sanderkelevra

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 1) ( 16 фото )

К теме хакеров и программистов в кино можно подходить с разных углов — триллер, драма, комедия, фантастика. В этом материале мы собрали все достойные фильмы о высоких компьютерных технологиях и блестяще владеющих ими людях — неважно, какого жанра картина, где и когда происходит ее действие. В качестве бонуса мы расскажем о лучших сериалах и аниме о хакерах и технологиях. Большая часть материалов — в том числе о таких культовых фильмах, как «Трон», «Отель „Новая роза“», «Тихушники» и «Военные игры» — публикуется на «Канобу» впервые.

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 1) «матрица», «трон», «военные игры»

«Взлом» (Takedown), 2000, и Freedom Downtime, 2001

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 1) «матрица», «трон», «военные игры»

Предельно голливудская версия истории об аресте первого всемирно известного хакера, Кевина Митника, в наше время представляет скорее исторический интерес — да, вот так сценаристы ранних «нулевых» видели себе дуэль между киберпреступником Митником и специалистом по информационной безопасности Цутому Симомурой.

Какие-то детали реальной жизни в сценарий все-таки просочились — скажем, Симомура действительно помог поймать Митника с помощью пеленгации сотовых сигналов, но в целом фильм Джо Чапелля со Скитом Ульрихом и Расселом Вонгом в главных ролях получился стандартным триллером о противостоянии аналитика ФБР и серийного маньяка со всеми полагающимися погонями и нелепыми сюжетными ходами… вот только маньяк на сей раз грозится не убить очередную девушку, а «уничтожить весь Интернет» с помощью украденного у Симомуры «зашифрованного вируса».

Сценарий фильма еще до его экранизации просочился в Сеть и вызвал бурю негодования среди реальных хакеров, особенно среди друзей Митника.

Один из них, Эммануэль Голдштейн, возмутился настолько, что снял полнометражный документальный фильм Freedom Downtime, где настоящие хакеры зачитывают вслух куски сценария, издеваются над их недостоверностью и выражают озабоченность тем, что фильм негативно повлияет на шансы Митника на предстоящем судебном процессе. Документалка тоже не идеальная — хакеры там выставляются сплошь беззлобными шутниками, а Митник — ангелом без крыльев, — но вместе с голливудской версией она гарантирует вам интересный вечер с хакерами 90-х.

«Отель „Новая роза“» (New Rose Hotel), 1999

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 1) «матрица», «трон», «военные игры»

Спорная экранизация рассказа отца мирового киберпанка Уильяма Гибcона об обреченном специалисте по индустриальному шпионажу, ввязавшемся в войну двух мега-корпораций и все произведение дожидающемся ликвидации в тесном гробу капсульного отеля.

Экранизацией занимался один из самых скандальных и талантливых американских режиссеров — Абель Феррара, автор гениальных фильмов «Убийца с электродрелью», «Король Нью-Йорка» и «Похороны». Он же написал сценарий, довольно точно воспроизводящий все чрезвычайно запутанные перипетии и твисты гибсоновского рассказа.

К сожалению, к концу 90-х Феррара как автор окончательно сошел с ума, гениальности у него убавилось, зато отвратительного поведения на съемочной площадке — в разы прибавилось. В результате в процессе съемок режиссер уволил практически всю съемочную группу, растранжирил бюджет и то, что в конечном итоге доковыляло до экранов в ограниченном прокате, едва-едва можно назвать полнометражным фильмом.

Но какие-то проблески таланта — того, какая великая картина это могла бы быть, если бы ей занимался молодой Феррара, — в New Rose Hotel есть. Они ощущаются в клаустрофобии фрагментов в капсульном отеле (предвосхитивших сontained thrillers в духе Buried), в дизайне корпоративных декораций и, главное, в актерских работах Уиллема Дефо, Кристофера Уокена и Азии Ардженто, изо всех сил отыгрывающих фатальный треугольник специалистов по корпоративному внедрению. Между прочем, извлекаемого ученого-генетика Хироси играет Еситака Амано — художник игровой серии Final Fantasy!

