sanderkelevra

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 2) ( 16 фото )

К теме хакеров и программистов в кино можно подходить с разных углов — триллер, драма, комедия, фантастика. В этом материале мы собрали все достойные фильмы о высоких компьютерных технологиях и блестяще владеющих ими людях — неважно, какого жанра картина, где и когда происходит ее действие. В качестве бонуса мы расскажем о лучших сериалах и аниме о хакерах и технологиях. Большая часть материалов — в том числе о таких культовых фильмах, как «Трон», «Отель „Новая роза“», «Тихушники» и «Военные игры» — публикуется на «Канобу» впервые.

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 2) бегущий по лезвию, призрак в доспехах, чужой 4

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner), 1982

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 2) бегущий по лезвию, призрак в доспехах, чужой 4

В 1968 году понятия «киберпанк» еще не существовало, а Филип Дик его уже вовсю писал: в требования жанра идеально укладывается не только роман Do Androids Dream of Electric Sheep? , но и подавляющая часть творчества писателя…, а может быть и вообще все его творчество.

Права на экранизацию романа приобрели продюсер Майкл Дили и режиссер Ридли Скотт — в основном из-за потрясающего, выносящего мозг сеттинга с умирающей после мировой войны Землей, внеземными колониями, искусственными домашними животными и визуально неотличимыми от людей андроидами-репликантами.

Сценарий экранизации написали отличные профессиональные сценаристы: Хэмптон Фэнчер и очень молодой гений Дэвид Уэбб Пиплз (будущий автор «Двенадцати обезьян»). Оба автора благоразумно списали в утиль невнятный и непроработанный сюжет книги: Дик писал очень быстро и о сюжете думал в последнюю очередь. Сохранив самые общие элементы (профессию героя, имя возлюбленной, тест Войта-Кампфа), они написали традиционную детективную историю с очень нетрадиционным героем и сеттингом.

В версии Фэнчера сеттинга не было вообще: все действие происходило в задымленных комнатах, где человек и андроид другой человек сидели друг против друга по сторонам от комплекса тестирования. Скотт попросил Пиплза добавить антуражных сцен, которые позволили бы ему показать атмосферу Лос-Анджелеса далеких-предалеких 2010-х годов.

В итоге фильм блистательно предсказал судьбу любого мегаполиса в ближайшие столетие-два: дым вместо неба, зонты со светящимися ручками, страусы на улицах.

Компьютеры в Blade Runner используются редко и вяло, но с киберпанком у фильма есть железная родственная связь. Картина вышла на экраны 25 июня 1982 года. За пару месяцев до этого Уильям Гибсон начал писать свой Neuromancer — одно из лучших фантастических произведений вообще, которое держится не столько на сюжете, сколько на мощнейшей (только в оригинале) стилистике и удивительном сеттинге, показывающем сращение азиатской и западной культур в мире недалекого будущего.

Написав примерно треть романа, Гибсон пошел в кино отвлечься от своих дымных видений Тиба-сити… и там его поприветствовали открывающие 20 минут «Бегущего по лезвию»!

Теперь ведь никто не поверит, что я придумал это сам!

От пережитого шока Гибсон так никогда и не оправился: роман он дописал, но не смог превзойти Blade Runner в сценариях своих фильмов, из которых до экранов доковылял только «Джонни Мнемоник».

Впервые опубликовано в материале «5 лучших фильмов про киберпанк»

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049), 2017

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 2) бегущий по лезвию, призрак в доспехах, чужой 4

Просмотр фильма Дени Вильнева вызвал у меня сложнейшую гамму смешанных ощущений, в которой я разбирался вплоть до дня написания этого текста. В итоге все эти чувства кристаллизовались в одно: «Бегущий по лезвию 2049» абсолютно не хочется пересматривать. В этом для меня — главное отличие сиквела от оригинала, каждую версию которого я пересматривал десятки раз (о чем можно судить вот по этому тексту с анализом фильма Ридли Скотта).

У нового «Бегущего по лезвию» есть ряд несомненных достоинств и как минимум одно неоспоримое преимущество перед оригиналом. Режиссура Вильнева, как всегда, на высочайшем уровне, причем это не стилизация и не подражание Скотту, а авторский фильм режиссера «Пленниц», «Убийцы» и «Прибытия».

