя взял какой-то шахтер, которого знал весь отряд.
На Николаевской дороге добровольцы разбили румын, часть из которых удрала.
Под руководством нового командира оставшиеся шахтеры построились, и по его зычной команде, с криками «ура», уже с оружием в руках бросились в атаку на румын, окруживших батарею. Сначала те оказывали сопротивление, но потом, не выдержав яростного натиска, бросив своих раненых и убитых на поле боя, стали отступать, приняв отряд шахтеров за крупную воинскую часть.
В своем первом и последнем бою шахтеры из города Сталино выполнили приказ и воинскую присягу, спасли от захвата 412-ю батарею и ликвидировали возможность прорыва на Одессу румынских войск.
Сами же шахтеры почти все погибли, не думая ни о славе, ни об орденах, ни о памятниках...».
Материал взят: Тут