«Тихушники» (Sneakers), 1992

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 1) «матрица», «трон», «военные игры»

Один из первых heist movies — фильмов про ограбления, — где активно используются высокие компьютерные технологии.

Главный герой, Мартин Бишоп в исполнении еще довольно молодого Роберта Редфорда, — бывший хакер, ныне возглавляющий группу специалистов, тестирующих на прочность системы безопасности гигантских корпораций.

В ходе очередного задания герои похищают черный ящик, позволяющий вскрыть любую американскую систему шифрования. Ящик попадает в руки Космо (довольно молодой Бен Кингсли), бывшего напарника Мартина по хакерской деятельности, который отбыл срок и теперь возглавляет собственную фирму. Ящик придется красть снова — на сей раз из штаб-квартиры компании Космо, занимающейся системами безопасности и укомплектованной по последнему слову техники 1992 года.

Sneakers — бодрый и смешной фильм, «11 друзей Оушена» или «Миссия: Невыполнима» с минимальными компьютерными заморочками (с таким же успехом вместо ящика можно было красть атомную бомбу или список агентов). Написал его Уолтер Паркс, автор знаменитых «Военных игр». В наше время, несмотря на безнадежно устаревшую и наивную техническую часть, «Тихушники» все еще отлично смотрятся как комедийный фильм-ограбление.

«Военные игры» (Wargames), 1983

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 1) «матрица», «трон», «военные игры»

Первый — и до сих пор самый культовый, — фильм о молодом хакере и его непростых отношениях с разумным суперкомпьютером, управляющим всей системой ядерной безопасности США.

Дэвид Лайтман (Мэтью Бродерик) случайно достучался до WOPR, пытаясь взломать игровую компанию. Принимая суперкомпьютер за видеоигру, Дэйв начинает сражаться с ним в «Глобальную термоядерную войну», играя за Советский Союз. Мир находится на грани гибели, предотвратить которую может только… партия в крестики-нолики!

Многие элементы отличной картины Джона Бэдхэма заслуженно стали культовыми — потрясающее начало, в которой показывается ненадежность человеческого фактора при запуске ядерных ракет, элементы подростковой романтической комедии с Бродериком и Элли Шиди, сцены в бункере NORAD… Фильм остается не только артефактом эпохи Холодной войны (он, кстати, играет важную роль в книжной версии Ready Player One), но и отличным, берущим за душу триллером в появившемся гораздо позже направлении young adult.

«Трон» (Tron), 1982

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 1) «матрица», «трон», «военные игры»

Абсолютно гениальный дебют Стивена Лисбергера рассказывает об уволенном программисте игровой корпорации Кевине Флинне (Джефф Бриджес), который, пытаясь доказать нарушение авторских прав со стороны бывшего работодателя, умудряется попасть в мир собственных игр.

Если не обращать внимания на невероятно переусложненное начало, в котором сценаристы пытаются устроить Флинну свидание с оцифровывающим лазером, и считать сразу со сцен в киберпространстве, кино практически безупречное. И костюмы героев, и сами игры, превратившиеся в грандиозные гладиаторские сражения на потеху нависших над аркадными автоматами игрокам, и революционные для 80-х (и прекрасно выглядящие в наше время) минималистские цифровые спецэффекты сами по себе могли вытянуть картину.

Но Лисбергер — не просто визионер, он еще и очень талантливый режиссер и сценарист, и его картина — не набор скетчей про видеоигры, а потрясающе романтическая история программиста, влюбившегося в одну из собственных программ.

Сцена, в которой Флинн целует Йори на фоне мерцающего луча, — это уровень даже не «Матрицы» или «Звездных войн», а какой-нибудь там «Касабланки».