Райан Гослинг в главной роли справляется с незавидной задачей — заставить зрителя переживать за неодушевленный объект (репликанта) вместо героя-человека. Харрисон Форд в кой то веки не просто появляется в роли постаревшего Харрисона Форда, а играет очень заковыристую психологически роль с широким спектром эмоций. Так Форд не играл со времен… ну, наверное, первого «Бегущего по лезвию». Гослинг не уступает Рутгеру Хауэру в оригинальном Blade Runner, Форд — Форду в том же фильме, постановка Вильнева как минимум сопоставима с уровнем Ридли Скотта в оригинале.

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 2) бегущий по лезвию, призрак в доспехах, чужой 4

Наконец, у сценария Хэмптона Фанчера и Майкла Грина есть одно значительное преимущество перед сценарием оригинального фильма. Blade Runner 2049 — это детектив, тут все построено вокруг тайны, загадки, которая держит зрителя в напряжении до последних кадров картины. В основе сценария первого фильма никакой тайны не лежало — это не детектив, а нуарный триллер, там все сюжетное напряжение держится на поединках Декарда с репликантами.

Именно из-за отсутствия загадочности в сюжете фанаты (и Ридли Скотт) задним числом принялись придумывать первому Blade Runner неоднозначности и задаваться вопросом, «репликант ли Декард или человек?», хотя в оригинальной театральной версии там все ясно, как день.

Уж лучше фильм совсем без загадки, чем загадка, столь вымученно притянутая за уши в режиссерских катах.

Но при всех достоинствах картинки и литературной основы фильма Blade Runner 2049 неизмеримо, катастрофически проигрывает Blade Runner без цифр в названии. Визуально фильм Скотта — вертикальный, от низового уровня бьющей ключом панкультурной жизни в трущобах Лос-Анджелеса 2019 года до парящего над зиккуратами дирижабля, обещающего всем желающим новую жизнь в далеких космических колониях. Фильм Вильнева — плоский, горизонтальный, открытый и безжизненный, полицейские автомобили там летают, а герои разговаривают на фоне огромных пустых пространств. Символично, что встреча Кея и Декарда происходит в самом неинтересном, затасканном видеоиграми окружении, которое себе только можно представить: выжженном атомной бомбой Лас-Вегасе.

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 2) бегущий по лезвию, призрак в доспехах, чужой 4

С одной стороны — это авторское НФ-кино с бюджетом в 185 $ млн (возможно, что перед нами последний высокобюджетный фильм такого рода), не лишенное достоинств в сценарной работе.

С другой — его создатели страдают тяжелейшей формой Интернет-фанбойства и вместо того, чтобы рассказывать собственную интересную историю, стараются с первого до последнего кадра «не посрамить» оригинал. Знаете, с Blade Runner было бы все в порядке и без этих каторжных усилий, а Вильневу стоило бы научиться у молодого Скотта главному. Не надо набивать свой трехчасовой эпос до отказа отсылками и философскими смыслами, надо просто рассказывать хорошую жанровую детективную историю с научно-фантастическими элементами.

«Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell), 1995

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 2) бегущий по лезвию, призрак в доспехах, чужой 4

В отличие от «Матрицы», сценарий одного из ее первоисточников очень плохой. Лучше всего провал сценарной работы Мамору Осии и Кадзунори Ито характеризует знаменитая сцена погони по улицам слегка футуристического Гонконга.

Это абсолютно ненужная, бессмысленная, непрофессиональная сцена: если бы Майор не догнала и не поймала невидимого наемника, в сюжете мультфильма ничего бы не изменилось. Сравните ее со сценой финальной погони из «Матрицы», где даже сейчас, после всех этих лет, ты стискиваешь подлокотники, уклоняешься всем телом и вздрагиваешь, когда Нео все-таки настигает пуля агента Смита…

Этой погони не было в оригинальной манге, режиссер вставил ее в свой фильм по худшей возможной причине: ему хотелось сделать красиво. Но Ghost in the Shell — лучшее аниме (и один из лучших фильмов) про киберпанк по одной простой причине: у Осии, в отличие от многих, многих аниме-сериалов, манги и фильмов, получилось сделать красиво и показать населенный киборгами и живыми ИИ мир так, как если бы он был абсолютно реальным.

