GadbaG
"А мы уйдем на север!.." - 2017. Мышиной тропкой по ткани ( 10 фото )
Прялка да иголка - вот, наверное, первое, с чем сотню лет назад училась обращаться маленькая девочка. Тут стоит вспомнить, что браки, в основном, были довольно ранние, а приданое девушка готовила себе сама, неустанно кроя и вышивая. Одежда, а также постельное белье, скатерти и прочие текстильные вещи, создающие домашний уют, медленно заполняли целый сундук.
Вышивкой украшали сарафаны и рубахи, занавески и подзоры, салфетки и полотенца. Сегодня мы вышиваем на этих вещах просто для удовольствия, а раньше каждая строчка или завитушка занимали свое особое место и имели значение
Любимый шов каргопольских мастериц, а если точнее, то жительниц Ошевенской волости - тамбурный. Именно им с середины XIX века чаще всего пользовались для создания узоров на ткани
Очень понравилось как поэтично его называли в этой местности - "мышиная тропка"
В деревне Поздышевская, где сняты практически все вышивки из этого поста, впервые услышала и про такой растительный орнамент как "лягушки". Не сказать, что он сильно смахивает на то самое земноводное, но если присмотреться, то, в принципе, можно увидеть сходство форм и контуров
Вышивали девушки, в основном, белыми нитками на кумаче - этот прием был характерной особенностью ошевенских мастериц. Часто внутри контура вышитых узоров можно было увидеть цветное заполнение шерстяными и хлопковыми нитями
Особо любимым было изображение сказочной птицы - павы, - издавна считавшейся у русского народа символом счастья и любви. Птица-пава всегда вышивалась в профиль с поднятым крылом и огромным хвостом. На крае полотенца помещалась одна такая птица, а на подоле праздничной рубахи или сарафана-кумачника целая вереница. Птицы выстраивались друг за другом. Туловище птицы вышивалось белыми нитками, а более мелкая разработка делалась яркими цветными нитями
Птиц много не бывает)
Еще один сюжет, характерный для Каргополья - месяцеслов. При этом распространенность этого узора сравнительно невелика. Чаще всего он встречается в Ошевенской волости Каргопольского уезда бывшей Олонецкой губернии (теперь Архангельская область), а также в близлежащих к ошевенскому тракту деревнях и селах.
Вышивали месяцеслов, представляющий из себя круг, чаще всего на концах полотенец, а также на подзорах и передниках. Разобраться в значении всех входящих в вышитый узор завитков, черточек и других деталей весьма сложно. Так же, как и понять, как умудрялись им пользоваться
Небесный кружок - это символ нарождающегося солнца. Большой круг - год, в центре него шесть ростков и шесть лепестков обозначают двенадцать месяцев. Квадратики же - это распаханные и засеянные поля. Кроме того, тут же обозначены праздники: начинался год с Рождества, а Николой Зимним заканчивался. Эту вышивку и символику также называли молитвой на урожай. Впрочем, это не единственный вариант толкования узора. Если захочется углубиться в разгадывание тайн месяцеслова, то стоит обратиться к статье Г.П.Дурасова "Каргопольские народные вышивки-месяцесловы".
Ну а эта вышивка не является старинной, ее выполнили современные девушки
Каждый раз радуюсь тому, что практически при каждой школе или клубе в архангельских селах и деревнях существуют кружки, в которых уже современные маленькие жители осваивают старинные ремесла, знакомятся и пробуют свои силы в том, что было неотъемлемой частью культуры их предков. Одному из таких мест обязательно уделю внимание в следующих постах
Вышивкой украшали сарафаны и рубахи, занавески и подзоры, салфетки и полотенца. Сегодня мы вышиваем на этих вещах просто для удовольствия, а раньше каждая строчка или завитушка занимали свое особое место и имели значение
Любимый шов каргопольских мастериц, а если точнее, то жительниц Ошевенской волости - тамбурный. Именно им с середины XIX века чаще всего пользовались для создания узоров на ткани
Очень понравилось как поэтично его называли в этой местности - "мышиная тропка"
В деревне Поздышевская, где сняты практически все вышивки из этого поста, впервые услышала и про такой растительный орнамент как "лягушки". Не сказать, что он сильно смахивает на то самое земноводное, но если присмотреться, то, в принципе, можно увидеть сходство форм и контуров
Вышивали девушки, в основном, белыми нитками на кумаче - этот прием был характерной особенностью ошевенских мастериц. Часто внутри контура вышитых узоров можно было увидеть цветное заполнение шерстяными и хлопковыми нитями
Особо любимым было изображение сказочной птицы - павы, - издавна считавшейся у русского народа символом счастья и любви. Птица-пава всегда вышивалась в профиль с поднятым крылом и огромным хвостом. На крае полотенца помещалась одна такая птица, а на подоле праздничной рубахи или сарафана-кумачника целая вереница. Птицы выстраивались друг за другом. Туловище птицы вышивалось белыми нитками, а более мелкая разработка делалась яркими цветными нитями
Птиц много не бывает)
Еще один сюжет, характерный для Каргополья - месяцеслов. При этом распространенность этого узора сравнительно невелика. Чаще всего он встречается в Ошевенской волости Каргопольского уезда бывшей Олонецкой губернии (теперь Архангельская область), а также в близлежащих к ошевенскому тракту деревнях и селах.
Вышивали месяцеслов, представляющий из себя круг, чаще всего на концах полотенец, а также на подзорах и передниках. Разобраться в значении всех входящих в вышитый узор завитков, черточек и других деталей весьма сложно. Так же, как и понять, как умудрялись им пользоваться
Небесный кружок - это символ нарождающегося солнца. Большой круг - год, в центре него шесть ростков и шесть лепестков обозначают двенадцать месяцев. Квадратики же - это распаханные и засеянные поля. Кроме того, тут же обозначены праздники: начинался год с Рождества, а Николой Зимним заканчивался. Эту вышивку и символику также называли молитвой на урожай. Впрочем, это не единственный вариант толкования узора. Если захочется углубиться в разгадывание тайн месяцеслова, то стоит обратиться к статье Г.П.Дурасова "Каргопольские народные вышивки-месяцесловы".
Ну а эта вышивка не является старинной, ее выполнили современные девушки
Каждый раз радуюсь тому, что практически при каждой школе или клубе в архангельских селах и деревнях существуют кружки, в которых уже современные маленькие жители осваивают старинные ремесла, знакомятся и пробуют свои силы в том, что было неотъемлемой частью культуры их предков. Одному из таких мест обязательно уделю внимание в следующих постах
Взято: Тут
0