«Трон: Наследие» (Tron: Legacy), 2010

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 1) «матрица», «трон», «военные игры»

Сиквел-ребут, а также дебютный проект Джозефа Косински («Обливион», «Дело храбрых»), продолжающий историю оригинальной ленты 1982 года. «Трон: Наследие» — проблемным фильм с слабым сюжетом, который окупается за счет стильной графики и, в особенности, саундтрека французского дуэта Daft Punk. Кроме звуковой и визуальной части «Трону» похвастаться, в принципе, больше нечем — разве что игрой Оливии Уайлд и ветерана кино Джеффа Бриджеса.

«Анон» (Anon), 2018

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 1) «матрица», «трон», «военные игры»

Новый фильм от режиссера/сценариста «Гаттаки» и «Времени» Эндрю Никкола, представляющий собой вольную фантазию на тему романа Оруэлла «1984». Лента не получила больших оваций, однако может зацепить интересными идеями и их реализацией.

Действие разворачивается в будущем: в глаза каждого человека встроен некий датчик, позволяющий узнать информацию о любом прохожем и отматывать/просматривать свои или чужие воспоминания (да, прямо как в серии «Черного зеркала»).

Однажды главный герой, детектив Сол Фриленд (Клайв Оуэн), натыкается на девушку (Аманда Сайфред), которая не числится ни в одной базе данных — все воспоминания с ней блокируются, а узнать настоящую личность невозможно. Параллельно с этим в городе происходит ряд странных убийств, в которых киллера также не получается отследить.

«Анон» интересен, прежде всего, своей тематикой. Это пафосный детектив и слабая драма, однако хороший экскурс в антиутопическое будущее, где технологии стали главным рычагом тоталитарного государства. Интересна и подача, а именно способы обхода героини Сайфред новых правил и попытка сохранить свою личность — оставаться анонимной. Для жителей России актуально, как никогда.

«Сноуден» (Snowden), 2016

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 1) «матрица», «трон», «военные игры»

Эдвард Сноуден — пожалуй, самый киберпанковский из ныне живущих на свете людей, фигура из рассказа раннего Уильяма Гибсона, внезапно во плоти оказавшаяся на экранах наших телевизоров. Биографический триллер Оливера Стоуна в характерной для этого режиссера манере рассказывает об этапах карьеры Сноудена (Джозеф Гордон-Левитт) в американских спецслужбах и постепенном формировании в его сознании операции по краже секретных данных Агентства национальной безопасности.

Как обычно у позднего Стоуна, нормально сыгранные бюрократы и реалистичные сцены в «Сноудене» соседствуют с невыносимо-фальшивой драматизацией зауряднейших моментов биографии — чего стоит сцена с Кубиком Рубика!

В фильме достаточно интересных и напряженных моментов, чтобы его стоило посмотреть один раз, но в той же документалке Citizenfour Лоры Пойтрас, состоящей из одного-единственного длинного интервью со Сноуденом, и образ раскрывается более полно, и саспенса в разы больше.

«Кто я» (Who Am I — Kein System ist sicher), 2014

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 1) «матрица», «трон», «военные игры»

Немецкий психологический триллер от режиссера не так давно нашумевшего сериала «Тьма» Баран бо Одара.

Концепт «Кто я» перекликается с тв-шоу Сэма Эсмейла «Мистер Робот», вышедшего через год после фильма. Все практически то же самое: калька с идеи «Бойцовского клуба», гениальный хакер в главной роли и протесты против общества.

«Кто я», разве что, выглядит шаблоннее «Робота», хотя всячески пытается это скрыть плот-твистами. Впрочем, у фильма есть свои плюсы: он не такой мудреный, да и в целом смотрится на одном дыхании, делая упор не столько на тонкости программирования, сколько на подростковый триллер. Глуповатый, но зато эффектный.