Философские концепции GitS наивны, тяжеловесны, поданы через очень плохой диалог (опять-таки, сравните с аналогичными сценами в «Матрице») и не заслуживают особого внимания. Главное тут — потрясающий, феноменальный видеоряд, который можно описать как смесь «Бегущего по лезвию» и фильмов Андрея Тарковского. Он был бы невероятно реалистичен, детален и художественен даже в фильме с живыми актерами: а ведь в GitS все нарисовано.

Через длинную, лишенную слов или действия сцену с видами Гонконга Мамору Осии сумел полностью раскрыть психологическую глубину образа майора Кусанаги. В сценарии мультфильма (и манге) Майор — это лишенная интересов, эмоций или женственности болванка, пустое место, кукла с автоматом в руках.

Но визуальный ряд Ghost in the Shell компенсирует отсутствие какой-либо сценарной работы с развитием персонажа: Майор смотрит на сидящую в ресторане девушку, использующую тот же вариант кибер-тела, что и она сама, и понимает, что без давно утерянных воспоминаний ничем не отличается от манекенов в витринах.

«Чужой 4» (Alien Resurrection), 1997

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 2) бегущий по лезвию, призрак в доспехах, чужой 4

Alien: Resurrection — лучший сценарий известного режиссера и сценариста Джосса Уидона и один из лучших фантастических сценариев, когда-либо написанных в Голливуде. К сожалению, по фильму Жан-Пьера Жене это заметить трудно.

Немалые режиссерские таланты автора «Амели» и «Города потерянных детей» катастрофически не соответствуют мрачному миру, созданному будущим сценаристом «Светлячка» и «Серенити». Юмор у Уидона есть — но это мрачный юмор висельников, беспринципных, аморальных наемников, которые так шутят перед тем, как выстрелить в чью-то спину или продать груз живых колонистов в анабиозе не менее аморальным военным. У Жене все поставлено в духе жизнерадостного французского НФ-фарса.

Как сформулировал это сам Уидон:

Они говорят мои реплики… большей частью…, но говорят их неправильно. И подбор актеров неправильный. И дизайн декораций неправильный. И музыка неправильная. Они сделали неправильно все, что только могли.

Разочарование Уидона легко понятно: его написанный в 1995 году сценарий — плод огромного труда, автор вложил в него все свое воображение и свои (уже на тот момент немалые) познания о сценарном деле.

Уидон блистательно справился с невыполнимой драматургической задачей: как воскресить Эллен Рипли, столь убедительно, без сухого остатка, умерщвленную в «Чужом 3»? Он не только вернул Рипли к жизни путем клонирования, но и подвел под этот метод серьезную сюжетную основу с экспериментами профессиональных военных, заменивших любительские опыты корпорации Weyland-Yutani в предыдущих фильмах. Плохой писатель забыл бы про клонирование на следующей странице после удачного воскрешения героини: у гениального Уидона оно становится основой самой жуткой, душераздирающей и незабываемой сцены, от которой пробирает даже в бездарной постановке Жене.

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 2) бегущий по лезвию, призрак в доспехах, чужой 4

Да, речь конечно же, об эпизоде, где Рипли находит лабораторию со своими ранними, неудачными клонами, и хрип Kiiill Meeee из предыдущих частей принимает совершенно новое, воистину уидоновское значение.

«Чужие» всегда заигрывали с киберпанком: несколько отвергнутых вариантов «Чужого 3» написал лично Уильям Гибсон. Но Уидон практически с нуля, перенеся действие на 200 лет в будущее, создал новый, еще более безысходный сеттинг, в котором разведение Чужих — это промышленность.

Не забудем и шикарнейший образ Колл, блестяще сыгранной Вайноной Райдер идеальной «девушке Уидона»: фарфоровой фигурке, кричащей о своем внутреннем уродстве и разговаривающей с корабельным компьютером через порт в запястье и интерфейс в цифровой Библии. Я вам очень советую найти и прочитать любой из вариантов Resurrection, легко доступных в Сети. Это тут случай, когда вам, как Нео, надо разглядеть под виртуальной тюрьмой Жене конструкцию Матрицы.

«Паприка» (Paprika), 2006

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 2) бегущий по лезвию, призрак в доспехах, чужой 4

Говоря о лучших аниме-режиссерах, многие в первую очередь назовут Хаяо Миядзаки — но на мой взгляд, престол короля японской анимации должен принадлежать Сатоси Кону. Это режиссер, в чьих работах выразительность аниме идеально сочеталась с мастерством постановки, свойственным лучшим западным фильмам; выросший на фильмах Гиллиама Кон не менее мастерски умел переплетать элементы драматические и комедийные, приземленные и сюрреалистические.

В отличие от большинства аниме-режиссеров, Кон ставил в основном не проходные копеечные сериалы, а полнометражки; его работы — это кинофильмы, не скованные рамками стандартного live-action, а воплощенные в жизнь богатыми средствами анимации. Увы, карьера Сатоси Кона продлилась лишь одно десятилетие, за которое он успел выпустить четыре фильма (Perfect Blue, Millennium Actress, Tokyo Godfathers и Paprika) и один сериал (Paranoia Agent) — и в какие-то 46 лет умер от рака. После его смерти аниме уже не нужно: ему не достичь высот Кона, да и оно, прямо говоря, не особо и пытается. Что до Кона, то у него надо смотреть все без исключения: все его работы замечательны.

«Паприка» — это история об осознанных путешествиях по сновидениям, на несколько лет опередившая и в плане «логики сна» превзошедшая более сухой и структурированный Inception Нолана, хотя именно ей он и вдохновлялся.

Она не только снята языком кино, где монтажные склейки могут иметь дерзость менять весь сеттинг целиком, но и во многом этому языку кино посвящена. Это восхитительная фантасмагория, настоящее пиршество удивительных образов, сопоставленных с невероятным мастерством. «Паприка» рушит грань между реальностью и выдумкой, оставаясь при этом — как и все фильмы Сатоси Кона — историей о людях, в чьи грезы суждено окунуться зрителю.

«Первому игроку приготовиться» (Ready Player One), 2018

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 2) бегущий по лезвию, призрак в доспехах, чужой 4

«Первому игроку приготовиться» — явление (что роман, что фильм) определенно знаковое для гик-культуры. Вот только что именно оно означает, сказать очень сложно. Ты словно опускаешь лакмусовую бумажку в жидкость и вместо того, чтобы окраситься в определенный цвет, она начинает переливаться всеми цветами радуги, а затем на ней проступает лик Девы Марии с QR-кодом на лбу. Результат определенно получен, какой вывод из всего этого делать — тот еще вопрос.

И я сейчас не о том, насколько хорошими, удачными и глубокими вышли книга и фильм, а о самом феномене существования и широкой популярности подобного проекта.

«Игрок» — это вроде как воплощение всех трендов последнего времени. Повальная ностальгия по восьмидесятым, ретрогейминг, сдвиг гик-культуры на позицию мейнстрима, постмодернизм, вторичность на уровне плагиата, отсутствие новых идей или параноидальная боязнь таковых в Голливуде.

Вроде как мы видим на экране запредельное количество любимых героев — некоторых не просто впервые на одном экране, а вообще впервые в кино — словно экранизируется самый безумный фанфик-кроссовер, разве что без правила 34. Так почему вместо безбашенного незамутненного восторга чувствуется лишь настороженная озабоченность? Это все, что мы есть? Это суть гик-культуры? Квинтэссенция нашей любви и творческого потенциала?

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 2) бегущий по лезвию, призрак в доспехах, чужой 4

Что же касается самого фильма — то он хороший. У меня были совсем другие опасения перед просмотром: что история будет хаотичной и неинтересной, все превратится в трансформеры-стайл аттракцион, где один визуал и никакого контакта зрителя с героями и происходящими событиями. Но этого не произошло.

Нельзя сказать, что это картина сильна своими персонажами и погружением в интересный и многоплановый сюжет, но все же история увлекает, у нас есть линия, за которой хочется следить. Да, это самый минимум драматической составляющей, но он есть.

То, что 90% фильма мы проводим в виртуальной реальности могло стать проблемой, но, как ни странно, не стало — не давит то, что «все понарошку», ставки не выглядят слишком низкими.