«Социальная сеть» (Social Network), 2010

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 1) «матрица», «трон», «военные игры»

Байопик про создателя Facebook Марка Цукерберга от культового режиссера Дэвида Финчера, снятый по сценарию не менее культового Аарона Соркина. «Социальную сеть» можно назвать эталоном биографических драм, которая смогла раздуть историю о паре гарвардских студентов до масштабов чуть ли не целого триллера.

Фильм связан с хакерством лишь косвенно, однако без взлома главным героем университетского сервера дело с социальной сетью не выгорело бы. Лента рассказывает историю самого молодого мультимиллионера США Марка Цукерберга — о его взлетах и падениях, местами вдаваясь в философию и личную жизнь программиста.

В общем, отличный байопик от мэтра современного кинематографа, да еще и с великолепным Джесси Айзенбергом в главной роли.

«Хакеры» (Hackers), 1995

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 1) «матрица», «трон», «военные игры»

С одной стороны, «Хакеры» — олицетворение всех худших голливудских традиций. Простая американская компьютерная молодежь здесь выглядит как Джонни Ли Миллер и Анджелина Джоли, вирус появляется на экране в виде гигантской говорящей головы Леонардо Да Винчи, а финальная атака на корпоративный суперкомпьютер подозрительно напоминает нападение повстанцев на Звезду Смерти.

Зато у фильма есть прекрасный саундтрек с композициями The Prodigy и Massive Attack, очень неплохая режиссура Йена Софтли и крепкий профессиональный сценарий Рафаэля Моро. Сценарист серьезно увлекался хакерской культурой поздних 80-х и ранних 90-х и вывел под видом своих героев реальных хакеров из легендарных групп Legion of Doom и Masters of Deception.

Более-менее реалистичные хакерские приемы тут очень органично уживаются с откровенным киберпанком: да, настоящие хакеры того (или любого другого) времени не проводили свое свободное время, играя в Wipeout на гигантском экране с 20-летней Анджелиной Джоли… но, черт возьми, как бы им хотелось так его проводить!

И даже суперкомпьютер в «Хакерах» зовут Гибсоном — в честь сценариста одной из картин нашего топа. Ну как можно не любить такой фильм?

Реальную жизнь хакеров 90-х нам все-таки не показывают. Вместо этого на экране очень творческое представление о ней в эпоху, когда компьютеры уже перестали быть чем-то совсем уж экзотическим, но еще не успели стать неотъемлемой частью повседневности.

Впервые опубликовано в материале «3 лучших фильма о хакерах»

«Джонни Мнемоник» (Johnny Mnemonic), 1995

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 1) «матрица», «трон», «военные игры»

Если в «Хакерах» нам показывали середину 90-х через призму киберпанка, то в «Джонни Мнемонике» киберпанк уже наступил: действие фильма происходит в далеком-предалеком 2021 году. Киану Ривз играет курьера, который перевозит в голове ценную информацию от одной группы хакеров к другой. Во-первых, информация слишком важная, чтобы ее можно было передать по сети. Во-вторых, ее немыслимо много: 320 гигабайт!

За фильмом Роберта Лонго возвышается вся громада творчества Уильяма Гибсона — отца-основателя жанра «киберпанк». «Джонни Мнемоник» — единственный экранизированный сценарий Гибсона, но далеко не единственный, им написанный.

«Мнемоник» практически не имеет отношения к рассказу, по мотивам которого он сочинен. Зато в нем живут цифровые призраки героев неснятых сценариев «Нейроманта» и «Сожжения Хром». Это «декеры», ковбои виртуальных просторов недалекого будущего, где весь мир выглядит как Япония 80-х, управляемая мега-корпорациями и якудза с лазерными хлыстами.

Наиболее очевидные кандидаты в декеры в «Мнемонике» — троица азиатов, закладывающая данные в голову курьера в начале фильма. Но мой любимый герой — и лучший хакер в этом материале — Джонс, выходящий на сцену лишь в финале картины.