«Оазис» нарочно не рендерился до идеальной реалистичности, что было видно еще в трейлерах — так можно без труда отличить его от происходящего в реальном мире, но и это не отвлекает. Несмотря на то, что аватары героев очевидно компьютерные, здесь это полностью оправданно концепцией, и даже ощущения, что смотришь мультфильм, а не фильм, не возникает.

Огромный хронометраж в два часа двадцать минут тоже не утомляет, хотя первая и вторая половины фильма как-то заметно отличаются по атмосфере и восприятию, но очень сложно сказать, что именно меняется. Провисающие куски присутствуют, но испортить общее впечатление неспособны.

«Акира» (Akira), 1988

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 2) бегущий по лезвию, призрак в доспехах, чужой 4

В гениальных аниме и манге Кацухиро Отомо из жизни байкерских банд Нео-Токио есть все, что нужно хорошему киберпанку: действие происходит в 2019 году, после третьей мировой войны, на фоне заново отстроенных японских небоскребов.

Противостояние консервативного правительства и либеральных низов выплескивается в массовые беспорядки с коктейлями Молотова (как в «Джонни Мнемонике»), черные вертолеты военных выдергивают неугодных в секретные лаборатории, вышедший из-под контроля проект (как в GitS) приходится усмирять при помощи новейших оружейных технологий, включая ручные лазеры и обязательную для жанра орбитальную пушку.

Для полного счастья в «Акире» не хватает только киборгов и вообще компьютеров — но их тут заменяют абсолютно легитимные для киберпанка телепатические сверхспособности. Настольная игра Shadowrun (для многих — олицетворение киберпанка в играх) использует их с 1989 года, упорно называя «магией». Фэнтези — не менее искусственный и фальшивый сеттинг, нежели киберпанк, так что все это очень хорошо сочетается.

Но вернемся к «Акире»: незамысловатая, но просто потрясающе нарисованная история рассказывает о простом байкере Тэцуо, получившем сверхспособности после столкновения с ребенком-мутантом.

Как и почему телепатические возможности передались Тэцуо через прямой контакт, Отомо объяснить не потрудился, но это и неважно: главное тут — совершенно сумасшедшие разрушения, которые Тэцуо устраивает сначала на уровне секретной лаборатории, а потом и всего города, и отчаянные попытки простого байкера Канэды остановить бывшего друга.

Фильм «Хроника» можно считать прямым (и довольно-таки бездарным) ремейком «Акиры»: но у оригинала есть мрачный, болезненно-реалистичный сеттинг, который превращает его из супергеройской басни в уникальное по силе и выразительности фантастическое произведение уровня Blade Runner или Ghost in the Shell.

«Черное зеркало» (Black Mirror), 2011 — наши дни

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 2) бегущий по лезвию, призрак в доспехах, чужой 4

Тема хакеров несколько раз поднималась в сериале «Черное зеркало». Особенность этого проекта в том, что это антология. Каждый эпизод — отдельная история со своим хронометражом и подачей. Все серии сняты разными режиссерами. Соответственно, и подход к подаче темы хакеров отличается.

Например, в 3 серии 3 сезона «Заткнись и танцуй» представлена история двух людей, которые случайно оказываются попутчиками, вынужденными выполнять задания, присланные им анонимом. Если они откажутся, то неизвестный хакер сольет их личные данные близким главных героев.

Эта серия отражает один из самых главных страхов современности — боязнь разглашения личных данных. В эпоху глобального доступа к всемирной Сети очень многие люди переживают о том, что данные их поисковых запросов и переписки в социальных сетях станут доступны окружающим, в особенности, членам семьи и ближайшему окружению (коллегам с работы, например). И этим страхом пользуется неизвестный хакер в серии «Заткнись и танцуй».

Вся прелесть серии в том, что у героев попросту нет выбора, а сам хакер остается обезличенным. Мы не знаем, ни пол, ни возраст, ни имя этого человека — только его желание наказать людей, показать им, на что они на самом деле способны ради сохранения анонимности своих тайн. Снял серию Джеймс Уоткинс, поставивший такие хорроры, как «Женщина в черном» и «Райское озеро».