Подобно герою «Кибера», Джонс не всегда был хакером-фрилансером: он успел отслужить в ВМФ США в должности криптографа. Это самый умный, добрый и симпатичный персонаж, когда-либо занимавшийся хакерской деятельностью в книге, комиксе, фильме или сериале.

Впервые опубликовано в материале «3 лучших фильма о хакерах»


«Кибер» (Blackhat), 2015

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 1) «матрица», «трон», «военные игры»

Самый недооцененный фильм в этом списке, «Кибер» пострадал прежде всего от неправильной рекламной кампании.

Я уже рассказывал о потрясающей актерской работе Криса Хемсворта в этом фильме. На мой взгляд, это его лучшая роль. Но вы об этом ни за что не догадаетесь из трейлеров или кратких описаний сюжета Blackhat. В них нам рассказывают очередную историю об осужденном хакере, который соглашается сотрудничать с властями, чтобы завоевать себе свободу, и идет по следу другого хакера. Таких историй хватает и в сериалах, и в других фильмах, и даже в реальной жизни. В общем, все очень банально.

На самом же деле Хемсворт играет закоренелого уголовника. Он попал за решетку в очень юном возрасте и превратился в типичного героя раннего Майкла Манна: взращенного пенитенциарной системой гладиатора, для которого жизнь на воле не особо отличается от жизни в тюрьме.

Да, он учился в Массачусетском технологическом и владеет определенными навыками в написании кода. Но это вам не хакер-энтузиаст, вставший на кривую дорожку. Это профессиональный рецидивист. Все вокруг принимают его за безобидного компьютерщика, не понимая, что от героя Хемсворта можно получить не только DDoS-атаку на сайт, но и удар заточкой под ребро.

Во всем творчестве Манна, где мелькают такие люди, как Фрэнсис Долархайд из «Охотника на людей», Винсент из «Соучастника» и Нил Макколи из «Схватки», Николас Хэтэуэй из «Кибера» остается самым опасным для окружающих персонажем.

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 1) «матрица», «трон», «военные игры»

Я мог бы многое рассказать о сюжете и отдельных сценах этого фильма. О его простой, но очень трогательной и естественной любовной линии. Но я не хочу портить вам удовольствие — посмотрите эту замечательную картину сами.

Если вы до сих пор сомневаетесь, я вас прекрасно понимаю. Я и сам, заглянув в разгромные рецензии и будучи жестоко разочарованным последними 2-3 фильмами Манна, пропустил «Кибер» в кино и на Blu-ray. А затем американский автор Брет Истон Эллис похвалил «Кибер» в своем подкасте и назвал его лучшей картиной Манна со времен «Своего человека» 1999 года.

«Свой человек» — один из трех лучших фильмов Манна. Я решил посмотреть «Кибер» исключительно из возмущения, чтобы у меня был повод назвать Эллиса ничего не понимающим в кино писателем. Но автор «Гламорамы» и «Американского психопата» оказался прав.

«Кибер» — это фильм, который можно ставить в один ряд со «Схваткой», «Своим человеком» и «Вором».

Впервые опубликовано в материале «3 лучших фильма о хакерах»


«Матрица» (The Matrix), 1999

Замечательные фильмы о компьютерщиках прошлого, настоящего и будущего (Часть 1) «матрица», «трон», «военные игры»

Все представления об ИИ, кибернетическом интерфейсе и виртуальной реальности в конце 90-х копировались из ранних 80-х — ведь на самом деле будущее не торопилось наступать, и вместо киберпространства из романов и рассказов Гибсона или The Metaverse из Snow Crash Нила Стивенсона мы получили Virtual Boy.

Разумные машины «Матрицы» запечатлели эту «вершину человеческой цивилизации» в виде виртуальной тюрьмы, подозрительно напоминающей Сидней образца 1998 года. Сильнее всего в The Matrix пугает факт, что человечество навсегда застряло в мире громоздких ЭЛТ-мониторов и ужасных телефонов-раскладушек, а не то, что его используют в качестве батареек.