Есть в «Черном зеркале» еще одна серия, в которой поднимается тема хакеров. В том же 3 сезоне в 6 эпизоде «Враг народа» хакер использует дронов-пчел, чтобы убивать людей, которых выберут люди по хештегу #СмертьТебе. Оказывается, что этих пчел правительство использовало не только для замены настоящих насекомых, но и для слежки за людьми. Добравшись до этой технологии, неизвестный с помощью технологии распознавания лиц с легкостью находит своих жертв. Но главный твист в другом — хакер хотел с помощью этой акции выявить всех, кто желает смерти другим людям, собрать их базу и использовать дронов для устранения этих людей.

Эта серия показывает другой порок общества — ненависть к окружающим, зачастую достаточно необоснованная. Через образ безликой толпы, голосующей за смерть той или иной знаменитости, нам показывают, как общество готов убить кого угодно, если поступки этих людей каким-либо образом противоречат их убеждениям. Это, кстати, самый длинный эпизод «Черного зеркала» и отличное олицетворение двуличности современного общества, не готового к последствиям и ответственности за совершенный выбор.

«Мистер Робот» (Mr. Robot), 2015 — наши дни

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 2) бегущий по лезвию, призрак в доспехах, чужой 4

О «Мистере Роботе» мы уже очень много писали. История про гениального хакера Эллиота, устроившего в мире экономическую революцию, — один из любимых современных сериалов как у меня, так и у Егора Парфененкова. Здесь вы можете подробно прочитать про первые два сезона, тут — про каждую серию третьего.

Mr. Robot — как минимум один из самых оригинальных сериалов, когда-либо транслировавшихся на любой платформе. Рейтинги у «Мистера Робота» просто чудовищно низкие (3 сезон в США смотрело порядка 500 тыс человек), но на канале USA Network кроме «Робота» сейчас все равно ничего достойного не показывают, так что шоу Сэма Эсмейла волей-неволей приходится продлевать на новые сезоны.

Это один из тех сериалов, который держится в эфире по чистой случайности — из-за удачного выбора платформы, на которой его показывают.

Хотя Mr. Robot часто сравнивают с жанровыми сериалами в духе Breaking Bad, на самом деле тут очень мало жанра — криминального триллера, — и очень много уникального авторского телевидения. Больше всего Эсмейл напоминает не Тарантино, а Стэнли Кубрика — недаром в его сериале столько пасхалок к «Лолите» и «Сиянию». Он экспериментирует прежде всего с картинкой и музыкой — какую часть кадра можно оставить пустой, сколько держать один и тот же план, чего можно добиться рассогласованием видеоряда и музыкального сопровождения.

Хотя Тарантино в Эсмейле хватает, корни сериала надо искать не в «Криминальном чтиве», а в тихом лирическом инди-кино, в безбюджетных студенческих мелодрамах, с одной из которых Эсмейл начал свою карьеру и которые смотрит такая же ничтожная аудитория. Именно поэтому Mr. Robot пока не работает как сериал — здесь слишком много эксперимента и слишком мало качественного, динамичного, захватывающего нарратива, той самой «истории с продолжением», ради которой сериальная форма подачи материала когда-то вообще была изобретена.

Но сила и оригинальность практически каждой отдельно взятой серии «Робота» ошеломляет настолько, что мы не могли не включить его в этот список — хотя бы в качестве самого длинного и высокобюджетного в мире инди-фильма.

«Эрго Прокси» (Ergo Proxy), 2006

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 2) бегущий по лезвию, призрак в доспехах, чужой 4

События сериала разворачиваются на выжженной Земле, где практически не осталось человечества. Небо затянуто беспросветным смогом, а живут люди в огромных купольных городах (не все, но многие). Кроме собственно людей, в сериале есть так называемые авторейвы, андроиды, которые людям во всем помогают, а также загадочные существа «прокси», на существование которых Риэл выходит совершенно случайно.

Строго говоря, Риэл — не самая основная героиня аниме, пусть и красуется почти на всех постерах. Основным можно считать Винсента Лоу, местную версию Икари Синдзи из «Евангелиона», только с поправками на сеттинг и на тот факт, что личность Лоу довольно сильно меняется по ходу действия сериала. В паре с ним путешествует девочка-андроид по имени Пино. Вместе эти двое отправляются в родной город Винсента, чтобы разузнать о прокси, а также о вирусе «Когито», который внезапно начал поражать всех авторейвов.