Не думаю, что я смогу добавить что-то новое к анализу режиссуры, операторской работы и боевых сцен этого фильма: в лучших традициях киберпанка они тут, с одной стороны, революционные, а с другой — нещадно заимствующие приемы, техники и образы из западной и азиатской массовой культуры: тот же «Нейромант», фильмы Джона Ву, Ghost in the Shell, менее известное аниме, комикс The Invisibles Гранта Моррисона и так далее и тому подобное. Вместо этого я хотел бы обратить ваше внимание на по-настоящему прорывной компонент фильма — гениальный, ни на что не похожий, давшийся огромным трудом сценарий братьев Энди и Ларри Вачовски, который лег в основу всех этих потрясающих экшен-сцен и великолепно поданных философских откровений.

Первая версия сценария была написана в 1994 году, и с итоговым действием фильма там худо-бедно совпадают только первые 35 страниц: подросток по имени Эдди говорит по телефону с кем-то по имени Морфей, в комнату вламывается спецназ, Эдди его побеждает и убегает по крышам, преследуемый Агентами. Эдди ловят у телефонной будки, вкалывают ему сыворотку правды, узнают три имени, одно из которых — «Нео». Мы встречаем Нео, еще одного хакера-подростка, которого женщина на мотоцикле (Троица, еще один хакер) увозит на встречу с Морфеем…

Вот что написал штатный рецензент в отзыве на сценарий «Матрицы», легшем на стол ее будущего продюсера Джоэла Силвера:

Очень трудно порекомендовать этот сценарий. Если он доступен по небольшой цене, возможно, мы его можем купить и разработать, но для этого сценарий придется полностью переписывать после 35 страницы. Как полный сценарий, это никуда не годится, но первые 35 страниц достаточно хороши, чтобы мы могли рассматривать его достоинства.

Именно поэтому «Матрица» — один из моих самых любимых фильмов: вместо того, чтобы снимать кино по первому варианту сценария (или просто отвергнуть его), создатели как следует подумали и выжали из самой идеи и каждой связанной с ней сцены, фразы, образа или звука максимум возможного.

Впервые опубликовано в материале «5 лучших фильмов про киберпанк»

Взято: Тут

+22
  • 0
  • 847
Обнаружили ошибку?
Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации.
Нужна органическая вечная ссылка из данной статьи? Постовой?
Подробности здесь

Добавить комментарий

  • Внимание!!! Комментарий должен быть не короче 40 и не длиннее 3000 символов.
    Осталось ввести знаков.
    • angelangryapplausebazarbeatbeerbeer2blindbokaliboyanbravo
      burumburumbyecallcarchihcrazycrycup_fullcvetokdadadance
      deathdevildraznilkadrinkdrunkdruzhbaedaelkafingalfoofootball
      fuckgirlkisshammerhearthelphughuhhypnosiskillkissletsrock
      lollooklovemmmmmoneymoroznevizhuniniomgparikphone
      podarokpodmigpodzatylnikpokapomadapopapreyprivetprostitequestionrofl
      roseshedevrshocksilaskuchnosleepysmehsmilesmokesmutilisnegurka
      spasibostenastopsuicidetitstorttostuhmylkaumnikunsmileura
      vkaskewakeupwhosthatyazykzlozomboboxah1n1aaaeeeareyoukiddingmecerealguycerealguy2
      challengederpderpcryderpgopderphappyderphappycryderplolderpneutralderprichderpsadderpstare
      derpthumbderpwhydisappointfapforeveraloneforeveralonehappyfuckthatbitchgaspiliedjackielikeaboss
      megustamegustamuchomercurywinnotbadnumbohgodokaypokerfaceragemegaragetextstare
      sweetjesusfacethefuckthefuckgirltrolltrolldadtrollgirltruestoryyuno