Путь Винсента и Пино лежит через другие купольные города и пустоши, и каждый раз героев ждет что-то новое. То огромный парк аттракционов, где все счастливы, то правда о том, в кого превратились люди после глобальной катастрофы. Очень постепенно герои понимают, во что они вляпались, однако отступать им уже некуда, и идти приходится до конца.

После того, как сериал я осилил, я смог вынести для себя лишь один крайне серьезный минус — это не растянутость и не характеры героев (которые все-таки эволюционируют в ходе пьесы). Нет. Это излишняя «серость» всего произведения. Да, постапокалипсис, да, все хреново. Но кроме серого-то цвета у вас наверняка были и другие! Придирка, конечно, но все-таки.

Ergo Proxy в общем и целом получается довольно самобытным сериалом, который пусть и берет кучу штампов, но на основе этих штампов получается весьма занимательное действо. Да, сериал не идеален — у него рваная динамика, странный местами сюжет и отталкивающие поначалу герои. Однако стоит дать ему шанс — и, скорее всего, вы просидите от начала и до конца, как приклеенные.

«Эксперименты Лэйн» (Serial Experiments Lain), 1998

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 2) бегущий по лезвию, призрак в доспехах, чужой 4

Первая серия Serial Experiments Lain вышла ровно двадцать лет назад, в июле 1998-го, когда Всемирная сеть была настоящим фронтиром, чем-то диким, необузданным, таинственным и многообещающим. Технологическая сингулярность казалась достижимой, и идеи трансгуманизма были как никогда популярны.

Сеть казалась средством для того, чтобы человечество сделало новый шаг в своем развитии — нечто, способное соединить всех. Тому, что несет с собой этот переход на новый уровень бытия, и посвящен этот сериал. Свою основную тему он раскрывает крайне многогранно — во многом он оказался пророческим. Как переход в Сеть сказывается на психологии человека? Каким станет общение в Сети? Кто станет властителем нового онлайнового мира? Какова цена анонимности в таком мире?

«Лэйн» выстраивает целую мифологию из фактов, культурных отсылок и мистификаций: в ее «информографии» переплелись коллективное бессознательное, тайные общества, инопланетные гости, злые корпорации, онлайн-игры, fake news и сам Бог. Сериал жонглирует этими мемами, искусно вплетая их в свою картину мира, создавая слепок духа времени, но никогда не принимает их слишком всерьез. «Лэйн» не дает ответов, не морализаторствует; сериал лишь предлагает зрителю все новые и новые поводы для размышлений, новые углы, с которых можно взглянуть на мир, неразрывно связанный с Сетью.

Взято: Тут

00
  • 0
  • 631
Обнаружили ошибку?
Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации.
Нужна органическая вечная ссылка из данной статьи? Постовой?
Подробности здесь

Добавить комментарий

  • Внимание!!! Комментарий должен быть не короче 40 и не длиннее 3000 символов.
    Осталось ввести знаков.
    • angelangryapplausebazarbeatbeerbeer2blindbokaliboyanbravo
      burumburumbyecallcarchihcrazycrycup_fullcvetokdadadance
      deathdevildraznilkadrinkdrunkdruzhbaedaelkafingalfoofootball
      fuckgirlkisshammerhearthelphughuhhypnosiskillkissletsrock
      lollooklovemmmmmoneymoroznevizhuniniomgparikphone
      podarokpodmigpodzatylnikpokapomadapopapreyprivetprostitequestionrofl
      roseshedevrshocksilaskuchnosleepysmehsmilesmokesmutilisnegurka
      spasibostenastopsuicidetitstorttostuhmylkaumnikunsmileura
      vkaskewakeupwhosthatyazykzlozomboboxah1n1aaaeeeareyoukiddingmecerealguycerealguy2
      challengederpderpcryderpgopderphappyderphappycryderplolderpneutralderprichderpsadderpstare
      derpthumbderpwhydisappointfapforeveraloneforeveralonehappyfuckthatbitchgaspiliedjackielikeaboss
      megustamegustamuchomercurywinnotbadnumbohgodokaypokerfaceragemegaragetextstare
      sweetjesusfacethefuckthefuckgirltrolltrolldadtrollgirltruestoryyuno